Основные элементы построения блок-схем
Распространенным средством записи алгоритмов является графический способ представления алгоритмов в виде блок-схем. Блок-схема – это ориентированный граф, в вершинах которого расположены геометрические фигуры заданного набора. Эти фигуры изображают отдельные операторы. Стрелки, соединяющие геометрические фигуры, определяют последовательность выполнения операторов.
Принято считать, что разные фигуры изображают разные операторы. Так, прямоугольник изображает преобразование информации, например, он может соответствовать оператору присваивания. | ||||||
Ромб используется для изображения проверки условия | ||||||
Ввод и вывод данных изображаются параллелограммом. | ||||||
Начало и конец алгоритма изображаются овалом. | ||||||
Обращение к подпрограммам, существующим в качестве самостоятельных модулей, изображается в виде прямоугольника с полями. | ||||||
Для организации циклических конструкций используется блок модификации. Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное и конечное значения, а также шаг изменения значения параметра для каждого повторения. | ||||||
Вершина графа, имеющая вид:
представляет передачу управления от одной из двух или более входящих ветвей к одной выводящей ветви. Она называется объединяющей вершиной. Объединяющую вершину используют и как указатель переноса, если блок-схема не умещается на листе.
Из блока конца алгоритма не выходит ни одной стрелки. Из остальных блоков, кроме блока проверки условия выходит только одна стрелка.
Из блока проверки условия выходит две стрелки. Стрелка с надписью «нет» (F) указывает операторы, которые выполняются, если проверяемое условие ложно (False); другая, с надписью «да» (T) указывает операторы, которые выполняются, если проверяемое условие истинно (True).
В блок «начало» не входит ни одной стрелки. В другие блоки может входить одна или несколько стрелок. Оформляется это с помощью объединяющей вершины, например,
Геометрические фигуры могут быть занумерованы, т.е. иметь метки. Задача 9. Квадратное уравнение. Составьте блок-схему алгоритма решения квадратного уравнения a∙x2+b∙x+c=0, a¹0, если известно, что дискриминант его положителен. Решение. Смотри блок-схему алгоритма (задача 9). Это пример блок-схемы линейного алгоритма. У каждого оператора линейного алгоритма имеется только один предыдущий и один последующий оператор. Каждый из рассматриваемых операторов, кроме начала и конца – оператор преобразования информации, а потому обозначен прямоугольником. | Блок-схема алгоритма (задача 9): |
Блок-схема алгоритма имеет следующие достоинства:
1. Она способствует лучшему зрительному восприятию структуры алгоритма, облегчает его запоминание.
2. Видна логическая последовательность действий; следуя в направлениях, указанных стрелками, наглядно представляется работа всей блок-схемы.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 2902;