Развитие ситуации вокруг косовского конфликта 1999-2007 гг. Уроки югославской трагедии.
Резолюцией № 1244 СБ ООН учреждалась Миссия ООНпо делам временной администрации в Косово (МООНК), под управлением которой его население могло бы постепенно начать пользоваться существенной автономией. В частности, МООНК предписывалось:
- осуществлять основные гражданские административные функции;
- содействовать установлению существенной автономии и самоуправления в Косово;
-содействовать политическому процессу, призванному определить будущий статус координировать гуманитарную и чрезвычайную помощь, оказываемую всеми международными организациями;
- оказывать помощь в восстановлении ключевых объектов инфраструктуры;
- поддерживать гражданский правопорядок;
- поощрять права человека;
- гарантировать безопасное и беспрепятственное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома в Kocoвo.
Косовский кризис 1999 г. стал прямой причиной политических потрясений в СРЮ и, в конечном итоге, падения режима С. Милошевича. В ноябре 2005 г. государства-члены Контактной Группы утвердили документ под названием «Руководящие принципы», представляющий собой план по урегулированию в Косово, в котором помимо прочего отражены изначально неприемлемые варианты урегулирования статуса Края:
• возврат к статусу Косово до 1989 г.;
• изменение существующих границ Края;
• вхождение Косово в состав какого-либо третьего приграничного государства.
Руководствуясь этими принципами. Специальный представитель Генерального Секретаря ООН по Косово, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари в тесном взаимодействии с руководством ЕС, НАТО, а также государствами-членами Контактной группы выступил организатором и посредником в переговорах сторон на самом высоком уровне по широкому кругу вопросов, напрямую связанных с будущим статусом Края: децентрализация власти и положение сербского меньшинства, вопросы экономики и право собственности и т. д. Косовский конфликт, безусловно, оказался прецедентом и с точки зрения новых вызовов безопасности в пост-биполярный период, и с точки зрения новых знаний о международных конфликтах. 1. В конфликтах в бывшей Югославии проявился мощный разрушительный потенциал противоречий на этнической и религиозной почве. 2. В результате распада СФРЮ в первой половине 90-х гг. стало очевидно, что в условиях острого политическою кризиса вмешательство внешних акторов способно не только усугубить конфликтные отношения, придать им «внешнее» измерение, но и довольно быстро вывести конфликт на международный уровень. 3. Косовский кризис 1998-1999 гг. продемонстрировал, что региональные конфликты в условиях трансформации системы международных отношений способны расшатать самые основы миропорядка, если это окажется на руку ведущим игрокам на мировой политической арене. 4. В течение нескольких дет после окончания Косовского кризиса, фактического вывода Края из-под действия прав СРЮ, Сербии и Черногории, с 2006 г. — Сербии, проведения выборов и формирования Собрания Косово окончательно созрел вопрос о статусе Автономии. 5. Специфической чертой конфликта в Косово, как и других конфликтов на Балканах, следует считать «европеизацию» региона — процесс включения всех балканских государств и народов в систему общеевропейского сотрудничества и подготовку к полноценной интеграции в экономические и политические структуры Европейского Союза.
Лекция 15.Конфликты этнических меньшинств. Возможные источники возникновения вооруженных конфликтов в регионе.
1. Опыт международно-правовой защиты национальных меньшинств.
2. Национализм, этнические проблемы, расы, конфликты.
3. Источники возникновения вооруженных конфликтов.
4. Территориальные претензии.
Цель лекции: раскрыть конфликты этнических меньшинств, возможные источники возникновения вооруженных конфликтов в регионе.
Ключевые слова: геополитика, политика, внешняя политика, концепция, конфликт, социальный конфликт, политический конфликт, стадии конфликта, эскалация конфликта, инцидент, методы урегулирования конфликта, переговоры, стороны конфликта, третья сторона конфликта, международные, межэтнические, региональные конфликты, экономика, мировое сообщество, признание, дипломатия
Этнополитические конфликты. Этнополитический конфликт совмещает в себе признаки двух различающихся по сферам деятельности конфликтов: политического и этнического.Этнополитический конфликт представляет собой столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических (этнополитических) конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциональность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Этнополитический конфликт– частная форма социально-политического конфликта, но обладает при этом своими специфическими особенностями. Во-первых, подавляющее большинство этнических конфликтов имеют политическую составляющую, т. е. в большей или меньшей степени они являются этнополитическими. Следует различать горизонтальные этнополитические конфликты – конфликты между этническими группами (например, конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами или конфликт между крымскими татарами и остальным населением Крыма), и вертикальные– конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский, карабахский, косовский конфликты. Во-вторых, важно учитывать, что в одних случаях этничность может быть лишь «камуфляжем» политической борьбы, например, борьба за «национальное самоопределение» народов Севера, которую вели в 90-е гг. XX столетия политические лидеры некоторых автономий российского Севера, на деле преследуя цели увеличения «объема» своей власти. В-третьих, этнополитические конфликты в большинстве случаев имеют статусную природу: предметом таких конфликтов чаще всего бывает политический статус этнической группы, поэтому одной из важнейших причин развертывания конфликта становится изменение взаимодействия этнических групп или среды этого взаимодействия, при котором экономический или политический статус одной из них будет восприниматься ее членами как неприемлемый. В-четвертых, этнополитические конфликты – не только и не столько конфликты интересов, сколько конфликты идентичностей, так как участие в конфликте преимущественно на основе групповых мотивов обязательно предполагает отождествление человека с группой, участвующей в конфликте, его этническую идентификацию.
