РУНИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
Упражнение «Кто я?» http://trepsy.net/razvit/stat.php?stat=3493
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.
Материал: лист бумаги и ручка для каждого участника.
Ход упражнения: У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
- повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
- о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
- насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
- отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
- совпадают или не совпадают «Я-концепция» и представления других об этом человеке;
- из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т.д.
Упражнение «Самоценность» http://trepsy.net/razvit/stat.php?stat=4055
Цель: позитивизация Я-концепции подростка.
Материалы: бумага, карандаши, стулья.
Ход работы:
- Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».
- Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.
- А теперь вспомни, пожалуйста, что тебе говорили все эти люди и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.
- У тебя получилась карта самоценности. Давай оживим ее. Я помогу тебе. Ты сядешь на стул, который будет стоять в центре класса. Вокруг мы поставим стулья, как нарисованы кружочки на твоей карте. Я по очереди буду садиться на эти стулья, обозначать написанное тобой имя и говорить фразу, идущую к тебе от этого человека. Слушай внимательно. Твоя задача ощутить свою ценность.
Упражнение «Ода о себе» http://trepsy.net/razvit/stat.php?stat=3703
Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе. Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.
Упражнение «Я в лучах солнца» http://trepsy.net/razvit/stat.php?stat=3301
Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие качества.
Упражнение «Отражение»http://festival.1september.ru/articles/611150/
Цель: развитие психологического контакта участников друг с другом.
Участники семинара разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает определенные замедленные движения. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».
Упражнение «Крабы»(для выполнения этого упражнения необходимо просторное помещение)
Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.
Участники семинара делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга по руки, становясь так называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола предмет. От участников это упражнение требует умение договариваться, скоординировать свои движения. Упражнение можно усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».
Игра-сплочение(за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель игры: сплочение коллектива.
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту Люшера в виде психологической консультации, с учетом присутствия слушателей.
Упражнение «МОЯ ПРЕЛЕСТЬ» http://c-psycholog.ru/Help/uprajneniy/kom/podrostok.html
Описание упражнения
Участников просят, проведя «ревизию» содержимого своих сумок и карманов, найти какой-либо предмет, который им нравится, про который они могли бы сказать «Моя прелесть!» (наподобие того, как говорили про Кольцо Всевластья герои из книг Толкиена). В течение 4 – 6 минут они размышляют над вопросами: Чем именно мне нравится этот предмет? Что он для меня символизи- рует, почему я ношу его с собой? Чем этот предмет может понравиться другим?
Потом каждый из участников поочередно получает слово для того, чтобы провести публичную презентацию «своей прелести» (одна – две мининуты на человека), в которой были бы представлены ответы на эти вопросы. Форма презентации может быть различной – устный рассказ или, по желанию участника, небольшая пантомима, рисунок с комментариями и т. п.
Смысл упражнения
Предоставление участникам возможностей для самораскрытия, тренировка навыков публичного выступления, преодоление застенчивости применительно к ситуациям, когда нужно публично говорить чем-то, имеющем отношение к самому себе.
Обсуждение
Что было самым сложным при выполнении этого упражнения? Кто из участников испытывал напряжение, дискомфорт при необходимости публично рассказать о своем предмете? Что можно порекомендовать для преодоления этого дискомфорта?
«Джойстик»https://vk.com/doc-2457889_210562208?dl=5672a055dd15f1bc2b
Игра-сплочение.
Цель игры: сплочение коллектива.
Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.
РУНИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
Много лет мы прожили за воротами священного города наших исконных богов. Нет, нас не лишили их мудрости вследствие необратимого грехопадения, — мы всего лишь сами повернулись к ним спиной. Повернувшись к ним лицом, можно вновь ощутить их сияющую силу — если знать, где лежит их путь. Дорогу туда нам проложат руны — тайны нашего пути и ключи к собственным внутренним возможностям.
Многие века назад мы совершили ошибку. Мы, как народ, отвергли — не сразу и не во всем, но всё же отвергли — мудрость богов. Не найти нам чудесного средства, что вернуло бы её в одну ночь, не снизойдет на нас сама по себе милость Одина! Лишь напряженными усилиями каждый из нас сможет найти дорогу к давно забытым знаниям. На решение этой нелегкой, но благородной задачи и направлены усилия этой книги и Рунной Гильдии.
Хотя многое мыпотеряли из-за заблуждений, идущих еще с древних времен, потери наши продолжались и в недавние годы, благодаря заблуждениям, возникшим из-за ограниченных взглядов на возрождение древних традиций Севера. Вновь и вновь новоявленные реставраторы традиции заменяют вечное и жизнеутверждающее видение Владыки Вдохновения на историологические, ограниченные схемы мертвых идеологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед нами, — создать философскую базу для того роста жизнеутверждающего осознания нашей вневременной значимости, которое мы можем добыть из глубин миров внутри нас.
Руны и идеология, с ними связанная, служат множеству целей, как «напрямую», посредством магии, так и на уровне интеллекта. В области магии руны используются для личной трансформации, расширения сознания, психического развития, целительства, исследования Судьбы и для изменения окружающего мира согласно внутренней воле.
