Военно-административное устройство Османской империи.

Османская империя была «единственной подлинно военной державой средневековья». Военный характер империи сказывался на ее государственном строе и административной структуре, которые получили законодательное оформление в своде законов, принятом в правление Сулеймана I Законодателя (Кануни).

Вся территория империи была разделена на провинции (эйа-леты). В период правления Сулеймана был создан 21 эйалет, к середине XVII в. их количество возросло до 26. Эйалеты делились на санджаки (округа). Бейлербей, правитель эйалета, и

санджакбей, начальник санджака, осуществляли гражданское управление своими провинциями и округами и одновременно являлись командующими войсками феодального ополчения и местных гарнизонов янычар. Воины конного феодального ополчения (сипахи) получали земельные пожалования — тимары и зеаметы. Они были обязаны по приказу султана лично участвовать в военных походах и в зависимости от дохода с полученного ими земельного пожалования выставлять определенное число экипированных всадников. В мирное время сипахи обязаны были жить в санджаке, где находилось их земельное владение. Им поручались определенные функции надзора за состоянием земельного фонда, регулярным поступлением налога с каждого крестьянского двора, продажей и наследованием земли крестьянами, обязательной обработкой ими земли и т. д. Выполняя эти хозяйственно-организационные и полицейские обязанности и собирая с подвластного крестьянства (раайи) предписанные налоги, сипахи, по сути дела, были не только воинами, но и исполняли функции низшего звена административного аппарата империи. Сипахи получали материальное обеспечение за счет доли государственного налога с проживавшего в их тимарах или зеаметах населения. Доля эта была четко определена государством. Военные командиры и административные начальники, бейлербеи и санджакбей, наряду с доходами от пожалованных им земельных владений имели право на получение определенного вида налогов и с крестьян, проживающих во владениях рядовых сипахи. В результате этих сложных налоговых комбинаций складывалось соподчинение рядовых сипахи крупным феодалам, стоявшим на высшей военно-административной ступени. Это создавало в Османской империи своеобразную систему феодальной иерархии.

Судебного иммунитета даже у крупных феодалов в Османской империи не было. Судебные функции были обособлены и выполнялись кадиями (мусульманскими судьями), которые подчинялись не местной администрации, а лишь кадиаскерам в эйале-тах и главе мусульманской общины в империи — шейх-уль-исламу. Судопроизводство было централизовано, и султан мог (через кадиев) непосредственно осуществлять свой надзор на местах. Султан был неограниченным правителем и осуществлял административную власть через великого везира, в ведении которого находилось военно-административно-фискальное управление, и шейх-уль-ислама, ведавшего религиозными и судебными делами. Эта двойственность управления способствовала централизации государства.

Однако не все эйалеты империи имели одинаковый статус. Почти все арабские районы (кроме некоторых пограничных с Анатолией азиатских областей) сохранили традиционные доос-манские аграрные отношения и административное устройство. Там лишь размещались янычарские гарнизоны. Обязанность

этих эйалетов по отношению к центральной власти заключалась в поставках в столицу ежегодной дани — сальяне — и предоставлении по требованию султана определенных контингентов войск. Еще более независимыми были хюкюметы (владения) ряда курдских и некоторых арабских племен, которые пользовались административной автономией и лишь в военное время предоставляли в распоряжение султана отряды своих войск. В состав империи входили и платившие ежегодную дань христианские княжества, своеобразные буферные пограничные территории, во внутренние дела которых Высокая Порта (правительство Османской империи) не вмешивалась. Такой статус имели Молдавия, Валахия, Трансильвания, а также Дубровник и некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находились Крымское ханство, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир, также сохранявшие особые привилегии пограничных провинций.

Новые явления в аграрных отношениях Османской империи в XVI—XVII вв. Кризис военно-ленной системы. В законодательных актах Сулеймана I были зафиксированы новые явления в аграрных отношениях Османской империи. Прежде всего, это юридическое оформление прикрепления крестьян к земле. Еще в конце XV в. в некоторых областях страны существовала практика возвращения беглых крестьян. По кодексу Сулеймана такое право получили феодалы по всей стране. Был установлен 15-летний срок розыска крестьян в сельской местности и 20-летний — в городах. Это положение не затрагивало лишь столицу — Стамбул, где беглецы не разыскивались.

