Объект и предмет собриологии
Категории «объект» и «предмет» к сожалению, в современных публикациях по собриологии не рассматриваются. Между тем, без правильного понимания того, чем занимается наука собриология, невозможно до конца понять, чем надо заниматься на практике.
В общественных науках объект – это реальность, не зависящая от исследователя, а предмет – различные стороны и отношения этой реальности (31; 32; 33).
Для собриологии важна та область действительности, которая связана как с поведением отдельного человека, так и общества в целом.
Один из выдающихся собриологов ХХ столетия И.А. Красноносов считал, что «без разворота движения за трезвость, без снижения общедоступности спиртного, пьянство не умерить, алкоголизм не уничтожить. Но это не вся правда. Вот ее существеннейшая вторая половина: несмотря на существенный вклад микросреды, человек все же главный и окончательный хозяин своей жизни».
Согласно теории Г.А. Шичко, программа на употребление одурманивающих веществ приходит извне, из общества, остальное определяется особенностями личности, т.е. программа является результатом взаимодействия личности и общества.
Так что же все-таки является объектом исследования собриологии: человек или общество? Собриолога интересует, прежде всего, деятельность, поведение людей. А.Н. Якушев в своей докторской диссертации рассматривает проблему пьянства и трезвости в контексте образа жизни. Попробуем разобраться, что обозначает этот термин.
Социологические словари об образе жизни пишут следующее:
· Образ жизни – это «способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической и культурной», типичной для конкретно-исторических социально-экономических отношений» (34).
· Понятие «образ жизни» «фиксирует особенности общения, поведения и склада мышления людей в трудовой, обществено-политической, бытовой и других сферах… Формирование того или иного образа жизни внутри данной общности может быть результатом распространения некоего индивидуального или группового стиля поведения и общения, который закрепляется затем традициями, обычаями и социальными институтами, расширяется в виде образцов поведения и форм общения до уровня традиционного О.ж., более общего целого… О.ж., как некая целостность отнюдь не исключает возможности противоречий между реальным и идеальным началами человеческой жизнедеятельности. Момент несовпадения, а иногда несоответствия ценностных (идеальных) устремлений и ожиданий с фактически «проживаемой жизнью» есть противоречия ее реального О.ж.» (35).
Как видно из вышеизложенного, понимание образа жизни социологами учитывает материальную и духовную составляющие жизни общества, социально-экономические, культурные и природные условия его формирования, а также противоречия между идеальным и реальным поведением людей, т.е. все то, что должна учитывать и собриология. Поэтому логично предположить, что объект исследования собриологии – это образ жизни индивида, социальной группы, общества.
Что касается предмета собриологии, то, учитывая междисциплинарный характер этой науки, очевидно, следует выделить несколько предметов.
Как уже было отмечено, одним из центральных понятий собриологии является трезвость как естественное состояние человека, сюда же относятся все родственные понятия: трезвый образ жизни, трезвенник, трезвение и т.д. Следовательно, предметами первой группы являются трезвость и остальные родственные понятия.
Состояния, противоположные трезвости, – одурманивание, зависимость от одурманивающих веществ, а также все родственные понятия: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и т.д., очевидно, следует отнести к предметам второй группы.
Поскольку жизнь человека реализуется в социуме, осуществляются многочисленные взаимодействия с микро и макро социальной средой, то предметами третьей группы являются все виды социальных влияний: информационные и сигнальные, политические и экономические, адаптогенные и деструктивные. Эта группа предметов, очевидно, связана с политикой, идеологией, психологией личности и социальной психологией и здесь ключевыми понятиями являются: человек, индивид, личность, референтная группа, макросоциальная среда, микросоциальная среда и т.д.
Наконец, пути отрезвления общества, то есть стратегии, методы, организационные формы, средства отрезвления, очевидно, следует отнести к предметам четвертой групп. Это – уже педагогика.
Таким образом, изложенный в данном разделе материал дает основания считать, что объектом изучения собриологии является образ жизни (человека, социальной группы, общества), а его предметами - трезвость как естественное состояние человека и трезвый образ жизни, его противоположность нетрезвость, одурманивание и нетрезвый образ жизни, процесс взаимодействия личности с микро и макро социальной средой, а также пути отрезвления общества.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 616;