В то же время в областях интеллектуальных, которые как раз и рассматриваются в этой книге, — в областях интеллектуальных руническое учение и руническая мудрость могут стать фундаментом для построения новой философии, основанной на вневременных образах и выраженной посредством могущественного метаязыка. Многие «традиции» безуспешно пытались создать такой метаязык, грамматика которого была бы точна и воистину прекрасна — иудаизм, христианство, ислам, все их культурные варианты. Однако можно утверждать, что все они потерпели неудачу из-за слабости их внутренне несогласованной системы. Если же вы работаете с рунической системой и делаете ее частью своей жизни, то вам достается дар, которым вас не смог бы наделить никто другой — знание Своего Я — уникального, но при этом являющегося частью Целого. Руны станут языком, при помощи которого вы сможете «вступить в общение» с различными аспектами собственной личности и — вместе с тем — поделиться этим знанием с другими, что всегда непросто, но необходимо для проверки истинности любого понимания.
Мы должны не только научиться понимать руны так, как их понимали древние, — это только начало, — но должны придти к новому знанию о них. По мере того, как руны изменяют нас, мы сами изменяем свой взгляд на них. Они были, есть и будут вечно изменяющимися и требующими изменений. Пусть поэтому те, кто лишь желает подкрепить личные предрассудки, кого не интересуют — а то и страшат — живущие в рунах преобразующие силы, считают с этого момента, что их предупредили. Руны разворачивают перед нами дорогу превращений, а отнюдь не крепостные стены потакания собственным слабостям.
Как и все, что действительно стоит знать, эти таинства сопротивляются раскрытию (в чем нет, впрочем, никакой «злонамеренности»). Нередко они оборачиваются тайнами, но тайны эти расскажут вам больше, чем простой и понятный язык. Они отнюдь не исполнены благодушия, а уж их Владыка — и того менее. Но так и должно быть, — любой, кто скажет вам обратное, на самом деле поклоняется лжи: он скажет вам, что обрести можно лишь то, что дается как дар, мы же, последователи Одина, знаем, что истинное знание добывается волей человека. Эта воля и ее помощник — сознание, — единственный дар, меч, брошенный перед человечеством, лежащим пока в колыбели. Лишь этим мечом мы проложим в мире свой путь.
Книга эта призвана облегчить успешное овладение образным мышлением, ознакомив читателя с новейшими и лучшими работами в области рунических исследований и истории древних германских религий. Она содержит подробное описание истории развития древних рунических традиций и способов использования рунических знаков. Эти исторические сведения увязываются в книге с эзотерическим изучением природы самих рун, а также с такими областями эзотерического учения, как космогония, космология, нумерология, психология и теология. В этом издании в деталях рассматривается то, что на страницах «Футарка» упоминалось лишь вскользь. Есть надежда, что более глубокие знания о рунах, почерпнутые из этой работы, откроют путь к более широкому пониманию рун и помогут пробудить великое божество, спящее внутри нас. Пока его голос — не более чем шепот, но, приложив труд и умение, мы разбудим его, голос его зазвучит, как раскаты грома, и мы узнаем его лучше, чем когда-либо знали прежде.
Глава 1
Старшие руны
(до 800 года н.э.)
Цель этой главы — снабдить изучающего руны основными представлениями об истории и развитии рун, начиная с древнейших времен и примерно до 800 года н.э. (то есть — до начала Эпохи Викингов). Глава содержит также раздел, посвященный древнеанглийской и фризской традициям, продолжающимся за пределы этого временного периода. Каждому, кто приступает к изучению эзотерики рун, необходимо получить основные представления об историческом контексте традиции. «Руническое учение» создаст для этого фундамент; завершить же строение помогут самостоятельное чтение и изыскания. Большая часть информации, содержащейся в этой части книги, взята из научных работ по рунологии (см. Библиографию). Эзотерические сведения и их интерпретация, изложенная на этих страницах, послужат изучающему руны рекомендательным письмом в чудесный мир рунической мудрости, представленный во второй части книги.
Слово «руна»
Наиболее распространенное определение слова «руна» звучит, как «одна из букв алфавита древних германцев».
Это определение — результат долгого исторического развития, с которым мы должны полностью ознакомиться, прежде чем поймем, насколько оно не полно. На самом же деле эти «буквы» представляют собой нечто гораздо большее, нежели знаки, обозначающие звуки языка. Это — тайны, истинные «таинства Вселенной», и это поймет всякий, посвятивший им достаточно времени и сил.
Слово «руна» исходно встречается только в германских и кельтских языках. Этимология его недостаточно ясна; его выводят либо (1) из протоиндоевропейского *reu - («реветь» или «шептать»), что связывает его с вокальным аспектом исполнения магических заклинаний; либо (2) из протоиндоевропейского *gwor-w-on-, что соотносит его с богами Древней Греции и Индии — соответственно Ураном и Варуной, придавая слову значение «магического связывания», которое является также атрибутом Одина. Возможно, что это слово несло оттенок значения «тайны» с самого начала.
