Тема 3. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ
Целью занятия является показ общего и особенного в историческом познании в системе других видов научного познания.
План:
1. Особенности процесса научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
2. Научные революции, парадигмы и сообщества.
3. Теоретические методы. Аксиоматический метод, конструктивистский метод, гипотетико-дедуктивный метод, прагматический метод.
4. Кризисы общества и кризисы исторической науки. Почему происходит смена парадигм?
Особенности процесса научного познания. Функции научного исследования можно свести к фразе «Знать, чтобы предвидеть». Другими словами надо давать причинное объяснение события, исходя из теоретических представлений. Если же теория не позволяет дать более или менее правдоподобное объяснение, значит, теория не совершенна и нуждается в переработке. Такое противоречие между теорией и практикой – научная проблема, научно – поисковая ситуация с которой начинается, как правило, научное исследование. Подобная ситуация возникает также при столкновении различных точек зрения. Исследователь стремится разрешить противоречие: достичь понимания. Его назначение состоит в том, чтобы снять отчуждённость понимаемых объектов, событий, явлений, создать у человека ощущение их естественности (описать, чтобы объяснить и понять). Предвидение или научный прогноз рождаются путём выведения законов из уже существующей теории, либо выводятся путём наблюдения из множества однотипных эмпирических данных. Однако надо помнить, что наблюдение всегда носит избирательный характер (можно смотреть и многого не видеть). Прежде чем наблюдать, надо избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему. Кроме того, надо уточнить значение слов, с помощью которых будет производиться описание, а они в своё время возникли как отражение, чьих то интересов и точек зрения. Следовательно,исследователь всегда зависит от умонастроений своего времени, от накопленного до него опыта, от технических возможностей, которыми он располагает. Как правило, рост теоретического знания связан с общим историческим процессом[22].
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Различают эмпирический и теоретический уровни научного познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Эмпирические термины входят в высказывания, истинность которых может быть проверена в эксперименте. В принципе невозможно абсолютным образом разделить эмпирические и теоретические факты. Невозможно проводить наблюдение объекта, если нельзя, исходя из теоретических представлений, сформулировать задачу на решение (прежде чем наблюдать, надо знать, что наблюдать). С другой стороны любая теория проверяется практикой, то есть через деятельность. Теория имеет дело с общим. Общее отражает связи между частями целого. Если связи постоянны, мы обращаем на них внимание, ищем причинно – следственные связи и в случае успеха называем их закономерностями [23].
Научные революции, парадигмы и сообщества. В истории любой науки можно выделить периоды «нормальной науки» и научные революции (подробнее см. книги: Кун Т. Структура научных революций; Поппер К. Логика и рост научного знания; Канке В.А.Основные философские направления и концепции науки; Томпсон М. Философия науки.) [24] Период «нормальной науки» – время, когда учёные проводят исследования в пределах одной парадигмы. Под парадигмами подразумевают признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. На этом этапе выявляется весь познавательный потенциал, который заложен в новых идеях, определяющих видение реальности и способов её постижения. Но рано или поздно оказывается, что появилась масса вопросов, на которые теория не даёт ответа. В этих условиях начинается поиск новых подходов к решению проблем. Подходы вступают в конфликт друг с другом. Конкурирующие варианты растут в количественном выражении. Наступает кризис. Создается иллюзия краха основ. Начинается обсуждение фундаментальных положений, которое приводит к возникновению новой парадигмы: происходит научная революция. Научные сообщества, вступая в спор, защищают ту или иную парадигму. Научная революция оканчивается победой одного из двух противоборствующих лагерей. Наука в целом получает импульс к развитию, а побеждённые переходят на точку зрения победителей. Таким образом, постоянная научная критика есть нормальное состояние любой развивающейся научной дисциплины. Конкуренция научно – исследовательских программ составляет основу развития науки[25]. Исследовательская программа включает в себя неопровергаемые для сторонников одной парадигмы фундаментальные положения. В неё включается набор гипотез, не противоречащих фундаментальным положениям. Программа приводит либо к предсказанию новых фактов, либо к объяснению со своих позиций фактов, открытых конкурентами.
