Политология
Политологию определяют как «учение о политических институтах, принципах организации и методах управления государством»(53).
Современные политологи к сфере политического относят не только политическое по своей сути и природе – политику, но и все остальные виды субъектов общественных отношений (экономических, социальных, культурных и т.д.) (54). Следовательно, такое явление как наркотизм тоже является формой проявления политического.Еще в 1965 году ветеран трезвенного движения Я.Л. Кокушкин заявил в газете «Правда», что алкогольный вопрос – это глубоко политический вопрос, и решать алкогольную проблему нужно политическими методами.
По признанию Н.А. Сахарова, сегодняшней политологии присущи в той или иной степени некоторые «болезни», в их числе установка, полагающая брать за образец «научности» только естественные науки. Эта позитивистская установка явно или неявно пытается устранить из политического знания ценностные компоненты и тем самым изучение политики, какая она есть подменяется изучением политики, какой она должна быть (55). От этой «болезни» необходимо уберечь и собриологию, которая так тесно связана с политологией.
Еще одна «болезнь», которая угрожает собриологии, это полная деполитизация и деидеологизация. В политологии считают, что лозунг «деполитизации при наличии классов, государства, политических партий, движений и т.п. является иллюзорным». Идеология всегда отражает чьи-либо групповые интересы и всегда выступает как некая форма искажения действительности в угоду этим интересам. Общество не может обходиться и без идеологии как системы идей, доктрин, концепций, которые определяют практическую деятельность. Идеология может выступать в форме мифологии, религии, политических программ, философской концепции, но, она была уже в первобытном обществе и будет существовать в будущем.
Для собриолога важно понять, что с давних времен одурманивающие вещества были скрытым средством политического господства и манипулирования, затем экономической эксплуатации, а на современном этапе стали еще и новым средством ведения войны против народов и целых государств. Идеология и политика – это реальность, с которой собриолог должен считаться, отрезвление народа без политической и идеологической борьбы – цель недостижимая, потому что эксплуататорские классы, наживающие на наркотизации населения политический и экономический капитал, добровольно своих позиций сдавать не собираются.
Для собриолога важно знать главные отличия между тремя типами политической ориентации: демократической,гуманистической, которая через народовластие ставит целью благо каждого человека; авторитарной, антигуманной, которая проявляется в соответствующей экономической эксплуатации и политических доктринах со стороны правящего класса и демагогической, лицемерной, утверждающей, что высшее благо – это люди, их благосостояние, свобода, а для этого нужны деньги. А если есть обездоленные в этом обществе, то они сами виноваты в этом: не работают, пьют, воруют…такова природа людей. (56).
В России начала третьего тысячелетия погоня за прибылью и почти ничем не ограниченная торговля наркотическими ядами под прикрытием демократических, а на деле демагогических лозунгов о «свободе выбора» попирают интересы и права человека на счастье, здоровье, саму жизнь. Такая «свобода выбора» уже давно превратилась в коллективное самоуничтожение нации.
Важнейшим понятием в политологии является понятие политической субъективности, под которойпонимают способность индивидов и социальных общностей к сознательному удовлетворению собственных потребностей через влияние на другие социальные единицы, прежде всего социальные группы и движения.
Пассивные аполитичные люди не могут быть подлинными субъектами политики, но объективно становятся объектом политических манипуляций. Как сказал Е.А. Ануфриев, «если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им» (57).
Люди обычно объединяются в группы и общности. Поэтому к субъектам и объектам политики, по разным основаниям классификации, можно относить и население страны, региона, города, деревни, и народ как создатель материальных и духовных ценностей, и классы как большие группы людей, различающиеся отношениями к средствам производства, и политические партии. А если политические цели не ставятся, то создаются общественные движения и союзы. Например, в трезвенном движении в России – это «Оптималист», «Молодежная антинаркотическая федерация России» и другие. Однако «Союз борьбы за народную трезвость» и «Трезвая Россия» тяготеют к политическому влиянию. В настоящее время среди трезвенников России есть четкое осознание того, что надо не только поддерживать политиков, отстаивающих трезвость, но и самим идти во власть, чтобы эффективнее отстаивать цели трезвенного движения.
Вопрос об интеллигенции как субъекте политики для собриолога весьма важен, т.к. здесь речь идет о влиятельных союзниках в борьбе за отрезвление народа. Интеллигенция, как профессиональная группа, рекрутируемая из всех слоев общества, весьма неоднородна. Различают административную интеллигенцию, инженерно-техническую, медицинскую, педагогическую, научную, художественную, религиозную (58).