В любом случае можно вывести общий германский и кельтский корень *runo-, который сохранился, изменяясь, в различных германских языках. То, что слово это очень архаично, ясно из его повсеместного употребления в широком смысле. Корень этот имеется во всех основных германских языках (см. таблицу 1.1). Из этой таблицы очевидно, что «руна» — древний местный термин и что древнейшее его значение было абстрактным понятием (тайна), а не вещественным знаком (буква). Определение «буква» однозначно вторично, первичным же следует признать значение «тайна».
Корень этот встречается и в кельтских языках, где мы находим древнеирландское run («тайна», «секрет») и средневаллийское rhin («тайна»). Некоторые полагают, что корень этот заимствован германскими языками из кельтских; но значительно чаще утверждается обратное, так как в германских языках слово это чаще употребляется, шире распространено и богаче значениями. Возможно также, что корень этот является общим для двух этих групп индоевропейских языков и вопрос о заимствовании не имеет буквального решения. Существует также мнение, что из германских языков термин проник и в финские языки в форме runo («песня», стихотворная строфа «Калевалы»), но данный финский термин может происходить и от другого германского корня, означающего «ряд», «серия».
Хотя слово это, несомненно, германского происхождения, в своем современном виде в английский язык оно пришло не как прямой потомок древнеанглийского run, но из поздней научной латыни XVII века, — runa (прилагательное runicus), куда, в свою очередь, проникло из скандинавских языков.
Определение рун в Одинической традиции сложно и за основу берет древнейший оттенок значения слова — тайна, нечто сокровенное и архетипическос. Это безличные модели развития, которые лежат в основе всего материальиого/нематериального в мире и составляют его бытие/небытие. Каждая из рун может быть проанализирована на трех уровнях:
— Форма (идеографическое и фонетическое значение),
— Идея (символическое содержание),
— Число (динамическая природа, проясняющая взаимоотношения с другими рунами).
Более детальное исследование значений рун см. в главе 9. С помощью рун, как и с помощью Того, Кто им обучает — Одина, все сущности могут быть названы — и уничтожены отрицанием. Поэтому любое определение через мирской язык останется неадекватным и неполным.
На протяжении всей этой книги слово «руна» следует понимать в этом, сложном смысле; в то время как термин «рунический знак» или просто «знак» будет использоваться для обозначения рун как букв или знаков.
Древняя история рун
Рунические знаки систематически используются, по крайней мере, с 50 г. н.э. (приблизительная датировка Мельдорфской фибулы) до настоящего времени. Тем не менее, традиционная и сокровенная подоснова, на которой была создана руническая система, не может обсуждаться в строго историческом смысле — она внеисторична.
История развития рунической системы подразделяется в целом на четыре эпохи:
1) древнейший период, с первого столетия н.э. примерно до 800 г. н.э.;
2) древний период, продолжавшийся примерно до 1100 г. (эти два периода характеризуются единообразной рунической традицией, связанной последовательной символикой);
3) средний период, продолжительный и неопределенный, захватывающий упадок внешней традиции и ее уход в бессознательное;
4) периоды возрождения. (Хотя в отдаленных уголках Скандинавии и продолжалось использование рун в непосредственной, хотя и значительно пострадавшей традиции, с 1600 г. большая часть серьезной работы с рунами осуществлялась в рамках возрождавших традицию научных школ.)
Иногда думают, что изучение истории вопроса не особенно необходимо и даже вредно для тех, кто желает самостоятельно погрузиться в глубины вневременной, внеисторической, архетипической реальности рун самих по себе. Однако в таком подходе есть свои подводные камни.
Исторические знания необходимы, поскольку для возрождения рун из пространств бессознательного нужны сознательные действия; современному человеку, изучающему руны, следует знать происхождение того, с чем работает его активное сознание. Только в этом случае возрождение будет плодотворным. Ветви дерева сохнут и умирают без корней. Поэтому тому, кто изучает руны, необходимы твердые знания истории рунической традиции. Вдобавок, аналитическое наблюдение и рациональное объяснение объективных данных — краеугольный камень в развитии цельной личности мастера рун[1] и витки.
Происхождение рун
Поскольку руны внеисторичны, они не имеют какого-либо конкретного происхождения; когда мы употребляем по отношению к ним это слово, то подразумеваем всего лишь происхождение знаков Футарка. Вопрос об архетипических корнях рун подробно обсуждается в главе 10. О рунах с полным основанием можно сказать, что на пути к восприятию их людьми они прошли через множество врат и претерпели немало «рождений» в разных мирах.
Существует несколько теорий об исторических корнях системы Футарка и использования ее как письменности в германских языках. В целом они сводятся к четырем: латинская, греческая, североиталийская (этрусская) теории и теория независимого происхождения. Разные исследователи на протяжении многих лет склонялись то к одной, то к другой теории из этого числа; в последнее время достигнут определенный разумный синтез этих теорий, однако и по сей день этот вопрос остается предметом академических дискуссий.
