Педагогика. Для собриолога педагогика как наука о воспитании человека особенно важна.
Для собриолога педагогика как наука о воспитании человека особенно важна.
Педагогикав классическом определении – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением (82).
В современной трактовке в качестве обобщающего термина все чаще употребляется термин «образование», который, с одной стороны, понимается как социальное явление, с другой стороны, как целенаправленный педагогический процесс, который включает в себя и воспитание, и обучение, и развитие. Кроме того, образование как результат понимается как характеристика достигнутого уровня образованности. В законе РФ «Об образовании» оно определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Сторонники традиционного подхода считают более приемлемым термин «воспитание». Однако термин «воспитание» очень неоднозначен, поэтому многие из современных ученых сегодня стали отдавать предпочтение термину «образование», хотя и термин «воспитание» в отечественной традиции сохраняет все свои значения, т.к. феномен воспитания дан «человеку изначально и навечно» (83).
Все современные ученые сходятся во мнении, что обучение и воспитание – неразрывный целостный образовательный процесс, в котором воспитание и обучение объединяются, т.е. провозглашается принцип целостностиобразовательного процесса. Поэтому, говоря о собриологическом образовании, следует понимать и обучение, и воспитание, и развитие.
Собриологическое образование согласуется со всеми современными педагогическими принципами: гуманистической ориентации, информатизации и компьютеризации образовательного процесса, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В числе важных принципов для собриолога – принцип эстетизации (воспитание красотой и гармонией). Принцип эстетизации воспитания не сочетается по определению с употреблением одурманивающих веществ, как бы не старались эстетизировать этот процесс заинтересованные лица. За красивым питейным ритуалом, «загадочным» курением, «романтикой» наркомании часто кроются не совсем приглядные вещи, и задача собриолога – развенчивать эту ложную красоту.
Для собриолога представляют интерес две главные концепции, рассматриваемые современной теорией воспитания: авторитарная и гуманистическая. Там, где воспитание связано с принуждением, более или менее жесткой ориентацией личности на усвоение заданных обществом норм, ролей, ценностей, говорят об авторитарной педагогике. Гуманистическая педагогикапонимает личность как сложную, неповторимую и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании.
В современной отечественной педагогике нет всеобщей ориентации на безоговорочное гуманистическое воспитание, которое отстаивают западные ученые и которое легко превращается во вседозволенность. Наши ведущие ученые педагоги считают, что за воспитателем и обществом следует оставить значительную долю ответственности, в противном случае дети и молодежь будут отданы на откуп средствам массовой информации и стихийным силам, далеко не всегда позитивно ориентированным (Н.Д. Никандров), а Б.Т. Лихачев даже говорит о возможности насилия-блага в определенных ситуациях, когда надо избежать большего зла. Наверняка, в собриологическом воспитании без определенной доли авторитарности не обойтись. Мы не можем себе позволить «свободный выбор» ребенка в пользу легального или нелегального наркотика. Для ребенка и подростка одурманивающие вещества – абсолютное зло, которое должно быть предотвращено, в том числе, и с помощью принуждения. Однако при этом основная идея гуманистического подхода должна оставаться актуальной: человек не средство, а цель!
Собриологическое воспитание тесно связано с нравственным, которое определяется как система знаний, чувств и оценок, а также правильного поведения (84).
Собриологическое воспитание связано и с физическим, которое на рубеже тысячелетий оказалось в системном кризисе: большая часть школьной и студенческой молодежи ведет нездоровый образ жизни: мало занимается физической культурой, неправильно питается, школьные перегрузки нарушают нормальный режим труда и отдыха. При этом, растут показатели по венерическим заболеваниям, вич-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания есть прямой результатобраза жизни, в которой «психотропные удовольствия» и ранняя половая жизнь заняли значительное место. Их еще называют болезнями поведения. Педагоги считают, что все эти формы поведения молодежи следует признавать отклоняющимся поведением (в социологической терминологии – девиациями), т.е. противоречащим социальным нормам, что совпадает с подходом в социологии, согласно которому не является социальной нормой то, что причиняет вред самому человеку и окружающим.
Таким образом, проблема формирования здорового, трезвого образа жизни детей и молодежи на рубеже тысячелетий стала одной из самых актуальных в России. И важнейшим компонентом этого процесса должно стать собриологического образование.
