Природа потребностей человека.
Потребности человека делятся на две группы: биологические и социальные. Деление условное. К биологическим потребностям человека относятся: потребность продолжения рода, потребность в пище, потребность в определенном режиме, потребности факторов неживой природы. Удовлетворение всех этих анатомо-физиологических потребностей у человека и высших животных не только с физиологическими реакциями организма на изменения внешней среды, но и с активным поведением. Следовательно, к числу биологических потребностей относят потребность в двигательной активности, потребность ориентировки в пространстве и во времени, потребность в познании окружающего мира, потребность в психоэмоциональном контакте. Все эти потребности являются общими как для человека, так и для всех высших животных. В процессе социальной эволюции человеческого общества поведенческие потребности существенно трансформировались. Потребность в познании и ориентировке развилась в потребность получения максимально полной информации об окружающем мире, потребность в двигательной активности во многом трансформировалась в трудовую потребность. Потребность во вхождении в трудовую группу превратилась в потребность в определенном социокультурном климате. Подобная трансформация в свою очередь была связана с тем, что адаптивные возможности человека к условиям среды обитания существенно отличаются от способностей животных. Если адаптивные способности поведения животных в основном зависят от генетически закрепленных инстинктов поведения, то адаптивное поведение человека в свою очередь зависит от его способности к обучению и анализу его жизненного опыта. С момента перехода от потребления естественных природных ресурсов к производству средств удовлетворения, основных биологических потребностей, способ их удовлетворения зависит от социальных отношений. Социальные отношения стали определять не только способ удовлетворения, но и формировать новые потребности. в процессе биологической эволюции человек потерял природную теплоизоляцию в виде шерсти. По мере расселения в умеренных и северных широтах для удовлетворения одной из основных потребностей в оптимальной температуре развилась потребность в искусственной теплоизоляции в виде одежды. С усложнением социальных отношений, одежда стала не только средством теплоизоляции, но и способом объявить о своей принадлежности к определенной социальной группе или индивидуальности. В этом лежат истоки: 1. Традиции в одежде; 2. Стремление одеваться модно. То есть анатомо-физиологическая потребность в теплоизоляции, поведенческая потребность в создании этой изоляции сомкнулись с поведенческой потребностью принадлежать к определенной группе и потребностью выделиться в этой группе. Отсюда воздействие социально-культурных потребностей в одежде не только просто обладать теплоизоляционными свойствами, а соответствовать своему социальному статусу и сохранять индивидуальность. Нередко социальные потребности развившиеся на основе биологических потребностей, в одном этносе становились препятствием для реализации сложившихся потребностей, в другом этносе. Пример: экологические условия Ближнего Востока делали опасным для здоровья людей широкое потребление свинины, так как существующие методы естественного консервирования этого продукта в данных климатических условиях не обеспечивали его инфекционную безопасность. Жизненный опыт поколений вылился в традицию, запрещающую народам этого региона потреблять свинину. Эта традиция закрепилась в иудаизме и исламе в качестве религиозной нормы. Географическое распространение ислама привело эту религию на Кавказ, где предки адыгов и черкесов нарты подобно всем европейцам разводили свиней, так как дубовые леса и мягкий климат обеспечивали возможность их пастбищного кормления в течение почти всего года. Соответственно широким было и потребление свинины. Принятие ислама привело к отказу от высокопитательного традиционного продукта питания. Развитие социальных отношений и связанное с ним разделение труда привело к возникновению товарообмена и сделало удовлетворение основных потребностей человека тоже товаром, то есть товаром стала не только пища, одежда, но и услуги, оказываемые членами общества друг другу. По мере развития социальных отношений росло производство. Рост производства создавал новые товары, что стимулировало трансформацию уже имеющихся потребностей в новые и так продолжается до сих пор. Чем больше производственные возможности человека, тем больше они стимулируют рост потребностей человека в новых товарах. Считалось до последнего времени, что рост потребностей человека в новых товарах является неограниченным. Однако, уже достижение развитыми экономическими странами возможности обеспечить все свое население необходимыми для рационального питания продуктами показало, что рост и удовлетворение растущих потребностей пищевых продуктов оказывает отрицательное влияние на здоровье людей. Одновременно статистика ВОЗ показывает, что постоянный рост производства в мире практически совпадает (коррелирует) с падением уровня здоровья человечества. Отсюда возникла идея о том, что точно так же как основные биологические потребности человека ограничиваются критерием и сохраняя здоровье, так же и рост потребности в товарах должен ограничиваться этим критерием. Однако, если несоблюдение этого критерия при удовлетворении чисто биологических потребностей конкретным человеком приводит к конкретному нарушению его собственного здоровья, то применение этого критерия к товарному потреблению менее наглядно.
Реализация потребностей человека в комфортном жилье, одежде, транспорте, качественной разнообразной обильной пищи, научной художественно – эмоциональной информации при соблюдении им лично норм так называемого здорового образа жизни на его собственном здоровье может и не сказаться, но само развитие производства обеспечивающего удовлетворение всех этих потребностей сказывается на здоровье множества других людей. Чем больше кажущаяся независимость человеческого общества от природных условий, тем сильнее ответный удар по человечеству самих изменений в природе, но для конкретного человека эта причинно-следственная часть оказывается достаточно отдаленной. В связи с этим выдвигаются концепции так называемого устойчивого развития, когда человечество сможет сознательно ограничивать по крайней мере количественный рост своих потребностей в товарах, то есть устойчивое развитие - это не прекращение производства науки социального прогресса вообще, в целом, а развитие подчиненных единой цели сохранения устойчивого динамического равновесия в биосфере и тем самым обеспечение существования человечества как вида. Призывы вернуться к прошлому когда подобно охотникам и собирателям люди находились в полной гармонии с природой явились не менее человеконенавистническими чем отказ от ограничения потребностей.
В основе концепции устойчивого развития положены принципы рационального природопользования. В основе этих принципов лежат следующие положения:
Любое вмешательство человека с производственными целями в естественную природную среду не должно носить размеры нарушающие динамическое равновесие экосистемы.
Если сохранение динамического равновесия естественным путем невозможно, одновременно с развитием производства должны развиваться механизмы, обеспечивающие это равновесие искусственным путем: а) препятствия для загрязнения среды; б) переработка веществ, создаваемых производственным образом в виде продукции или отходов, не свойственных соответственной природе компоненты свойств в природе и следовательно способные включаться в круговорот веществ экосистемы; в) если развитие производства связано с потреблением не возобновляемых природных ресурсов масштабы их изъятия должны быть с одной стороны ограниченными, обеспечивающие существование экосистемы за счет других ресурсов, а с другой стороны одновременным поисков ресурсов, позволяющих удовлетворять те же потребности людей.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 2364;