Характеристика основных теорий происхождения государства и права
На смену первобытной организации общества приходит государство. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Дело в том, что у различных народов государства возникали по-разному. Однако ученые всегда стремились найти общие закономерности их возникновения. На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих процесс возникновения государства.
Материалистическая теория. До недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 году издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
В соответствии с материалистической теорией возникновение государства и права рассматривается как естественно-исторический процесс развития общества.
Изначально производительность труда была чрезвычайно мала.
Человек производил даже меньше того, что ему требовалось. Но постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, заниматься земледелием, скотоводством - росла производительность труда, росло сознание человека.
На определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественные разделения труда:
1) выделение скотоводства из общей массы проводимых работ;
2) ремесло выделилось из земледелия;
3) появилась группа людей, которая обменивала продукцию - купцы. В советские времена их называли спекулянтами. В условиях рыночной экономики – предпринимателями. А в те далекие времена возникновение группы людей, специализирующихся на обмене (купле-продаже) производимой продукции и выращиваемого урожая, явилось мощным импульсом для развития производства, поскольку они обеспечивали сбыт товара и, тем самым, способствовали повышению производительности труда.
Теологическая теория(от греч. Theos - бог, logos – понятие, учение) – учение о боге.
Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж.Маритен, Ф.Лебюфф, Д.Эйве, Кост-Флорэ.
Это учение является одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Особенность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти. Г.Ф. Шершеневич, говоря о причинах множественности теорий происхождения государства и права, отметил, что для отдельных ученых «не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод». Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Наиболее яркий представитель этой теории, святой католической церкви Фома Аквинский утверждал, что «все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу. Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки веков».
Патриархальная теория. Ее основателями является Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государство есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом.
Позднее основная идея этой теории использовалась на западе Г. Мэном, Э. Вестермарком и Д. Мэрдоком, а в России - Н.К. Михайловским. Вера в хорошего, доброго и справедливого царя, «отца народов», скорее всего, проистекает из патриархальной теории.
Психологическая теория. Представители этой теории (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Дж. Ф. Мейтленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью той или иной «сильной личности».
Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.
Видный русский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти.
Органическая теория. Ее представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист - И. Блюнчли, французский социолог - Вормс.
На основе сходства существующего между явлениями органической и общественной жизни сторонники органического воззрения предприняли попытку биологизации общества, государства и права, перенесения законов развития животных на общественные явления. Точно также как организм животного состоит из клеток, государство представляет собой общественный организм состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер. По его мнению, государство возникают одновременно с возникновением людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает.
Теория насилия. Основные представители: Л. Гумплович и К. Каутский, Е. Дюринг.
В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 году выпустил книгу на русском языке «Общее учение о государстве», в которой писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории», изданной в 1931 году писал: «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».
Рассматриваемая теория подтверждается конкретными историческими фактами. Так, германские племена завоевали часть римской империи и вследствие этого возникло германское государство. В тоже время эту теорию нельзя считать универсальной. Далеко не все государства возникли в результате акта насилия. Кроме того, не на любом этапе развития общества акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным стадом другого не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.
Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория) зародилась в глубокой древности. Основоположниками данной теории являются: Гроций, Локк, Монтескье. Эпикур и некоторые другие философы - софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага.
Таблица: «Теория происхождения государства и права»
Теория происхождения государства и права | Представители | Содержание | Оценка |
Договорная | Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо. | Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. | Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществу произволу, неравенству людей перед законом, следует узнать, что нет убедительных научных данных подтверждающие реальность этой теории. Также эта теория игнорирует необходимость предпосылок для того могло возникнуть государство. |
Патриархальная | Аристотель, Филмер, Михайловский | Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных. | Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. |
Теологическая | А.Августин, Ф.Аквинский | Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но не вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. | Теологическую теорию доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. в конечном счете вопросы веры. |
Насилия | К.Каутский, Е.Дюринг, Шан Ян | Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого. | Чтобы возникло государство необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства. |
Психологическая | Петражицкий, З.Фрейд | Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, сознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. | Влияние человеческой психики не является решающим, а сама психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь. |
Рекомендованная литература
Алексеев Л.С., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1983. № 3.
Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999.
Виппер Р.Ю. История древнего мира. М., 1994.
Гиляров Е.М. Происхождение и сущность государства. М., 1998.
Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике: Учебное пособие. Красноярск, 1999.
Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции. Красноярск, 1991.
История первобытного общества: Эпоха классообразования. М., 1988.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 2004.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
От доклассовых обществ к раннеклассовым. М,, 1987.
Первобытное общество. М., 1975.
Ромашов Р.А. Государство: предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации: Учебное пособие. СПб., 1998.
Рулан И. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999.
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1958.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.
Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999., 3.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К.,
Вопросы студенту для самопроверки:
1.Назовите основные причины и предпосылки появления государства?
2.Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая др. – выявите достоинства и недостатки, каждой теории.
3.Теории происхождения права: теологическая, естественно–правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.
ЛЕКЦИЯ 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА – 2ч.
Цель: изучить общую характеристику сущности и социального назначения государства.
Задачи:
1.раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
2.рассмотреть основные признаки государства;
3.определить типологию и форму российского государства.
Перечень необходимого оборудования:аудитория, доска, учебник, мультимедиа.
Перечень используемых образовательных технологий: Лекционно-семинарская система обучения. Использование мультимедиа (предусмотрена по данной теме презентация). Использование таблиц и схем.
План:
1. Понятие государства: характеристика основных признаков
2. Сущность государства
3. Типология государства
1. Понятие государства: характеристика основных признаков
Государство – это особая организация социальной власти. Изложенное определение является предварительным. В нем акцентируется внимание на двух важнейших аспектах обозначаемого понятия. Во-первых, на том, что речь идет об особом социальном явлении. Это значит, что термин государство применим только к сообществам людей, находящимся на определенной ступени исторического развития. Государства возникают там и тогда, где и когда для этого созревают необходимые социально-экономические, идеологические и иные предпосылки. Во-вторых, государство обладает властной природой. В каких бы выражениях не определялось данное понятие (например, как определенный союз, сообщество, институт и т.п.), во всех случаях речь идет прежде всего об организации власти. Власть – необходимый атрибут и сущностная черта любого государства.
Государство – явление историческое. Многие тысячи лет человеческое общество существовало в рамках так называемого родоплеменного устройства. Коренные изменения родовой строй начала претерпевать в эпоху неолита (последняя эпоха каменного века, 8 - 3 тысячелетие до н. э.), по мере совершенствования орудий труда и перехода от присваивающих к производящим формам трудовой деятельности (земледелию, скотоводству и др.). Эти изменения в последующем повлекли трансформацию первобытного общества в общество цивилизованное, а на смену родовой организации власти пришло государство. Следовательно, вопрос о признаках государства, это в первую очередь вопрос о тех характерных чертах, особенностях которые отличают государство от родовой организации власти. Признаки государства позволяют также провести четкую грань, отделяющую государство от иных социальных организаций (религиозных, партийных и т.п.).
Учитывая это, государство характеризуется, прежде всего, как организация власти: территориальная, политическая, правовая, суверенная и взимающая налоги.
1. Термин территория используется в двух основных значениях: географическом и политико-правовом. Как географическое понятие, территория означает земельное (воздушное, водное) пространство с определенными границами. Территория в указанном смысле является необходимой материальной основой существования всякого человеческого сообщества, независимо от того, организовано оно в государство, или нет. Естественно поэтому, что и государство имеет свою территорию, то есть то пространство, на котором проживает население данного государства.
2.Социальной основой государства являются определенные общности людей, населяющие известную территорию. В государствоведении такие общности принято называть государствообразующим народом, или населением государства. Население государства составляют выходцы из различных родоплеменных, этнических и других групп. Учитывая это, государство иногда определяют как неродственный союз, или союз между чужими. Тем самым подчеркивается связь государства с некой территориальной организацией населения, а не родовой. С момента своего возникновения государство всячески способствовало укреплению территориальной структуры общества и преодолению остатков родовой солидарности.
Политико-правовое положение различных социальных групп населения (сословий, классов, цехов и т.п.) в государстве не одинаково и зависит от многих факторов. Общим, однако, остается то, что по отношению к государству население выступает, с одной стороны, как подчиняющееся его власти, а, с другой, как участвующее в ее осуществлении. Эти две стороны политико-правового статуса населения в государстве получили отражение в таких, неизвестных родовому обществу и какой-либо другой организации, категориях, как подданство и гражданство. Оба понятия взаимосвязаны и указывают на устойчивую политико-правовую связь личности с государством. Само слово «гражданин» этимологически восходит к греческому polis (город-государство) и буквально означает - горожанин, житель города, то есть достаточно определенно фиксирует принадлежность лица к некоторой территориальной организации (городу-государству), а не к роду.
