Пример из практики. Следующий пример послужит иллюстрацией принципов поведенческого тренинга для родителей и поведенческой супружеской психотерапии.
Следующий пример послужит иллюстрацией принципов поведенческого тренинга для родителей и поведенческой супружеской психотерапии.
Миссис Хит обратилась в клинику по поводу своего 7-летнего сына Энди. Энди был вторым по счету из пятерых детей в семье. При личной встрече миссис Хит была сильно обеспокоена поведением мальчика. Она не имела на него никакого влияния и не могла рассчитывать на поддержку мужа, который работал в ночную смену. Женщина сообщила, что муж держится особняком и постоянно критикует ее за неумение убирать в доме и следить за своей внешностью. По мнению миссис Хит, муж всегда был настроен негативно и не замечал ее усилий.
На первой сессии основной проблемой для миссис Хит была невозможность справиться с Энди. Мальчик отказывался убирать в своей комнате, возвращаться домой вовремя и переодеваться после школы. Когда мать пыталась заставить его что-либо сделать, он сквернословил и устраивал сцены. Кроме того, при всяком удобном случае он бил своих братьев и сестер, а также соседских детей. Психотерапевт попросила миссис Хит прийти на следующую сессию вместе с мужем и Энди.
Психотерапевт побеседовала с обоими супругами в первой половине следующей, второй, сессии. По мнению мистера Хита, жена смотрела на проделки Энди сквозь пальцы, поэтому наказывать мальчика приходилось ему. Со своей стороны, миссис Хит сообщила, что муж слишком строг с Энди, время от времени шлепает его, а иногда берется за ремень. Оба супруга признали, что не имеют общего мнения о том, как воспитывать сына. Кроме того, миссис Хит заявила, что, слушая критические замечания мужа в адрес Энди, она принимает их на свой счет, особенно когда муж высказывается по поводу его внешности или грязи в комнате. Таким образом, миссис Хит была склонна смешивать критику мужа в адрес сына и в свой собственный адрес. Несмотря на другие многочисленные супружеские проблемы, именно отношение жены к замечаниям мужа оказалось теснейшим образом связано с проблемным поведением сына. В конце второй сессии психотерапевт заключила начальный контракт с мистером и миссис Хит с целью модификации поведения Энди, а именно его непослушания. Каждому из родителей было предложено фиксировать: 1) все свои просьбы и 2) все случаи послушания Энди. Эти записи, отражающие исходное состояние дел, следовало принести на следующую сессию.
Супруги Хит принесли свои записи на третью сессию. Психотерапевт обратила внимание на то, что миссис Хит в среднем предъявляла к Энди 12 требований в день, в то время как мистер Хит ограничивался лишь двумя. Мальчик в среднем соглашался выполнить 25% просьб своей матери и обе просьбы отца. Кроме того, родители расходились во мнениях на то, что же входит в обязанности Энди. На третьей сессии психотерапевт предложила родителям окончательно договориться об обязанностях сына. Кроме того, она порекомендовала родителям обращаться к мальчику с просьбами в сумме не чаще пяти раз в день. Наконец, супруги договорились о том, что всякий раз, когда Энди будет выполнять их просьбу, они станут хвалить его и присуждать одно очко. Каждое очко соответствовало пяти минутам просмотра телепередач или засчитывалось для поездки на Роллердром, требовавшей пяти очков. Обоим родителям надлежало по-прежнему фиксировать все свои просьбы и реакцию на них Энди.
На четвертой сессии супруги сообщили, что сын выполнил 80% их просьб, с которыми они обращались к нему не чаще пяти раз за день. Психотерапевт посоветовала им продолжать в том же духе еще две недели.
Как только поведение Энди стабилизировалось, психотерапевт сообщила супругам о возможности сохранения достигнутых изменений только в том случае, если родители согласятся поработать над улучшением своих отношений. Оба супруга пожаловались на то, что ощущают недостаток внимания и нежности со стороны партнера. Их сообщение было подтверждено резальтатами Шкалы диадичес-кой адаптации (Dyadic Adjustment Scale, DAS) и Супружеского предконсультативного опросника (Marital Precounseling Inventory, MPI), в которых каждый супруг фиксировал свой распорядок дня. На основании полученных сведений обе стороны договорились об обоюдном обмене взаимно приятными видами поведения. Миссис Хит согласилась: 1) готовить мужу еду вовремя и 2) заниматься боулингом по вечерам в пятницу. Мистер Хит, в свою очередь, согласился 1) ежедневно обнимать жену и 2) разговаривать с ней за ужином. Супруги обязались фиксировать факты обоюдно подкрепляющего поведения. Поскольку у этой пары поведенческий обмен проходил удовлетворительно, было решено распространить эту процедуру на другие сферы взаимодействия – сексуальную, финансовую и т. д.
Успех программы вмешательства был обеспечен, когда мистер и миссис Хит договорились об обязанностях Энди и видах подкрепления его послушания. Уникальной особенностью поведенческого родительского тренинга, проявившейся и в данном случае, является отсутствие необходимости подробных инструкций по вмешательству. Ведение записей для наблюдения за своим и сына поведением, по-видимому, помогало родителям отдавать себе отчет в своих просьбах и реакции на них сына. В ходе сотрудничества по преодолению проблем с ребенком супруги заложили основы улучшения собственного взаимодействия. В свою очередь, работа над улучшением супружеских отношений помогла разграничить родительские и супружеские аспекты взаимодействия друг с другом. Так, миссис Хит перестала чувствовать себя пристыженной, когда муж критиковал внешний вид Энди. Данный пример иллюстрирует тесную связь между поведенческим родительским тренингом и поведенческой супружеской психотерапией.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 761;