Сущность государства

Анализ понятия государства был бы не полным без обращения к проблеме его сущности. Сущность – это смысл государства, то есть главное, определяющее, закономерное в его содержании. Сущность не лежит на поверхности, она не дана непосредственно в ощущении. Сущность государства, как и любого другого явления, постигается разумом как его основная идея, очищенная от всего случайного, второстепенного, преходящего. Правильное понимание сущности государства важно не только в научно-теоретическом, но и практическом плане, ибо от того, как мы понимаем государство, во многом зависит и то, какое государство мы имеем и строим в реальности. Именно поэтому учение о сущности государства не может быть отвлеченно-схоластическим, надуманным. Оно всегда глубоко связано с насущными потребностями людей, с их устремлениями к установлению лучшего, более совершенного, разумного и справедливого государственного устройства.

Вопрос о сущности государства привлекал к себе пристальное внимание философов, политиков, юристов на протяжении многих веков. В работах мыслителей разных эпох и народов мы находим суждения о том, что есть государство, каков его смысл и истинное предназначение в жизни общества и отдельного человека. Этот вопрос остается центральным и для современного государствоведения.

Государство приходит на смену родовой общине как специфичный способ организации человеческого сообщества, обеспечивающий его нормальную жизнедеятельность и прогрессивное развитие в изменившихся социальных условиях. И подобно тому, как родовые объединения, с характерной для них организацией власти и социальными нормами, были естественной, то есть соответствующей уровню развития, формой существования первобытного общества, так и государство, с присущими ему властными институтами, принципами и нормами, явилось оптимальной формой организации общества в эпоху цивилизации.

Изложенный вывод имеет важное значение. Во-первых, он позволяет правильно решить вопрос о социальной ценности (необходимости, полезности) государства. Ценность государства состоит прежде всего в том, что никакое цивилизованное общество, достигшее соответствующего уровня социально-экономического и иного развития, не может обойтись без данной формы организации власти. Исторический опыт показывает, что кризис государственности отрицательно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности общества (экономика, нравственность, правопорядок и т.д.). И, наоборот, укрепление государства является необходимым условием экономического роста, социальной стабильности, личной безопасности и т. д. По этой же причине, различные анархистские призывы разрушить государство, искоренить государственность во имя политического освобождения или каких-либо иных «благих» целей, не только нереальны, иллюзорны, но и антисоциальны. Крушение государства не только не дает политического или какого-то другого освобождения, но, наоборот, ввергает общество в пучину разрухи и нестабильности.

Во-вторых, государство в своем становлении, функционировании, развитии обусловлено состоянием и тенденциями развития самого общества. Другими словами, каково общество на том или ином этапе его исторического существования (по уровню экономического развития, социальной структуре, идеологии, культуре и т.д.), таково и государство. Следовательно, каждое государство сочетает в себе как общие черты, характерные для государства вообще, так и особенные, присущие лишь определенным историческим типам государств (рабовладельческому, феодальному и т.д.), а также те признаки, в которых выражаются единичные, неповторимые свойства каждого конкретного государства. Такая ситуация создает значительные затруднения при выявлении наиболее общих существенных свойств государства, поскольку есть большая вероятность того, что такое качество будет приписано тем или иным сторонам конкретного государства, имеющим единичное значение.

Один из существенных пороков классовой доктрины состоит в том, что она, в общем и целом, прививает негативно-отрицательное отношение к государству. И не только к нему, но и к праву, морали, религии, всему, что порождено материальной основой классового общества. Государство хотя и признается исторически необходимым, а в определенных случаях и прогрессивным, но, в целом, характеризуется как порождение несправедливого общественного устройства, как инструмент его охраны и упрочения. Отсюда делается вывод о необходимости коренной ломки существующих отношений в целях победы нового (коммунистического) строя, в котором не останется места угнетению и эксплуатации, а, следовательно, государству и праву. Классовое учение – это доктрина революций, переворотов, борьбы. Оно не может быть положено в основу современной концепции государства.

Второе направление в трактовке сущности государства условно может быть названо общесоциальным. Данное направление имеет богатую историю в европейской и мировой политико-правовой мысли, является господствующим и, по сути, традиционным. Государство здесь рассматривается как организация власти, необходимая для решения общих дел, призванная служить благу всего общества. Такое понимание сложилось еще в античности. И уже тогда сформировалось ясное осознание того, что в реальной действительности существующие государства далеко не всегда отвечают своему истинному предназначению. В связи с этим, в частности, государства делили на правильные, то есть те, которые служат общему благу, и неправильные, то есть те, которые отклоняются от своей действительной сущности и превращаются в орудие защиты частных интересов определенных социальных сил или самого правителя. С позиций общесоциального подхода, классовое государство, таким образом, должно быть охарактеризовано как неправильное, не соответствующее сущности (идее) государства, а значит, требующее совершенствования в целях приведения к нормальному состоянию. Другими словами, если государство исторически является в облике классовой диктатуры, тоталитаризма и мракобесия, то это отнюдь не означает, что в этом и есть истинная сущность и действительное назначение всякого государства, государства вообще.

Общесоциальный подход не игнорирует классовую основу государства, как об этом иногда пишут, а исходит из того, что в государстве классовые интересы должны осуществляться с учетом интересов всего остального общества. При помощи государства различные социальные слои, классы и т.п. группы населения получают возможность реализовать свои интересы в виде всеобщих требований данного государственно-организованного общества. В этом, главным образом, и проявляется связь государства с классовыми интересами. Однако, история свидетельствует, что даже в условиях крайней поляризации общества, когда политическая власть сосредотачивается в руках лишь незначительной части населения, государство вынуждено конституировать себя как определенный общесоциальный, надклассовый институт, как официальный представитель всего гражданского общества и решать общие дела.

Неоднородность общества никоем образом не исключает сотрудничества и взаимодействия между его различными частями во всех сферах общественных отношений - экономической, духовной, политической. Наоборот, именно такое сотрудничество, а не борьба, является нормальным и необходимым условием существования общества. Следовательно, государство должно способствовать социальной стабильности, преодолению классовых, национальных, межконфессиональных и других противоречий, поиску оптимальных путей для социального взаимодействия и согласия. Государство, отвечающее своей сущности и социальному назначению, является гарантом прав и свобод личности, ее чести и достоинства, силой, противостоящей социальному произволу и дезинтеграции. К реализации такой идеи государства и должна быть устремлена современная Россия.

Любое государство является «плодом» своего времени. При определении сущности государства должны учитываться не только социально-экономические, но и другие факторы (традиции, культура народа, особенности его истории и т.д.). Именно поэтому в современных исследованиях доминирует общецивилизационный взгляд на государство, как неотъемлемый компонент определенной цивилизации, обусловленный в своем функционировании и развитии всем многообразием общественных связей и отношений. Данный подход позволяет выйти за узкие рамки классово-экономической детерминации и рассматривать государство, например, как необходимое условие и важнейшее средство утверждения таких человеческих ценностей, как гуманизм, равноправие, свобода и т.д. В этой плоскости исследований открываются широкие перспективы для использования в государствоведческих работах достижений других отраслей научного знания (истории, культурологии, этнографии, социальной психологии и т.д.), что сегодня особенно важно.

Подводя итог всему сказанному, можно предложить следующее общее определение государства. Государство - это территориальная организация суверенной политической власти, управляющая делами всего общества в целях реализации общесоциальных интересов.

 

 

 








Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.