Изменилось и соотношение сил внутри господствующего класса. Строгая регламентация государством доходов сипахи препятствовала росту их экономической мощи. Обострилась борьба за землю между различными прослойками класса феодалов. Источники свидетельствуют, что некоторые крупные феодалы сосредоточили в своих руках 20—30, а то и 40—50 зеа-метов и тимаров. В этом отношении особую активность проявляла дворцовая аристократия и чиновничество.

Чиновники центрального аппарата османской администрации получали за свою службу особые земельные владения — хассы. Эти владения были чрезвычайно велики по размеру; так, например, бейлербей Анатолии получал годовой доход со своего хасса 1 600 000 акче, янычарский ага — 500 000 акче (тогда как рядовой тимариот получал 3 тыс., а то и меньше). Но в отличие от владений сипахи хассы были чисто служебными пожалованиями и не передавались по наследству. Они были связаны с определенной должностью.

Характерной особенностью османской социальной структуры было то, что чиновная аристократия могла проникнуть в среду военных ленников, но обратного пути не было. Османская бюрократия пополнялась либо наследственным путем, либо за счет

так называемых капыкулу — «рабов султанского двора». Последние происходили либо из бывших военнопленных, попавших в плен в раннем возрасте, либо были взяты по девширме. Дев-ширме — налог крови, принудительный набор мальчиков, проводившийся в ряде христианских районов империи. Христианских мальчиков 7—12 лет отрывали от родной среды, обращали в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе и формировали из них отряды войск, получавших жалованье от султанов. Наибольшую известность и славу в Османской империи приобрело пешее войско этой категории — янычары. Из этой же среды формировалось и османское чиновничество разных рангов, вплоть до великого везира. Как правило, эти лица выдвигались на высшие должности известными феодальными родами, иногда самими султанами или их родственниками, и были послушными проводниками их воли.

Представители чиновнической категории господствующего класса кроме положенных им служебных хассов получали от султана и земельные владения на правах безусловной собственности — мюльк. Пожалование сановникам мюльков особенно "было распространено во второй половине XVI в.

Частые смены высших должностных лиц, казни и конфискации имущества, практиковавшиеся султанской властью, заставляли феодалов изыскивать средства для сохранения своего имущества. Практиковалось жертвование земель в вакф, т.е. в пользу мусульманских религиозных учреждений. Учредителям вакфов и их наследникам гарантировались определенные отчисления от пожертвованной собственности. Передача в вакф означала изъятие земельной собственности из юрисдикции султана и гарантировала бывшим собственникам сохранение твердых доходов. Вакуфное землевладение достигало 1/3 всех земель империи.

Сокращение имеющегося в распоряжении государства земельного фонда влекло за собой и сокращение налоговых поступлений в казну. К тому же к концу XVI в. в Османской империи начали сказываться последствия «революции цен», прокатившейся по Европе в связи с притоком американского серебра. Падал курс основной денежной единицы империи — акче. В стране назревал финансовый кризис. Разорялись ленники — сипахи. А поскольку сипахи были не только воинами-кавалеристами, но и низшим звеном административного аппарата, их разорение нарушало функционирование всей государственной системы.

С разорением сипахийской прослойки феодального класса и сокращением численности сипахийской кавалерии возросла роль армии, состоявшей на жалованье, в частности янычарского корпуса. Султанские власти, испытывая острую нужду в деньгах, все чаще сами изымали тимары и зеаметы у сипахи и

прибегали к увеличению налогообложения, введению различных чрезвычайных налогов и сборов, а также к сдаче сбора налогов на откуп. Через систему откупов к эксплуатации крестьянства начали приобщаться торгово-ростовщические элементы.

В конце XVI в. страна переживала кризис военно-ленной системы. Наблюдалась дезорганизация всех звеньев османской государственной системы, усилился произвол господствующего класса. Это вызывало мощные выступления народных масс.