Административная интеллигенцияпредставлена чиновниками всех рангов, они сами власть, их функция – обслуживание власти, а не народа, и это – одна из самых реакционных групп. Она, как правило, конформна, конъюнктурна, в России еще и сильно поражена коррупцией, но объективно без профессиональных услуг чиновников государство обойтись не может. Наличие чиновников рассматривается в политологии как «неизбежное зло». В дореволюционной России известным политиком-трезвенником был депутат Государственной Думы М.Д. Челышов, трезвым было почти все правительство большевиков во главе с В.И. Лениным. На современном этапе Трезвенное движение поддерживают председатель Совета Федерации Государственной Думы РФ С.М. Миронов, депутат Государственной Думы С. Глазьев и другие.
Медики - консервативный слой, неохотно меняющий ориентации и установки. Известно, что именно медики нередко бывают сами зависимы от одурманивающих веществ. Их особенно трудно переубедить, т.к. они «все сами знают». На поверку оказывается, что подлинным знанием об одурманивающих веществах многие из них не обладают, т.к. их не научили этому в вузе, и в вопросах наркотизма они зачастую ориентируются не лучше, чем простые граждане. Следовательно, с медиками тоже надо работать – давать информацию, вовлекать в трезвенную деятельность.
Медицинская среда подарила российскому трезвенному движению академика Ф.Г. Углова, который до конца своей жизни оставался лидером V современного этапа трезвенного движения в России. Известны и другие медики-трезвенники: профессор К.Г. Башарин, профессор Н.П. Бурмака, профессор С.А. Воронцов, профессор Г.И. Григорьев, профессор А.М. Карпов, профессор В.Г. Кондрашенко и другие.
Педагогическая интеллигенция, наоборот, считается склонной к новаторству, «свободе» творчества. Педагогическая элита имеет нонконформистские ориентации. Педагогическая интеллигенция обычно создает плацдарм для научной деятельности. Педагоги тоже «все сами знают». Однако у каждого педагога есть «слабое место» – он работает с детьми и молодежью и даже при наличии собственных вредных привычек почти всегда согласится, что детям и молодежи эти вредные привычки не к чему, а значит, согласится и знакомиться с трезвенной информацией. Кроме того, даже рядовой педагог по определению вынужден много работать над собой, ведь он каждый день должен нести свои знания детям и молодежи.
Из педагогической среды рекрутируется значительное число активных участников на разных этапах трезвенного движения, начиная с С. Рачинского в дореволюционной России и включая современных педагогов: А.Л. Афанасьева, С.С. Аникина, Л.С. Григорьевой, Н.А. Гринченко, П.И. Губочкина, Е.А. Какуниной, В.В. Корченова, С.С. Красновидовой, В.П. Кривоногова, М.В. Леонтьевой, А.Н. Маюрова, Ф.Н. Петровой, Л.К. Фортовой, А.Н. Якушева и других.
Техническая интеллигенцияимеет высокий интеллектуальный потенциал, тяготеет к точному знанию. Среди наших современников-трезвенников из технической среды вышли Н.В. Дружинина, С.А. Егоров, В.Г. Жданов, В.А. Куркин, В.И. Кутепов, Ю.А. Ливин, Л.Е. Попов, Г.И. Тарханов и другие.
Творческая и художественная интеллигенция. У художественной интеллигенции,где творчество определяет собой все черты индивидуализма, становятся предельно очевидными: полная раскрепощенность, доходящая до аморализма, анархизма, космополитизма, «абстрактного гуманизма», апелляции ко всему человечеству, выдвижение лозунгов «деполитизации» и «деидеологизации». Поведение художественной интеллигенции сегодня в России – головная боль для собриологов. Большинство из них проповедуют порочный образ жизни и сами становятся заложниками такого образа жизни, умирая на 20-25 лет раньше положенного срока от болезней, связанных с пьянством, курением, и иногда и наркоманией. Но работать с художественной интеллигенцией абсолютно необходимо, т.к. эти люди всегда на виду, они задают образцы поведения, им подражают, их любят.
В дореволюционной России великий русский писатель Л.Н. Толстой был фактическим лидером второго этапа трезвенного движения. Трезвость поддерживали великий писатель Ф.Г. Достоевский и великий русский художник И.Е. Репин.