Латинская (римская) теория впервые научно обоснована Л.Ф.А.Виммером в 1874 г. Последователи этой гипотезы преимущественно полагают, что с возникновением более тесных контактов между германскими народами и римской культурой (имевших место самое позднее со II века до н.э., когда произошло вторжение кимбров и тевтонов с Ютланда) вдоль Дуная (у Карнунтума) и Рейна (у Кёльна, Триера и т.д.) германцы переняли и стали использовать латинский алфавит. Благодаря торговым путям система быстро распространилась с юга в Скандинавию и оттуда на восток. Последнее предположение необходимо, поскольку древнейшие образцы Футарка найдены не вблизи от римских границ и сфер влияния, но, напротив, в отдаленных северных и восточных пределах германского мира. Идея торговых путей не является серьезным препятствием для этой теории, поскольку доподлинно известно, что эти пути существовали задолго до того времени. В микенских гробницах на территории современной Греции, например, найден янтарь из Прибалтики и с Ютланда. Позднее Эрик Мольтке выдвинул теорию о том, что Футарк начал распространяться из Дании и основан на латинском алфавите.
У этой теории до сих пор есть свои приверженцы, и отдельные ее аспекты, которые мы обсудим позднее, будут важны и в дальнейшем. В любом случае влияние культурных элементов, привнесенных римлянами в германские земли, нельзя сбрасывать со счетов при обсуждении любого вопроса культурного обмена в период между 200 г. до н.э. и 400 г. н.э.
Обсуждая эти теории, следует помнить, что в данном случае мы ограничиваемся исключительно вопросом происхождения идеи фонетического письма (алфавита) у древних германцев в связи с рунической традицией, но не генезиса самой традиции или системы, лежащей в ее основе.
Греческая теория, впервые заявленная Софюсом Бугге, находит истоки этой системы дальше к востоку. Согласно данной гипотезе, готы переняли одну из версий греческой скорописи во время контактов с эллинской культурой в Причерноморье, откуда она и пришла на скандинавскую родину готов. Основная проблема этой теории состоит в том, что упомянутые готско-греческие контакты не могли быть осуществлены до 200 г. н.э., в то время как древнейшие рунические надписи сделаны задолго до этого времени. По этой причине большинство ученых давно отказались от этой гипотезы. Единственным спасением для нее могли бы стать доказательства более ранней, пока не документированной связи между двумя этими культурами. Эта область требует дальнейших исследований. Возможно также, что отдельные эллинистические идеи, даже не сыграв роли в возникновении рун, внесли определенный вклад в создание некоторых элементов традиционной системы.
Североиталийская, или этрусская теория, возможно, наиболее интересна, и именно к ней обращено внимание большинства ученых в последние годы. Эту идею впервые предложил К. Марстрандер в 1928 году; впоследствии ее изменил и развил Вольфганг Краузе с соавторами в 1937 г. Гипотеза предполагает, что жившие в Альпах германские народы переняли североиталииское письмо довольно рано — возможно, ещё в 300 г. до н.э.; с ним познакомились кимбры и передали его могущественным свевам, от которых оно быстро распространилось вверх по Рейну и вдоль берега Северного моря до Ютланда и далее. Никаких исторических претензий к правдоподобности этого сценария не имеется, за исключением того факта, что первичный контакт должен был произойти за три-четыре столетия до документированного появления первой рунической надписи.
На самом деле существует образец германоязычной надписи, выполненной североиталийским письмом — знаменитый шлем из Негау (примерно 300 г. до н.э.). Текст, читающийся справа налево, приведен на рис.1.1
Надпись может быть прочитана как Harigasti teiwai... и интерпретирована как «Богу Харигасту (Одину)», или «Харигастис (и) Тейвас!» В любом случае, значения корней первых двух слов надписи ясны: Хари-гастис (гость войска) и Тейвас (бог Тюр). В более поздние времена Одина часто именовали именно подобными прозвищами, и вполне возможно, что перед нами ранний пример такого обращения. В этой надписи можно увидеть и доказательство того, что эти исконно германские божества издревле воспринимались вместе, как пара (см. гл. 13).
Знаки надписи на шлеме из Негау по многим признакам формально соответствуют руническим знакам; тем не менее, некоторые фонетические соответствия, видимо, должны были быть изменены. Ни из одного из этрусских алфавитов нельзя ясно вывести полный Футарк. Относительно недавно один известный оккультный писатель представил в двух своих книгах разновидность этрусского письма как «рунический алфавит», чем, возможно, ввел в некое заблуждение пытающихся найти ключи к тайнам рун.
Точка зрения, согласно которой руны — полностью независимо возникшая германская письменность, появилась в конце девятнадцатою столетия и приобрела широкую популярность в национал-социалистской Германии. Эта теория утверждает, что руны — изначально германское изобретение, послужившее, более того, основой для финикийского и греческого алфавитов. Обосновать эту гипотезу невозможно, так как древнейшие рунические надписи датируются первым веком нашей эры, а древнейшие финикийские двенадцатым и тринадцатым столетиями до нашей эры. В 1896 г., когда Р.Н.Мейер впервые выдвинул эту теорию, руны мыслились как первоначально идеографическая (у автора «иероглифическая») система знаков, впоследствии развившаяся в алфавит акрофонетическим путем (т.е. знаку начинает соответствовать первый звук слова, ассоциированного с идеограммой). Один из аспектов этой теории, возможно, верен: похоже, у германских народов действительно существовала идеографическая система, но маловероятно, чтобы она использовалась как письменность, и в этом теория независимого происхождения дает сбой. Возможно, однако, что идеографическая система оказала некое влияние на выбор звуковых значений и формы рунических знаков.