В современной отечественной педагогической литературе этот аспект разработан слабо. Представляет интерес концепция антиотравляющего воспитания академика Б.Т. Лихачева.
Б.Т. Лихачев говорит об антиотравляющем воспитаниишкольников, под которым он понимает «целенаправленное формирование у детей ясного вреда, опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики; организацию здорового образа жизни; развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, употреблению ядохимикатов» (85).
Согласно Лихачеву, перед антиотравляющим воспитанием стоит ряд педагогических задач. Исходная заключается в развитии у детей сознания и убежденности относительно разрушающего организм и психику действия всех одурманивающих веществ. Развитие антиотравляющего сознания необходимо связать с формированием нравственно-эстетического чувства отвращения к наркотику, яду, вину, табаку. Чувство может оказаться недостаточно сильным без тесной связи с твердой нравственной волей, способности к самоконтролю и самозапрету. Наконец, важная задача заключается в формировании у детей социальной активности, стремления участвовать в антиотравляющей пропаганде. Таким образом, антиотравляющее воспитание рассматривается в единстве сознания, чувств, воли и поведения в опыте личности.
Стратегической целью антиотравляющего воспитания Б.Т. Лихачев считает «формирование физически и нравственно здоровой личности, свободной от вредных привычек и пороков» (86).
По мнению автора, антиотравляющее воспитание должно пронизывать все виды учебно-воспитательной работы и начинаться в семье. Условиями антиотравляющего воспитания ребенка в семье являются: неупотребление спиртного и содержательная духовная жизнь, насыщенная праздниками с самодеятельной программой, прогулками, походами, экскурсиями, совместным чтением вслух, просмотром и обсуждением телепередач, коллекционированием, вырезанием из дерева, выжиганием, рисованием.
Большая работа должна быть проведена в школе, на уроках. Многое зависит от школьной организации жизни детей – твердого режима, недопустимости курения в стенах школы, атмосферы нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, увлечения детей интересными делами и физкультурой.
В качестве критериев антиотравляющей воспитанности,по Б.Т. Лихачеву,выступают трезвость, отказ от одурманивающих веществ, социальная активность школьников, направленная на осуждение и предотвращение потребления алкоголя, курения, наркомании в семье и среди друзей (87) .
Что касается теории обучения (дидактики) в целостном образовательном процессе, то ее определяют как «науку о теориях образования и технологиях обучения» (88).
В базисный учебный план как основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного образовательного стандарта России, собриология пока не входит (это дело времени), но в числе предметов, имеющих потенциал для собриолога, следует назвать ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Однако собриологическая информация может легко затеряться в весьма обширном содержании ОБЖ и существует необходимость выделения отдельного предмета «собриология», который может иметь и другие названия – «уроки культуры здоровья», «наука трезвости» и т.п. для этого можно использовать национально-региональный и школьный компоненты, тем более, что проблема наркотизма имеет свою национально-региональную специфику. Например, в местах компактного проживания мусульман с прочными трезвенными традициями специальное собриологическое образование не требуется.
В настоящее время в России создан ряд авторских собриологических учебных программ. В их числе, «Подростковая наркомания» С.Б. Белогурова и В.Ю. Климовича, «Полезные привычки» авторского коллектива в составе отечественных педагогов и представителей Международной независимой некоммерческой организации Project Hope и «Уроки культуры здоровья» А.Н. и Я.А. Маюровых. К каждой из них имеются учебные пособия и поурочное планирование с 1 по 11 классы.
Собриологическое образование предполагает овладение современными методами, приемами, правилами и формами организации учебного процесса.
Особый интерес для собриолога представляют современные технологии обучения, прежде всего, технологии коллективного взаимодействия, проблемного и проектного обучения, а также компьтерные технологии.
Актуальным разделом педагогики для собриолога является социальная педагогика,которую определяют как педагогику среды (89). Социальная педагогика изучает особенности работы с детьми из «семей риска», трудными и больными, а также работы в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в реабилитационных центрах.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что педагогика для собриолога это та наука, которая позволяет выбрать «пути» (подходы, методы, организационные формы, средства) сохранения естественной трезвости и ее восстановления в случае утраты.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 786;