Народные движения в Османской империи в XVI — начале XVII в. Крупные восстания в Османской империи имели место уже в начале XVI в. Особого размаха они достигли в восточной Анатолии и проходили большей частью под шиитскими лозунгами. Однако религиозная оболочка не могла затушевать социальной сути этих восстаний. Наиболее крупными были восстания под руководством Шах-Кулу в 1511—1512 гг., Нур-Али в 1518 г., Джеляля в 1519 г. По имени вождя последнего восстания все последующие народные движения в Анатолии в XVI — начале XVII в. стали называть «джеляли». В этих движениях принимали участие как турецкое крестьянство и кочевники-скотоводы, так и нетурецкие племена и народы. Наряду с антифеодальными требованиями в движении начала XVI в. фигурировали требования, отражающие недовольство установлением османского господства в этом регионе, соперничество с османами других турецких племен и династий, стремление к независимости различных тюркских и нетюркских народностей. Большую роль в подстрекательстве к восстаниям играл персидский шах и его агенты, активно действовавшие в восточной Анатолии. Османским султанам жестокими репрессивными мерами удалось справиться с этим движением.

В конце XVI — начале XVII в. начинается новый этап движения. В этот период уже почти не встречаются религиозные шиитские лозунги. На первый план выдвигаются социальные мотивы, обусловленные кризисом военно-ленной системы, усилением налогового гнета и финансовыми затруднениями империи. В восстаниях, основной движущей силой которых было крестьянство, активное участие принимали разорившиеся тимариоты, надеявшиеся на гребне народного движения добиться восстановления своих прежних прав на землю. Наиболее крупными движениями этого периода были восстания Кара Языджи и Дели Хасана (1599—1601) и Каландер-оглу (1592—1608).

Продолжали борьбу против османского владычества и народы Балканских стран. В XVI в. наиболее распространенной формой сопротивления здесь было гайдукское движение. В 90-х гг. XVI в. вспыхнули восстания в различных районах Балканского полуострова. Это выступление сербов в Банате, валашское восстание 1594 г. во главе с господарем Михаилом Храбрым, восстания в Тырнове и ряде других городов.

Борьба с антифеодальным и народно-освободительным дви-

жением требовала от османских властей значительного напряжения сил. К тому же в это время происходили сепаратистские мятежи крупных феодалов. Ненадежной опорой власти стал янычарский корпус, который дважды, в 1622 и 1623 гг., участвовал в свержении султанов. В середине XVII в. османскому правительству удалось приостановить начавшийся распад империи. Однако кризис военно-ленной системы продолжался.

Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в. Османская империя все еще была сильной державой, проводившей активную внешнюю политику. Турецкое правительство широко использовало не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главным из которых в Европе являлась империя Габсбургов. В этой борьбе сложился военный антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный особым договором, получившим в литературе название «капитуляция» (главы, статьи). Переговоры с Францией о заключении капитуляции шли с 1535 г. Оформлены капитуляционные отношения были в 1569 г. Принципиальное значение их состояло в том, что султанское правительство создало французским купцам льготные условия для торговли в Османской империи, предоставило им право экстерриториальности, установило низкие таможенные пошлины. Эти уступки являлись односторонними. Они рассматривались османскими властями как не столь важные в сравнении с установлением военного взаимодействия с Францией в антигабсбургской войне. Однако в дальнейшем капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбах Османской империи, создав благоприятные условия для установления экономической зависимости империи от западно-европейских стран. Пока же в этом договоре и в последовавших за ним аналогичных договорах с Англией и Голландией еще не было элементов неравноправия. Они давались как милость султана и были действительны лишь в период его правления. У каждого следующего султана европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.

Первые дипломатические контакты с Россией были установлены Османской империей (по инициативе турок) еще в конце XV в. В 1569 г. после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств произошел первый военный конфликт России с турками, желавшими воспрепятствовать присоединению Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Османской империей не было крупных военных столкновений.

Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, существенно не менявшиеся в течение длительного времени. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курди-стана.

Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате к османским владениям были присоединены острова Кипр (1573 г.) и Крит (1669 г.). Именно в войне с Венецией и Габсбургами в 1571 г. турки потерпели первое серьезное поражение в морской битве при Лепанто. Хотя этот разгром и не имел серьезных последствий для империи, он явился первым внешним проявлением начавшегося упадка ее военной мощи.

Война с Австрией (1593—1606), австро-турецкие договоры 1615 и 1616 гг. и война с Польшей (1620—1621) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.

Продолжение бесконечных войн с соседями ухудшило и без того сложное внутреннее положение страны. Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи значительно ослабли.

 

 








Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1175;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.