Цельность изображения
Все компоненты изображения и выражения
замысла художника—линейное построение карти-
ны, композиция светлотных и цветовых тонов, раз-
работка колорита — в конечном итоге так органич-
но должны согласовываться между собой, чтобы
картина, выражая содержание, представляла из
себя целостное явление, чтобы она легко входила
в глаз, свободно воспринималась зрителем. Иногда
встречается в рассуждениях о композиции, что в
картине может быть два или даже несколько цент-
ров внимания. С точки зрения закономерностей
зрительного восприятия и цельности изображения
эта мысль неверна. Не может человек одновремен-
но смотреть в два или три места. Что-то привле-
кает внимание в первую очередь. Затем глаз сле-
дует по тем линиям, красочным пятнам, которые
ведут его к другим местам картины. Этот порядок
рассматривания предусмотрен художником в самой
организации изображения. Зритель рассматривает
все мелкие детали, при их помощи глубже про-
никает в смысл картины, и его глаз снова возвра-
щается к главному. Убедительным примером явля-
ется композиционное построение картины П. А. Фе-
дотова «Сватовство майора» (рис. 63). В хорошо
организованной для восприятия картине глаз ни-
когда не теряет из виду главное. Своим положени-
ем на холсте, контрастом светлот и красок, вели-
чиной, главное всегда беспокоит глаз и привлекает
к себе. Все детали картины так соотнесены между
собой и подчинены главному, что при сосредото-
ченном рассматривании главного предмета аксес-
суары не беспокоят глаз и не отвлекают его.
«Об аксессуарах Брюллов сказал мне прекрас-
ную вещь,— рассказывает М. Глинка.— Перед
отъездом за границу, я зашел к нему проститься
и застал его за работой; он писал портрет. Окон-
чив голову, К. П. положил кисти, палитру и объ-
явил, что портрет готов, тогда как аксессуары
были совсем не кончены. Я не утерпел и брякнул:
«Как тебе не стыдно, К. П., что ты никогда не
оканчиваешь аксессуаров? Ведь это тебе ничего не
стоит.» «Эх, ты, Миша, этого не понимаешь?
Я тебе сейчас покажу, почему я не оканчиваю
аксессуаров,— отвечал Брюллов. Он усадил на
место господина, с которого писал портрет, велел
мне сесть на свой стул и сказал: «Гляди на голо-
ву моего оригинала и заметь, насколько ты, не
отрывая от нее глаз, видишь аксессуары, потом
посмотри на одну голову портрета — и ты увидишь,
что аксессуары у меня окончены настолько, на-
сколько я их вижу, обращая внимание только на
одну голову оригинала» '.
Неуместная разработка деталей, излишняя их
выписаиность может погубить всю картину.
1 Цит. по: Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах,
документах и воспоминаниях современников.—М., 1952.—
С. 284.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 672;