В-пятых, политический конфликт в процессе его развертывания может приобрести этническое основание. В-шестых, вследствие чрезмерной эмоциональной составляющей этнической идентичности этнополитические конфликты отличаются высокой степенью иррациональности, которая выражается в огромном потенциале агрессивности, ненависти и враждебности, далеко выходящих за рамки рационального осознания интересов сторон конфликта и выбора стратегии взаимодействия. В-седьмых, специфической характеристикой динамики этнополитического конфликта, связанной с его иррациональностью, является большой потенциал эскалации конфликта и, как правило, быстрая его эскалация. В-восьмых, для этнополитических конфликтов характерно полное доминирование деструктивного потенциала над его конструктивной составляющей, поскольку стороны конфликта, как правило, существуют в разных системах «ценностных координат». В-девятых, практически во всех случаях этнополитические конфликты многофакторные, имеют несколько объектов конфликта и проблемных зон, например территориальный спор, проблемы политического или социально-экономического статуса этнической группы и этноконфессиональные противоречия. В-десятых, в силу названных и неназванных причин этнополитические конфликты трудно поддаются разрешению, поскольку возникает чрезвычайно сложная задача найти пути удовлетворения как нематериальных интересов, так и требований повышения статуса, возврата «исконных» территорий, расширения экономических возможностей, большего доступа к политической власти и т. д. Поэтому скорее можно говорить об урегулировании, «замораживании» или преобразовании в менее деструктивную форму этнополитических конфликтов, чем об их разрешении.
Межэтническое взаимодействие происходит на основе закономерностей, характерных для любого межгруппового взаимодействия. Это — групповая (этническая) самоидентификация; сравнение, сопоставление с другими этносами (группами); противопоставление себя другим по принципу «Мы — группа», «Они — группа». Так возникают конфликты идентичности, которые в различных формах присутствуют в любом типе межэтнического конфликта. Но поводом и причиной для возникновения и развития этнополитического конфликта могут быть самые разные социальные проблемы. Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов. Такие конфликты возможны и на межгосударственном, и на межрегиональном, и на местном уровнях. Территориальные притязания имеют разные мотивы, например:
1) территориальный спор может быть обусловлен историческим прошлым этносов — наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории;
2) нечеткой демаркацией существующих границ или началом новой демаркации между этносами, ранее таких границ не имевших;
3) конфликты, связанные с возвращением на свою историческую родину ранее депортированного этноса;
4) из-за произвольного изменения границ;
5) из-за насильственного включения территории этноса в соседнее государство;
конфликты, связанные с расчленением этноса между разными государствами. Причины возникновения этнополитических конфликтов и их предполагаемые цели также многообразны, например:
1) конфликты между различными этническими группами, вызванные политической борьбой за власть на всех уровнях (местном, региональном, государственном);
2) борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;
3) борьба этноса за полную государственную (политическую) независимость и другие.
Экономические (политические) конфликты между этносами могут быть вызваны следующими причинами:
1) неравенством этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;
2) нарушением баланса экономических интересов между центром и этнически идентифицированным регионом (например, субъектом федерации);
3) изменениями в политической структурно-функциональной системе производства, распределения и потребления товаров и услуг (например, в результате перераспределения собственности или миграции населения традиционные виды деятельности от одного этноса переходят к другому).
Выразителем этнических интересов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть — определенные элитные группы, которые преследуют личные интересы в этнических конфликтах. Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность — лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д. Если взять за основание классификации территорию проживания различных доносов и наличие или отсутствие государственных или административных границ между ними, то можно выделить следующие типы этнических конфликтов:
1) межгосударственные, внешние конфликты;
2) региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) границей в рамках единого государства;
3) конфликт между центром и регионом (например, субъектом федерации);
4) местные конфликты.
В зависимости от целей национально-этнических движений выделяют следующие типы конфликтов:
1) социально-экономические, их цель — борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу;
2) культурно-языковые, связанные с защитой родного языка и национальной культуры;
3) территориально-статусные, направленные на борьбу за изменение границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса;
4) сепаратистские, их цель — выход из состава федерации и образование собственного независимого государства.