3. Политическая (публичная) власть. Власть – категория общесоциальная. В той или иной форме она присуща любой устойчивой социальной общности (роду, семье, трудовому коллективу, политической партии и т.д.). В наиболее обобщенной форме власть определяется как авторитет, который способен заставить повиноваться. Другими словами - это способность конкретного индивида, или определенной социальной группы, или всего общества осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее, если необходимо, другим людям. Следовательно, признаком государства является не власть вообще, а именно политическая (особая публичная) власть. Государство – это организация политической власти.
4.Следующей особенностью политической власти является ее отчетливо выраженный силовой, принудительный характер. В своем осуществлении она опирается на органы, специально предназначенные для реализации принудительных функций (полиция, органы безопасности, суды, армия и т.д.). Данная особенность закономерно вытекает из вышесказанного. Если в родовом обществе власть выполняла в основном функции координатора коллективных действий, мудрого советника и наставника, и опиралась на вековые традиции, уважение, моральный авторитет и т.п., то государству необходима сила, способная противостоять социальной дезинтеграции и удерживать общество с его противоречивыми интересами в границах установленного правопорядка. Такой силой и является политическая власть, опирающаяся на аппарат принуждения. При этом государство монополизирует функцию публичного принуждения и выступает как организация, обладающая монополией на легитимное насилие.
Политическая власть обладает всеобщим, универсальным характером, она распространяется на все население государства в пределах его территории и подчинение такой власти рассматривается как обязанность всех и каждого, независимо от социального положения, вероисповедания и т.д.
5. Связь с правом. Государство и право - специфичные социальные явления. Если государство – это организация политической власти, то право – особая система социальных норм (правил поведения). Вместе с тем, указанные понятия сущностно взаимосвязаны, то есть необходимо предполагают и дополняют друг друга. Право исторически возникает и реально функционирует как нормативная система государственно-организованного общества. Оно приходит на смену родовым обычаям и традициям, как присущий именно государству способ установления единого правового порядка, средство стабилизации общественных отношений на основе единых и общеобязательных требований, опирающихся на авторитет государства. Именно в таком качестве право становится исторически востребованным и незаменимым.
6. Суверенитет. Данный признак отражает особый статус государства как субъекта международных отношений, а также подчеркивает его исключительное положение внутри страны. В соответствии с этим, говорят о внешнем и внутреннем аспектах государственного суверенитета.
Государственный суверенитет означает, во-первых, независимость государства на международной арене, его самостоятельность в решении вопросов внутренней и внешней политики, недопустимость произвольного вмешательства в дела государства иных субъектов международных отношений; во-вторых, верховенство и независимость государственной власти по отношению к любой другой организации, находящейся в пределах территории данного государства.
Суверенитет государства проявляется в его особых прерогативах (суверенных правах): а) быть официальным представителем всего общества (народа), выступать от его имени и в его интересах как внутри страны, так и за ее пределами; б) устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы); в) применять меры правового, то есть юридически обоснованного, принуждения к нарушителям установленного порядка, вводить в необходимых случаях различные особые режимы в целях обеспечения законности, безопасности, прав и свобод личности; г) содержать за счет граждан вооруженные силы, органы государственной безопасности и иные специальные подразделения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета.
7. Обязательные сборы с населения, налоги. Взимание государственных налогов обусловлено, во-первых, необходимостью содержать государственный аппарат, то есть тех людей, которые осуществляют функции государства и непосредственно не заняты в сфере материального производства. Во-вторых, задачами государства по осуществлению разнообразных общесоциальных функций (поддержка образования, медицины, науки, культуры, создание общественных запасов, строительство средств коммуникации и т.п.).
Налоги устанавливаются государством в качестве обязательной повинности и только государство может при определенных условиях освободить от их уплаты. Они поступают в фонд государства. Этим государственные налоги отличаются от разнообразных добровольных пожертвований (например, в фонд определенной религиозной общины), членских взносов (например, партийных, профсоюзных) и тому подобных платежей.
Народ (население) | ||||
Территория государства | Публичная власть | |||
Государство – единая организация политической власти общества, распространяющая власть на население, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подавления | ||||
Правовая система | Связь с правом | |||
Налоги и сборы | ||||
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 20551;