Исходя из материальных свидетельств, которыми мы в настоящее время располагаем, наиболее разумным представляется заключить, что система рунических знаков — результат комплексного развития, в котором значимую роль сыграли как алфавитные системы Средиземноморья, так и местные идеографические системы и символы. Возможно, идеограммы предшествовали руническим знакам (отсюда уникальные имена рун), а прототип рунической системы (порядок, число и т.д.), возможно, следует искать в традиционной магической символике (см. гл. 9).
Одним из возможных свидетельств существования системы символов, предшествовавшей рунической, может послужить сообщение Тацита в десятой главе его «Германии» (ок. 98 г. н.э.), в котором упоминаются определенные ноты[2](знаки), вырезавшиеся германцами на кусочках дерева во время предсказательных обрядов. Хотя недавняя находка — фибула из Мельдорфа — отодвигает момент возникновения рунического письма во времена, предшествовавшие написанию Тацитом «Германии», речь вполне могла идти о символической системе, отличной от собственно Футарка. В любом случае практически ясно, что идея использования подобной системы в качестве письменности, а также соответствий определенных знаков конкретным звукам, представляет собой результат влияния южных культур.
Этим обобщением завершается рассмотрение экзотерической части вопроса. А что же можно сказать об эзотерических аспектах происхождения рун? Руны сами по себе, как уже было сказано, не имеют ни конца, ни начала, будучи вечными моделями развития Мироздания[3] и присутствуя во всех мирах. Но мы можем говорить лишь об истоках рун в человеческом сознании (и, строго говоря, это единственная точка зрения, с которой вообще можно говорить о происхождении чего быто ни было).
В поисках этих истоков мы обратимся к Старшей, или Стихотворной, Эдде — к священной рунической песни «Речи Высокого», а именно — к ст. 138—165, которые называют Rûnatals tháttr Ódhins (см. также гл. 8), где Один говорит о том, как девять ночей он висел на Древе Мира, Иггдрасиле, принеся себя в жертву. Так происходит руническая инициация Одина; он приближается к владениям смерти и погружается в них, там он постигает загадки и тайны вселенной — собственно руны — в мгновенном озарении. С этим он получаст возможность вернуться, и отныне он наставляет своих последователен в искусстве рун, чтобы привнести широту восприятия, мудрость, магию, поэзию в мир Мидгарда — и во все миры. В этом суть деятельности Одина, Владыки Вдохновения.
Ключ к этому «духовному» значению дает нам этимология имени Одина. Ódhinn происходит от протогерманского Wôdh-an-az. Wôdh — это вдохновенная нуминозная деятельность или вдохновение; суффикс -an означает хозяина либо владыку чего-либо; -az — просто грамматическое окончание. Имя также интерпретируют как отражение обожествления духовного принципа Wôdh. В гл. 13 одиническая теология рассматривается более подробно.
Фигура Одина, как и рунические знаки, стоит у внутренних дверей на границе нашего сознания и бессознательного. Один — проводник содержания под- и сверхсознательного в сознание; он же заполняет собой пространство всех этих реальностей. Мы, люди — существа сознания, но мы наделены, тем не менее, глубокой потребностью в просветляющем общении со скрытыми сторонами миров и нас самих. Один — архетип этого глубочайшего аспекта человечества, тот, кто сплетает миры в паутину тайны — руны.
Таким образом, в эзотерическом смысле руны проистекают из человеческого сознания через архетип всеобъемлющего единого бога, таящийся глубоко во всех его созданиях. Для нас руны рождаются одновременно с сознанием. Но следует помнить, что руны сами по себе находятся вне его (и, следовательно, нашей) власти. Одина можно уничтожить, но, благодаря тому, что тайны рун сознательно приняты им (во время инициации на Иггдрасиле), уничтожение становится путем к трансформации и возрождению.
Эпоха Старшего футарка
Как уже упоминалось выше, древнейшая руническая надпись обнаружена на фибуле из Мельдорфа (на западном побережье Ютланда), датируемой серединой первого столетия нашей эры. С этого момента руны образуют непрерывную традицию, протянувшуюся более чем на тысячу лет; примерно к середине истории этой великой традиции происходит большая формальная трансформация — развитие Младшего Футарка из Старшего, начавшееся уже в седьмом столетии н.э. Однако более древняя система еще долгое время после этого сохранялась в отдельных консервативных областях, ее эхо продолжало звучать до восьмого столетия, а в тайных традициях — и дольше.
Древнейшая система состоит из двадцати четырех знаков, расположенных в строго определенном порядке (см. табл. 1 в Приложении). Существующие некоторые вариации этого порядка, очевидно, являются частью самой системы. Тринадцатый и четырнадцатый знаки и иногда меняются местами; то же происходит и в случае двадцать третьего и двадцать четвертого знаков и . Следует заметить, что первая пара меняющихся местами знаков приходится точно на середину, а вторая — на конец ряда.