В своем развитии межэтнический конфликт проходит те же стадии, что и любой вид конфликта. Но этнический конфликт имеет свои специфические особенности: одной из основных особенностей межэтнического конфликта является то, что он может возникнуть на любом основании, если одна из сторон идентифицирует себя по этническим признакам; в его развитии большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фашизм, панисламизм и другие); двойной стандарт в подходах к «своим» и «чужим» (то, что позволительно «своим», непозволительно «чужим»).
Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и другие ресурсы. По образному сравнению В. А. Михайлова, межэтнический конфликт развивается по принципу «воронки»:
• на первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид, формируется образ «врага»;
на втором этапе стороны плодят своих антидвойников (закон «заразного» причинения), «одномерных человеков» или «недочеловеков»;
• на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и «события отныне разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются к тебе же.
Этнополитическая мобилизация как фактор зарождения и развития этнополитических конфликтов.Этнополитическая мобилизация – это процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы.
Первым компонентом в «структуре политических возможностей» этнополитической мобилизации может быть назван процесс использования внутренних ресурсов этнополитической мобилизации. В свою очередь, этот процесс, как правило, развертывается поэтапно.
Первый этап – конструирование традиции и мобилизация «народности». Второй этап – политизация этнического/национального наследия. Третий этап – «этническое очищение». При всем многообразии возможных вариаций эта логика развития мобилизации свойственна прежде всего всем видам этнического национализма, носители которого и выступают главными агентами этнополитической мобилизации. Поэтому потенциал и результаты радикального и взрывоопасного коллективного действия, присущего этнонационализму, обусловливаются ресурсами, возникающими при развертывании этих трех взаимосвязанных процессов.
С. Олзак и Дж. Нейджл выделяют в качестве факторов, влияющих на процессы этнополитической мобилизации, следующие социально-экономические изменения в обществе:
а) урбанизация социума, которая обостряет конкуренцию между представителями различных этнических групп, переселяющихся в города из районов прежнего компактного проживания;
б) индустриализация, которая также может обострить этническую конкуренцию за рабочие места;
в) экономическое развитие периферийных районов или открытие новых ресурсов экономического роста на периферии, занятой компактными этническими популяциями; это, как правило, создает потенциал для возникновения этнических политических партий и движений;
г) наконец, мобилизация имеет место в условиях национально-государственного строительства: радикальное изменение политического статуса этноса воздействует на этническое сознание и делает очень вероятным массовое этнополитическое движение.
Российский исследователь З. Сикевич дополняет этот перечень так называемыми составляющими «этнического риска», который определяет как «…вероятность негативного влияния этнического фактора на устойчивость социальной системы». К этим составляющим относятся: 1. Этнический состав территории, соотношение доли титульного населения государства или этнического большинства региона и доли национальных меньшинств.
2. Наличие этнотерриториальных претензий, особенно в случае их использования в качестве инструмента государственной политики.
3. 3аконодательное нарушение прав человека по этническому признаку или косвенным показателям принадлежности к национальным меньшинствам (знание государственного языка, ценз оседлости и др.).
4. Стремление национального меньшинства, проживающего анклав-но, к национально-государственному самоопределению, особенно если этот анклав непосредственно соседствует с территорией основного проживания этноса.
5. Этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих этнических общностей.
6. Курс на построение национального государства в условиях полиэтнического общества.
Этот перечень можно и, как представляется, нужно дополнить, следующими составляющими «этнического риска».
7. Степень легитимности, эффективности и стабильности государственной власти, сплоченность и организованность «центральной» правящей политической элиты.
8. Характер и состояние общественных и особенно государственных институтов. В ситуации ослабления институциональной системы государства для этнополитической мобилизации появляются благоприятные предпосылки.
9. Внешнее влияние, т. е. надежда на поддержку извне или, наоборот, опасение осуждения, например, мировым сообществом, несомненно, воздействует на поведение лидеров националистических движений.
10. Территориальное положение.
11. Изменение (возрастание) геополитической значимости потенциально конфликтного региона.
12. Социально-экономическое расслоение (классовое, статусное) в обществе, которое приобретает форму этнического расслоения, также резко повышает конфликтный потенциал, поскольку социально-экономическая власть и господство накладываются на этнополитическую власть и дополняются элементом этнократии.
13. «Перепроизводство» образованных людей, особенно гуманитариев, и возникновение препятствий для карьеры стимулирует рост недовольства.
14. Массовая миграция из регионов с серьезными расовыми и культурными отличиями. С этой проблемой столкнулись сегодня все промышленно развитые страны 3апада, не менее остро она стоит и в России.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 3030;