Социология
Человек - существо социальное, он живет в обществе и поступает так, как принято в данном обществе. Поэтому базисной для собриологии является и социология – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования общества (71).
Для собриолога важными являются следующие социологические понятия: «общество» как отношения между индивидами и коллективами, «культура» как «система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность», ценностные ориентации, под которыми принято понимать «устремления, желания, потребности человека, выступающие в качестве важнейших целей жизнедеятельности», (72).
Особое внимание собриологу следует уделить понятию«социальная норма».
Нормы – неотъемлемый элемент культуры, они тесно связаны с ценностями, идеалами, символами, верованиями. Одна и та же норма может позитивно расцениваться в одном обществе и негативно – в другом.
Вспоминается курьезный случай, произошедший с одним политическим лидером России, который, отправляясь в Ливийскую Джамахирию, решил преподнести лидеру Ливии У. Каддафи подарок – бутылку коллекционного вина, - за что был арестован на таможне, и потребовалось вмешательство на высшем уровне, чтобы освободить его от уголовной ответственности. Социальная норма, по странным современным российским понятиям, – бутылка вина в качестве подарка - здесь оказалась преступлением и наказывалась смертной казнью.
Социальная норма как эталон поведения регулируется обществом на двух основных уровнях – официальном и неофициальном.
К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобряются обществом и его институтами. Их выполнение контролируется с помощью социальных санкций, которые могут быть поощрительными (благодарность, приз) и принудительными (выговор, предупреждение, штраф, вплоть до применения уголовного кодекса).
Ко второму уровню регуляции поведения относятся общественное мнение, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.
Традиция – понятие наиболее широкое по своему содержанию и смыслу и представляет собой один из механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм. Традиция, как правило, подразумевает обращение к прошлому опыту, стремится его сохранить и закрепить, т.к. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. В общественное сознание современных россиян вбивается мысль о «вековых пьяных традициях» что не соответствует исторической правде, о ежедневном пьянстве, как социальной норме, в результате трезвые здоровые народные традиции почти полностью утрачиваются.
Термин «обычай» иногда употребляют как синоним традиции, хотя в действительности обычай есть лишь инструмент реализации традиции. Обычай подразумевает неуклонное следование определенному стереотипу поведения.
Еще одним инструментом реализации традиции является мода на одурманивание.
Понятия «обычаи», «привычки», «мода» тесно взаимосвязаны и формируют общественные нравы и общественную мораль. Эта сфера – наша повседневная жизнь, и в совокупности они образуют культуру и специфический образ жизни (73). Следовательно, средствами формирования трезвого образа жизни являются трезвые привычки, трезвая мода, трезвые обычаи.
Подводя итоги вышесказанному, с точки зрения социологии, можно обозначить два пути отрезвления общества: 1) внедрение трезвых социальных норм, прежде всего, с помощью СМИ и образования и 2) формирование трезвых привычек, обычаев и моды на трезвый здоровый образ жизни.
После провала антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. два десятилетия подряд в России все делалось с точностью до «наоборот». Лишь в 2009 году впервые за долгое время на телеэкранах по первому каналу и каналу ТВЦ появилась социальная антиалкогольная реклама и были проведены дискуссии на антиалкогольную тему под названием «Общее дело». Этого, конечно, недостаточно, чтобы переломить ситуацию (трудно соперничать с постоянной пропагандой всякого рода распущенности, курения и пьянства на ТВ и в других СМИ), но важно то, что в наших центральных СМИ о проблеме хотя бы открыто заговорили.
Для отрезвления общества (как и для всякой другой конструктивной деятельности) важно укрепление всех социальных институтов, к которым, прежде всего, относятся семья и брак, религия, политика, экономика, образование. Именно социальные институты несут главную ответственность за регуляцию поведения (74).
Для собриолога представляет интерес и такая новая междисциплинарная наука, как социальная психология.
Важны следующие сведения, почерпнутые из социальной психологии: психологические особенности группы школьников (студентов), психологический климат в этой группе, лидерство, принятие решений, виды взаимных влияний, принятые формы поведения, референтная группа и т.д.
Особый интерес представляют малые неформальные группы, играющие особую роль в жизни человека – первичные, вторичные и референтные (75).