К 250 г. н.э. рунические надписи обнаруживаются уже по всей территории расселения германских народов. Это значит, что распространение было систематическим и вовлекло сотни социополитических групп (кланов, общин, племен и т.д.) и шло оно, судя по всему, по существовавшим задолго да этого времени сетям религиозных традиций. До наших дней дошло всего около трехсот надписей, выполненных Старшим Футарком. Разумеется, это лишь ничтожная часть от общего числа надписей, сделанных в тот период. Подавляющее большинство их, начертанных на предметах из традиционно предпочитаемых мастерами, но нестойких материалов, таких, как дерево и кость, не выдержали испытания временем. Но немалая часть древнейших надписей сделана на металле, и многие из них достаточно сложны и выполнены с немалым мастерством.
Вначале рунические знаки вырезались в основном на предметах, которые можно было переносить. По этой причине расположение мест находок надписей мало, что говорит нам о том, где они в действительности были сделаны. Хорошо иллюстрируют эту проблему болотные находки (большей частью около 200 г. н.э.) на восточном берегу Ютланда и с Датского архипелага. Предметы, на которых нацарапаны руны, были принесены в качестве жертвы местными жителями после того, как им удалось разбить силы захватчиков с запада. Руны на этих вещах вырезали завоеватели где-то на территории современной Швеции, а отнюдь не жители земель, на которых эти предметы впоследствии обнаружили. Судя по всему, до 200 г. н.э. руны были известны только в областях, соответствующих современным Дании, Шлезвиг-Гольштейну, Южной Швеции (возможно, включая острова Эланд и Готланд) и юго-западной Норвегии. Расселяясь на юг и восток, северо- и западногерманские народы приносили руны с собой, и сегодня отдельные надписи находят на территории современных Польши, России, Румынии, Венгрии и Югославии. Руническая традиция не прерывалась в Скандинавии вплоть до конца Средневековья. Одна из наиболее интересных скандинавских традиций связана с брактеатами, гравировавшимися между 450 и 550 годами н.э. в Дании и южной Швеции (см. рис. 1.6). Две другие, отличные от этой, но органически с ней связанных традиции, представлены англо-фризскими рунами (существовавшими в Англии и Фризии примерно с 450 до 1100 гг. н.э.) и южногерманскими рунами (практически идентичными северногерманскому Футарку), которые были в употреблении в центральной и южной Германии (отдельные находки также в современной Швейцарии и Австрии) примерно с 550 до 750 г. н.э.
Перечни рун Футарка
В настоящее время известно семь надписей, целиком или фрагментарно содержащих рунический ряд древнейшего Футарка. Они представлены в хронологической последовательности на рис. 1.2.
Камень из Килвера (бывший частью внутренней степы могильной камеры), в сочетании с более поздними свидетельствами, связанными с рунами в манускриптах, позволяет утверждать, что исходный порядок расположения двух последних знаков был D-O. Однако на Килверском камне поменялись местами тринадцатый и четырнадцатый знаки: P-EI вместо стандартного EI-P. Фибула из Бёхте несет на себе лишь первые пять рун, которые вырезаны на обратной ее стороне в обычном порядке; за ними следуют две руны-идеограммы — , elhaz и , jera, — обеспечивающие защиту и удачу. На колонне из Брезы (часть разрушенного византийского храма, возможно, вырезана готами) мы видим фрагмент Футарка, обрывающийся после знака L и с пропущенным знаком В. На фибуле из Чарнай ряд тоже фрагментарен, но в данном случае это, видимо, сделано в магических целях. Фибула из Аквинкума содержит первый атт полного Футарка. (Обсуждение различных аспектов системы аттов см. в главах 7 и 9.)
Обзор древнейших континентальных и скандинавских надписей
Наиболее удобным подходом к экзотерической истории рун следует признать изучение в хронологической перспективе различных объектов, на которых вырезаны руны. В целом рунические объекты можно разделить на два типа:
1) свободные, переносимые предметы (украшения, оружие и т.д.), которые могли быть изготовлены в одном месте и найдены за сотни и тысячи километров от него; и
2) неподвижные объекты (камни), которые либо не поддаются транспортировке вообще, либо могут быть перенесены лишь на очень небольшое расстояние.
Мобильные объекты
Разнообразие объектов, на которых обнаружены руны, очень широко: оружие (мечи, наконечники копий и древки, распорки щитов), застежки (фибулы), амулеты (из дерева, камня, кости), инструменты, гребни, кольца, рога для питья, статуэтки, коробочки, брактеаты, пряжки и разнообразные металлические клепки, исходно крепившие дерево или кожу. В большинстве своем они имели магические функции.
Наконечники копий с руническими надписями связаны с древнейшей индоевропейской религиозно-магической традицией, и надписи, обнаруженные на них, — одни из самых архаичных. Так, клинок из Эвре-Стабю (Норвегия), датируемый временем около 150 г. н.э., считался древнейшим объектом с рунической надписью вплоть до находки Мельдорфской фибулы. Найденный на острове Готланд наконечник копья из Мооса датируется примерно 200— 250 годом. Далее на юг и восток наконечники с рунами найдены в Ковеле, Розвадове и Дамсдорфе (все примерно около 250 г.). Следует упомянуть также наконечник из Вурмлингена, значительно более поздний (ок. 600 г.)
