Идея, формат, ритм и золотое сечение
Истинный профессионализм художника состоит
не в том, что он научился хорошо рисовать, бойко
и цветисто писать красками, свободно «компоно-
вать» на любую тему, а в том, вступили ли эти ча-
стные умения в единую стройную и связную систе-
му, умеет ли он, как хороший дирижер, направить
все инструменты оркестра на создание целостного
гармонического звучания для выражения своего за-
мысла.
Совершенную форму художник создает тогда,
когда прочувствует ритм своей идеи, определит
формат и размер холста, расположит его горизон-
тально или вертикально и потом уже, не нарушая
избранного ритма или умело, сознательно его на-
рушая, сконцентрирует его в нужном месте карти-
ны для более полного выражения идеи. Это можно
видеть в картинах «Ослепление Самсона» Рем-
брандта, «На старом уральском зводе» Б. В. Иоган-
сона.
В картине В. М. Васнецова «Ковер-самолет»
все элементы формы подчинены выражению идеи
плавного и ритмичного полета. Верность натуре со-
четается с игрой воображения и строгим расчетом
пропорций и интервалов. В картине М. А. Врубеля
«Демон сидящий» замысел автора определил фор-
мат, который, в свою очередь, обусловил характер
ритма, выражающийся в пропорциях нисходящего
ряда золотой симметрии (золотого сечения). Все
детали картины, величина красочных пятен и даже
мазков, подчинены общему ритму.
Ритм — это закономерное чередование соизме-
римых и чувственно ощутимых элементов (звуко-
вых, речевых, изобразительных и т. д.). Симметрия
же является частным случаем ритма. Выстраива-
ется такой ряд взаимосвязей: золотая пропорция —
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 674;