Первичные группы возникают в результате интимных отношений (друзья, приятели, влюбленные). В первичной группе индивид полностью раскрывает себя – свои мысли и желания, получает удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми, учится общаться и снимать стрессы. В трезвой семье, как правило, вырастают трезвые дети. Трезвая девушка стремится найти трезвого жениха и т.д.
Противоположностью первичным группам являются вторичные группы -учебные, трудовые, в которых современный человек проводит большую часть времени. Во вторичных группах социальные нормы в основном зависят от позиции руководителей - будет трезвая позиция, будет и трезвый коллектив и наоборот - «если шеф слабак, то будет не офис, а кабак».
Наконец, референтнаягруппа, это та, которая служит своеобразным эталоном поведения, именно ее ценности и идеалы принимает индивид. Часто – это популярные артисты, политики, телеведущие. Определенная часть детей, например, в своем поведении ориентируется не столько на советы родителей и педагогов, сколько на поступки и взгляды героев модных фильмов. И здесь возникает проблема ответственности искусства перед обществом, которое сегодня навязывает детям и молодежи, увы, отнюдь не трезвые образцы поведения. Однако на роль референтной группы может претендовать и криминальная группа из соседнего двора. И если молодежь выбирает себе в качестве образца для подражания такую группу, в этом виновато общество.
Социология рассматривает и такое понятие, как маргинальная личность. Маргиналы (от лат. marginalis - находящийся на краю) – это личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций. В России на рубеже тысячелетий с ее массовыми миграционными процессами и утратой ценностных ориентиров маргинальность стала массовым явлением. Между тем, маргинальный человек является воплощением противоречий времени, представляет наиболее болезненные проблемы общества. Маргинальная среда является зоной риска для насаждения асоциальных норм поведения, в том числе, наркотического. И она тоже должна стать объектом внимания собриолога.
Что касается больших социальных групп, то в их основе лежат различия в положении, условиях жизни и способах существования людей, что приводит к статификации общества. В западной социологии признается, что основой стабильности общества является наличие многочисленного среднего класса. В современной России уровень доходов между самыми богатыми и самыми бедными различается в 10-15 раз, в благополучных странах в 4-5 раз (ФРГ, Швеция, Нидерланды, Япония). Малообеспеченные, бедные и «социальное дно» составляют в России большинство населения – 65% (76). Социальная несправедливость является благоприятной почвой для наркотизации. Поэтому, чтобы отрезвить общество, надо преодолеть это вопиющее социальное неравенство.
Этносоциология как раздел общей социологии дает собриологу необходимый материал для того, чтобы разобраться, каким на самом деле является традиционный образ жизни данного этноса и что является исторически оправданным для сохранения этноса.
Существуют такжесоциология массовой коммуникации, социология города, социология молодежи, социология девиантного и социального контроля.
Последняя из названныхизучает огромный пласт анормальных социальных явлений, таких как наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение, проституция, безумие, насилие.
Под девиантным поведением в социологии понимается поведение, противоречащее существующим в обществе традициям, стереотипам и нормам (77).
Сегодня существует проблема: что считать девиацией. В обществе, где пьют и курят большинство, девиацией можно объявить и трезвость. И здесь важно знать, что все социологи сходятся во мнении, что есть один критерий девиации: те отклонения от нормы, которые наносят вред личности, группе, обществу, т.е. имеют знак«минус»(78).
Поскольку разработка путей отрезвления общества немыслима без диагностического подхода, для собриолога представляют интерес методология и методы прикладного социологического исследования. Конечно, идеальный вариант – это иметь в профилактической группе социолога-профессионала, что широко практикуется в зарубежных профилактических программах. Однако собриологу полезно знать и уметь пользоваться техникой социологического исследования, которая понимается как совокупность специальных приемов, целью которых является наиболее эффективное использование того или иного метода (79).
Например: метод – анкетирование; метод – баллотировки, методика – анкетный лист вместе с инструкцией анкетеру; техника – способы формулировки вопросов в анкете.
В социологии принят ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии обрели свою специфику. Это - опрос, анализ документов, биографический метод, метод экспертной оценки, метод наблюдения, тест (общеличностный, личностный, групповой), социальный эксперимент, шкалирование, социальное моделирование, методы социометрии, системный, генетический и исторический анализы, описание, типологизация (80; 81). Названные методы могут найти применение и в собриологии.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1400;