Все они, кроме Ковельского (случайно выкопанного крестьянином) и Вурмлингенского, обнаружены в кремационных погребениях. Наконечник из Вурмлингена найден в обычной могиле. Тем не менее, погребальный обряд не был их основной функцией; по всей видимости, они представляли собой сакральные родовые драгоценности и сжигались (захоронялись) вместе с вождем. Магическая роль копья в военных культах широко известна в германской традиции. Метание копья во врагов перед битвой означало посвящение врагов Одину, то есть, принесения их в жертву. Считалось, что сам Один поступал так в изначальной битве, описанной в «Прорицании вёльвы» (строфа 24):
В войско метнул
Один копье,
это также свершилось
в дни первой войны[4]
Эта практика известна также из саг.
В качестве образца этих могущественных талисманов мы рассмотрим наконечник из Дамсдорфа (найденный во время закладки фундамента железнодорожной станции в 1865 году). Его стальной клинок, изготовленный, по всей вероятности, в Бургундии, украшен серебряной инкрустацией. Особенный интерес представляет то, что помимо рун на нем изображено много других символов (рис. 1.3). На одной стороне, рядом с рунами, мы видим также полумесяц, некую тамгу (магический знак, возможно, сарматского происхождения); на обратной стороне — трилистник, свастику и второй полумесяц. Руническая надпись читается справа налево: Ranja. Это — магическое имя самого копья, существительное, образованное от глагола rinnan («бежать», «пронзать»). В магическом смысле задачей его было «пронзить врага насквозь» и уничтожить его.
Застежки-фибулы, предназначенные для скрепления плащей и другой одежды, как у мужчин, так и у женщин, вошли в быт с древнейших времен (см. Germania, XVII). Уже по характеру своей функции они воспринимались как сугубо личные предметы и потому идеально подходили для превращения в талисман искусными руками знатока рун. И действительно, большая часть надписей на двенадцати предметах этого класса (датируемых вторым-шестым столетиями н.э.) носит выраженный магический характер. В шести случаях они включают в себя «формулу мастера рун», в которой используется специальное магическое имя последнего. Магическая функция этих амулетов может быть как активной (приносить удачу), так и пассивной (служить защитой).
В качестве примера надписей этого типа рассмотрим фибулу из Верлёзе, найденную в женском захоронении в 1944 г. Эта позолоченная серебряная розетковидная застежка датируется примерно 200 г. н.э. Символика этого объекта включает в себя свастику как часть исходного дизайна, в то время как руны, видимо, были добавлены позднее, по крайней мере, они выполнены в другой технике. Надпись приведена на рисунке 1.4
Руны из Верлёзе трудно интерпретировать с лингвистической точки зрения. Возможно, это неизвестная из других источников формула, составленная из хорошо известного alu (магическая сила, вдохновение, что можно понимать и в смысле защиты) и god («добро»). Общее значение в этом случае — «благополучие посредством магической силы». Это может быть также формула из двух слов, например: alu [желает] God(dagaz)[5] где последнее слово — личное имя, завершающееся идеограммой. Несмотря на эти затруднения, «динамизм» данной магической формулы становится очевиден при рассмотрении ее нумерологического значения (см. рис. 1.5).
Нумерология формулы из Верлёзе — яркий пример того, как магические числа могут быть обращены в рунические надписи. Здесь мы наблюдаем девятикратное усиление вселенской силы числа девять в сфере числа шесть (более детально руническая нумерология рассматривается в главе 11).
Очевидно, что брактеаты служили талисманами. Их известно более 800, из них примерно на 130 имеются рунические надписи. Их, как правило, не гравировали, а чеканили или выдавливали на тонких золотых дисках вместе с изображением, обычно напоминавшим изображения на римских монетах. Иконография римских монет, на которых чаще всего изображался император на коне, интерпретировалась совершенно иным образом на территории германских народов, где такой рисунок символизировал Одина или Бальдра. Вполне возможно, что брактеаты представляют собой религиозные иконы одинического культа.
Брактеат, изображенный на рис. 1.6, найден в Германии недалеко от Зиверна (всего там же найдено восемь брактеатов). Иконография брактеата из 3иверна весьма интересна. Согласно Карлу Гауку, странное образование, выходящее изо рта головы, представляет собой не что иное, как «магическое дыхание» и силу слова, которой обладает Один. Подобное можно видеть также на изображениях бога Митры. Надпись сильно повреждена, но, по всей вероятности, читается так, как показано на рис. 1.7. Этот вариант прочтения можно интерпретировать как r[imoz] writu, т.е. «я вырезаю руны», — характерная для мастеров рун магическая формула.
Как пример сохранившегося деревянного объекта с рунами рассмотрим тисовую коробочку из Гарбёлле, обнаруженную пустой в 1947 году в Зеландии (Дания). Она выполнена как современный пенал, с выдвижной крышкой, и датируется 400 г. н.э. Надпись приведена на рис. 1.8; обычно ее читают и переводят как Hagiradaz i tawide: «Хагирад (досл. «умелый советчик») сработал [руны] на [этой коробке]». Пять вертикальных точек после надписи означают, что для того, чтобы открыть силу, стоящую за рунами, читатель должен отсчитать пятый знак с конца [6].