Теоретические методы. Реализация теоретического знания – это процесс, который осуществляется шаг за шагом в соответствии с определённым методом. Метод теории – это способ достижения цели теоретическим путем. Главнейшими среди теоретических методов являются: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-дедуктивный и прагматический. Карл Поппер объяснял стремление к построению теорий как попытку найти правдоподобное объяснение происходящим событиям и явлениям: «Дать причинное объяснение некоторого события – значит, дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов» [26].
Аксиоматический метод, конструктивистский метод, гипотетико-дедуктивный метод, прагматический метод. При аксиоматическом методе теория строится в виде системы аксиом и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получить утверждения (теоремы) данной теории. Метод используется в математических науках. Конструктивистский метод используется в логико-математических науках и информатике. Здесь развёртку теории начинают не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Задаются правила построения новых теоретических конструктов. Статус научности придают лишь тем конструктам, которые действительно удалось построить. В естествознании широко применяется гипотетико-дедуктивный метод. При этом используются гипотезы обобщающей силы, из которых выводится всё остальное знание. В отличие от аксиом математики и логики гипотезы из арсенала естествознания нуждаются в эмпирическом подтверждении. Специфику технических и гуманитарных наук наиболее полно выражает прагматический метод. Суть прагматического метода составляет логика так называемого практического вывода. Если при гипотетико-дедуктивном выводе информация о факте «подводится» под закон, то при практическом выводе информация о средстве должна соответствовать поставленной цели, которая в свою очередь, согласуется с некоторыми ценностями [27].
Парадигма истории – это, прежде всего, парадигма историографии. Историческая парадигма сочетает в себе субъективный и интерсубъективный предпосылочный контексты. При этом первый может рассматриваться как условие понимания субъектом окружающего мира. Второй выступает как поле деятельности людей, изучаемых историком, и область, в которой определяются духовные продукты этой деятельности. Уровни действия парадигмы. На первичном уровне происходит восприятие учёными определённых предметов, фрагментов исторической действительности, и интерпретация исторических явлений, событий реальности, иными словами, интерпретация первичных текстов. Результатом данной интерпретации, т.е. результатом действия парадигмы на первичном уровне, является возникновение новых исторических источников, нового знания. На втором уровне интерпретируется знание о реальности, заключённое в исторических текстах, т.е. дается интерпретация вторичных текстов как знания о знании. Её особенностью является не только определение достоверности приводимых данных, но и выяснение исторического смысла текста, того, что и зачем автор хотел сказать. При этом особенно важным является сохранение роли самого автора как окончательного определителя значений и смыслов текста. В связи с этим, исторический смысл текста невозможно обнаружить без знания об общем, объединяющем, что является гносеологической предпосылкой понимания индивидуального в истории. И в конечном итоге, именно неявное знание, заключённое в парадигме, позволяет отличить науку от ненауки. В этом как раз и состоит результат проявления парадигмы на втором уровне и её значение как демаркационной линии для исторической науки. Каждая историческая парадигма, являясь предпосылкой понимания, позволяет изучать лишь определенный набор фактов и источников. Любая историческая парадигма может быть выявлена в науке лишь ретроспективно.
Кризисы общества и кризисы исторической науки. Развитие науки сопровождается кризисными ситуациями, которые имеют сложную природу, включая в себя и кризис господствующей парадигмы. Разрешение кризисов в науке необходимо связано с зарождением новой парадигмы. Её появление свидетельствует не об ошибочности предыдущей парадигмы, а о движении научного знания. Предпосылками качественных преобразований в парадигме выступают аномалии. Аномалия появляется обязательно на фоне существующей парадигмы и подвергает сомнению суть ее фундаментальных идей. Так, в недрах циклической парадигмы появилась идея линейного развития, которая явилась своеобразным усложнением идеи изменения, существующей в рамках этой парадигмы. Под развитием подразумевается приобретение нового качества при достижении определенного предела и переходе на следующую ступень своего развития.
При смене исторических парадигм не утрачивается их преемственность. Её легче выявить на втором уровне проявления данных парадигм, где явно действуют идеи, теории, подходы, методы, формы исследования, применяемые для интерпретации вторичных текстов. Данная преемственность заключается в существовании основополагающих идей любой из рассматриваемых парадигм - идей движения общности человечества. Они имеют свое конкретно-историческое содержание в каждом типе парадигм.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1290;