В современной России есть известные актеры-трезвенники (С. Безруков, А. Збруев, Н. Бурляев), представители шоу-бизнеса (М. Галкин), певец Н. Басков, но все они являются скорее «стыдливыми трезвенниками» и своих трезвенных позиций не отстаивают и в трезвенном движении не участвуют, за исключением Н.П.Бурляева.
Военная интеллигенция обычно разнородна и по профессиональному составу (врачи, инженеры и т.п.) и социальному. Здесь преобладают патриотические настроения. Через патриотические чувства и надо действовать, ведь алкоголь, табак и наркотики – это тоже война против народа, только другими средствами. Среди военных-трезвенников можно назвать: подполковника В.А. Задерея, подполковника А.Л. Маркушина, генерала К.П. Петрова.
Наконец, религиозная интеллигенция, священнослужители всех типов, связана с утверждением и пропагандой духовно-религиозных ценностей, Здесь как в армии, действуют общие предписания образа мыслей и жизни, строгий регламент. По своей природе православная интеллигенция в Россииявляется народной и патриотичной. В конце XIX – начале XX столетий Русская Православная Церковь активно поддерживала трезвенные движения, значительная часть обществ трезвости создавалось под лоном Церкви.
В дореволюционной России прославился своей трезвенной деятельностью отец А. Рождественский. Среди наших современников – протоиерей Алексей (Бабурин), иеромонах Анатолий (Берестов), иерей Игорь (Бачинин), протоиерей Сергий (Токарь), архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Антоний (Мазурин), иерей Александр (Николаев) и другие.
Потенциал Православной Церкви для отрезвления народа весьма велик. Все почитаемые Русской православной церковью святые воздерживались от винопития и осуждали пьянство. Преподобный Феодосий Печерский еще в XI веке говорил, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела-хранителя и привлекает беса. Совсем не пили вина свт. Иоанн Златоуст, свт. Митрофан Воронежский, св. прп. Афанасий Печерский, свт. Петр, митрополит Московский, свт. Василий Великий, св. прп. Серафим Саровский и многие-многие другие святые отцы православной церкви. Святой преподобный Серафим Саровский завещал: «…не имейте в дому своем не только вина, но даже и посуды винной». Не менее решительно высказывается святитель Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много и мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди».
Современный анализ Библии показывает, что оправдание винопития в этой книге – миф. Слово «вино» там употребляется в разных смыслах: и как свежевыжатый виноградный сок, и как виноградная гроздь, и как перебродивший сок. Всякий раз, когда вино упоминается в положительном смысле, имеются ввиду либо виноградная гроздь, либо свежевыжатый сок, а когда в отрицательном – то имеется ввиду вино, вызывающее одурение, т.е. перебродившее вино (59; 60).
Пьянство в Библии ставится в один ряд с другими пороками. По словам апостола Павла «…ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6, 10). Один из самых почитаемых в христианстве святых пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн («Из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» – Мф.11, 11) отличался абсолютно трезвым образом жизни. Сказано о нем: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1,15).
О самом Иисусе Христе в «Библии» сказано: «И привели его на место Голгофу. И давали ему пить вино со смирною; но он не принял» (Мк. 15, 23).
Таким образом, христианство в целом и православие в частности имеют большой потенциал для принятия идеи абсолютной трезвости. Православие по сути – трезвая религия!
К сожалению, на современном этапе трезвенного движения в России многие православные священники остаются пассивными. И с ними тоже необходимо проводить информационную трезвенную работу.
В отличие от православных священнослужителей ни на один день не прекращают свою трезвенную деятельность мусульманские духовные лица. В своих проповедях они постоянно напоминают не только о физических последствиях пьянства и прочего одурманивания, но и духовных. В результате, проживая в пьяной стране, российские мусульмане, возродившие трезвые традиции ислама, почти не имеют проблем с пьянством. Не устают твердить о трезвости буддистские, индуистские проповедники и некоторые христианские религиозные группы, например чуриковцы, анисимовцы, колосковцы, молокане, духоборы в России, мормоны и адвентисты в США. Там есть и результат – трезвость прихожан.
