Основные тенденции эволюции скандинавской культуры.
Взаимосвязь политико-социальных норм субкультуры Северной Европы – это достаточно спорный вопрос, который затрагивает, кроме указанных, и другие смежные дисциплины. Кроме того, углубление проблемы взаимосвязи мужской и женской аксиосистем как гендерных субкультур позволяет нам спроецировать взаимопроникновение материальной и духовной культур в обществе викингов и их взаимосвязь на политическую и военную жизнь скандинавского социума [Гуревич, 1972, С.56].
Рассмотрим взаимосвязь между политической деятельностью викингов, элементами их материальной культуры в рамках мужской и женской субкультуры. Наиболее ярко эти тенденции можно проследить по ювелирным изделиям, которые находятся на грани мужской и женской субкультур, так как изготавливались мастерами мужчинами, но для женщин, и вышивка, которая изготавливалась женщинами не только для себя, но и для мужчин. Это ключевой, на наш взгляд, момент, способный проиллюстрировать взаимопроникновение и взаимозависимость мужской и женской культуры.
Ювелирное ремесло и его продукция характеризуют не только военно-дружинную, но и во многом противоположную (хотя и взаимосвязанную, и дополняющую) женскую субкультуру украшений, с непосредственным (через орнаментальный стиль) выходом в область художественного творчества. Оно стало важным показателем развития социальных норм, а также состояния материально-технических ресурсов и распределения ценностей в скандинавском обществе уже в середине I тыс.н.э. К. концу VIII – нач.IX вв. возможности этого развития кажутся уже исчерпанными, эпоха викингов получила от предшествующей поры в наследство тяжеловесный, вычурный, перегруженный множеством второстепенных деталей и дополнений вендельский стиль, в бесконечных вариациях повторяющий и комбинирующий мотивы и образы, выразительные возможности которых полностью были раскрыты и исчерпаны искусством VI-VIII вв.
Три основных стиля характерны для эпохи викингов. С 840-х по 980-е гг. распространен стиль Боре, названный по одному из курганов Вестфольда, вытеснивший как тяжеловесную орнаментику III стиля, так и разнообразные экспериментальные поиски рубежа VIII-IX вв., отобразившиеся, в частности, в усебергской резьбе (отделка корабля, повозки, саней) [Викинги… 1996, С.38].
Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X вв. Этот стиль получил распространение в 870-1000 гг. [Викинги, 1996, C.83]. Длительное время он сосуществует со стилем Борре, и нередко обе разновидности звериной орнаментики представлены на одной и той же вещи. Однако и по происхождению, и по формальным особенностям, а вероятно и по социальному адресу, еллингский стиль достаточно отличен от сравнительно демократичного, насыщенного яркими языческими образами, привлекающего внимание пластическим богатством, при достаточно доступном материале, стиля Борре.
Третий стиль эпохи викингов иногда обозначают названием стиль Большого Зверя, объединяя при этом местные разновидности звериной орнаментики: стиль Маммен в Дании (960-1020 гг.), норвежский стиль Рингерике (980-1090 гг.) и сменяющий его стиль Урнес (1050-1170 гг.), и «стиль рунических камней» в Швеции XI в. Все эти варианты звериной орнаментики представляют собой развитие еллингского стиля в позднюю эпоху викингов.
Новой особенностью художественной и общественной практики этого времени стало сооружение различных мемориальных камней с руническими надписями [Викинги…1996, C.36]. Установленное современными исследователями хронологическое соотношение разновидностей скандинавского звериного стиля раскрывает не только художественный процесс, но в какой-то мере и социальную динамику. Объяснить синфазность изменения разных и при этом не связанных непосредственно сторон культуры (таких, например, как орнаментальный стиль) можно только, считая эти изменения производными от изменений социальной структуры.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1013;