Еще для одной группы потенциальных союзников - бизнесменов и предпринимателей главное – получение прибылей. Но есть одно, к чему может апеллировать собриолог – каждый предприниматель заинтересован в стабильности и устойчивости своей деятельности. Отрезвление народа объективно выгодно предпринимателям. Трезвость – это более высокая производительность труда, более высокая гарантия безопасности на производстве, преодоление отсталости и нищеты, более высокая устойчивость общества. Предпринимателям надо указывать на их выгоду в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Из известных современных предпринимателей трезвость поддержал В. Довгань, который из–за трезвенных убеждений даже отказался от своего алкогольного бизнеса и сейчас является активным пропагандистом трезвости. Трезвеннической работой занимается создатель кампании «Ляпко» Н. Ляпко в Украине.
Выход собриологов на союзников абсолютно необходим. В числе основных механизмов установления контактов следует назвать информационный, деловой и личностный уровни. Необходимо знакомить всех наших потенциальных союзников с трезвенной информацией. Постоянное ознакомление с трезвенной информацией может помочь многим из них посмотреть на проблему иначе и, возможно, пробудить желание внести свой вклад в дело отрезвления народа, а здесь уже нужно предлагать конкретные дела. Кроме того, нередко собриологу могут потребоваться и деловые связи – с учителями, врачами, чиновниками всех уровней. Через деловые связи можно выйти и на информационные. В совместной трезвенной деятельности могут зародиться и дружественные отношения, которые только пойдут на пользу делу.
Таким образом, интеллигенция всех уровней является и субъектом, и потенциальным союзником трезвенного движения. Опора на союзников в борьбе за трезвость – это опора на гражданское общество, которое через свои ассоциации и организации контролирует государство.
Учение о государстве -в центре внимания политологии. Политологи признают, что государство невозможно без принуждения. Государство просто обязано взять под самый строгий контроль ситуацию с производством и реализацией «легальных» и «нелегальных» наркотиков. Это тот случай, когда насилие является благом во имя того, чтобы избежать большего зла.
Важнейшим инструментом принуждения в демократическом обществе является право, о чем мы подробно говорили выше. Однако это - не единственный инструмент. К средствам легализации государственного принуждения относятся социальные нормы поведения, общественное мнение, формируемые, прежде всего с помощью СМИ и образования. Степень этой поддержки устанавливается с помощью опросов, референдумов, плебисцитов и т.д. Принципиально важно установить, насколько насилие отвечает интересам общества в целом и разных общественных групп. В России еще помнят о том, как провалились партийно-правительственные антиалкогольные постановления 1985-1987 гг. из-за системных глобальных провокаций (это знали только «посвященные»), неумелой организации (это увидели все) и активного саботажа алкогольно-табачного капитала (это осталось «под ковром»).
Говоря о тенденциях развития политических систем, политологи отмечают стремление народов к свободе и установлению либерально-демократических государств. Между тем анализ политических режимов показывает, что страны, в которых действует либо «сухой закон», либо серьезные ограничительные меры имеют в основном отнюдь не демократические режимы. Абсолютная монархия, т.е. власть одного, которая передается по наследству, действует в Саудовской Аравии, Омане, ОАЭ. Конституционная дуалистическая монархия, т.е. смешанная власть феодалов и буржуазии – в Кувейте, Иордании, Марокко. Парламентская монархия, т.е. ограниченная и в области законодательства, и с точки зрения контроля над правительством – в странах северной и западной Европы (Швеции и др.). Однако в Индии, в которой тоже действует закон трезвости - парламентская республика. Такая же форма правления в Германии. Венгрии, Италии, но там «сухого закона» нет. Получается, что жесткая власть для отрезвления народов важна, но все-таки определяющим фактором, очевидно, является не политический режим, а религиозная идеология. Трезвы те страны, где исповедуются трезвые религии, прежде всего, ислам, буддизм, индуизм. Как показало исследование А.Н. Маюрова, сегодня известно более 400 религий, запрещающих употребление алкоголя и других одурманивающих веществ (61).
Если в России нельзя рассчитывать ни на жесткость власти, ни на силу религиозной идеологии, в чем же выход?
Очевидны 3 пути –
1. Идти во власть самим собриологам, чтобы влиять и на процессы принятия политических решений, и на законотворчество.
2. Требовать от кандидатов всех уровней включения пунктов об отрезвлении народа в их политические программы и контролировать выполнение обязательств.
3. Строить правовое государство и гражданское общество. Нам необходимы адекватные наркотической угрозе законы и их соблюдение, нам нужны социально активные люди, способные принимать ответственность за происходящее вокруг, за себя.
Политика не была бы политикой, если бы не учитывала уроки истории. Более того, принцип историзма лежит в основе всех научных исследований. Поэтому еще одна базисная наука для собриологии – история.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 918;