Руны находят также на множестве других, единственных в своем роде объектов, которые затруднительно даже классифицировать. Большей частью это — инструменты и другие предметы повседневного обихода, превращенные в талисманы, в то время как другие, как, например, знаменитые рога из Галлехуса и кольцо из Петроассы, представляют собой значительные произведения искусства.
Кольцо из Петроассы (ок. 350—400 гг.) — прекрасный пример рунического объекта, не поддающегося классификации. Оно представляет собой золотую гривну (шейное кольцо) диаметром около шести дюймов, открывающееся и закрывающееся при помощи защелки. Кольцо, а с ним еще двадцать два золотых предмета, некоторые из которых инкрустированы драгоценными камнями, было найдено под огромным куском известняка двумя румынскими фермерами. К сожалению, почти все эти находки вскоре исчезли либо были сильно повреждены. От кольца осталась только разломанный надвое фрагмент, содержащий надпись. Судя по всему, детали клада были сакральными обрядовыми предметами, принадлежавшими языческому готскому жрецу-вождю (может быть, даже самому Атанариху). Гривна в дохристианском германском мире символизировала власть сюзерена. На рисунке 1.9 приведены руны этой надписи в том виде, в котором они сохранились до наших дней. Надпись читается как Gutani wih-hailag.
Неясный знак между седьмой и девятой рунами представляет собой, по всей видимости, трилистник, а восьмая руна, судя по всему, использована как идеограмма, передающая значение руны, othala, т.е. наследуемое имущество). Таким образом, перевод всей формулы звучит примерно как «наследство готов, святыня».
Неподвижные объекты
В древнейшей традиции имеется три типа неподвижных рунических объектов; все они связаны с изображением знаков на камне, но совершенно различны по внешнему виду и функциям. Во-первых, это петроглифы, вырезанные прямо на скалах, утесах и т.д.; затем следуют так называемые камни bauta. Эти камни специально подбирались, обтесывались и затем устанавливались на определенное место. Наконец, третья группа представлена камнями bauta, на которых вырезаны пиктограммы.
Четыре рунических наскальных надписи, все найденные в Скандинавии, датируются 400—550 гг. н.э. Все они, по-видимому, имеют религиозно-магическое значение, часто упоминают о создавшем их мастере, и содержат даже отдельные намеки на структуру культа эрилей, мастеров рун.
Все надписи представляют собой нечто вроде инициатической декларации силы, в которой мастер рун упоминает одно или несколько своих магических имен. Формулы этого типа используются для освящения данной части пространства, ее защиты, или даже создания особых изменений в среде.
Простейшим примером может послужить скала в Веблунгснесе в Центральной Норвегии (см. рис. 1.10), надпись на которой датируется примерно 550 г. Формула из Веблунгнеса словами передается как ек irilaz wiwila: «я, эриль Вивила». (Заметим, что — руна, составленная из и ). Формула состоит из личного местоимения первого лица я, инициатического термина irilaz (диалектный вариант слова erilaz (эриль), в широком смысле понимаемого просто как «повелитель рун», и личного имени. Это, тем не менее, не обычное имя, полученное при рождении, а священное или полученное в результате посвящения. Следует отметить, что имя Wiwilaz — уменьшительное от имени Wiwaz, «освященный; тот, кто освящает», найденного также на камне в Туне, и соотносимого с именем бога Wihaz (др.-исл. Be). В этой формуле мастер рун, или эриль, освящает местность своим магическим присутствием. Делается это следующим образом: вначале эриль призывает некую божественную личность, а затем действует от лица этой личности, высекая руны.
Камни bauta — предшественники великих рунических камней эпохи викингов. Эти камни датируются периодом с середины четвертого века до конца седьмого, но и позже эта традиция продолжает развиваться.
Надписи подобного рода почти всегда связаны с культом умерших и похоронными обрядами и обычаями. Хорошо известно, что эти обычаи играли значительную роль в культе Одина, и с ними же были тесно связаны руны. Иногда руны использовали для защиты мертвых от грабителей могил и колдунов, иногда их предназначением было удерживать мертвецов в могилах (чтобы предотвратить появление ужасных aptrgungumenn,«ходячих мертвецов»), иногда же при помощи рун устанавливалась связь с мертвыми в магических либо религиозных целях.
Камень из Каллебю, надпись на котором приведена на рисунке 1.11, представляет собой пример искусства, направленною на удержание мертвецов в могиле (или, по крайней мере, на то, чтобывернуть их обратно после «прогулки»). Подобные концепции можно встретить во множестве культур. У германских народов, «восставшие из мертвых» часто оживлялись волею колдуна и выполняли его поручения.
Надпись из Каллебю читается справа палево: thravijan haitinaz was «ему (мертвецу) приказано держаться [могилы]» Использование прошедшего времени очень характерно для магических надписей по двум техническим причинам: 1) в соответствии с основным магическим принципом «поступай так, словно твое желание уже исполнено» и 2) поскольку ритуал, гарантирующий исполнение воли мастера, действительно проводился прежде, чем ожидался результат. Эти концепции служат основой представлений германских народов о полной реальности «прошлого» и его власти над тем, что за ним стоит. Эриль использует эти законы для исполнения своей воли.
Камни с петроглифами сочетают руническую символику с магией пиктографии. Это особенно четко заметно на двух из них — на камне из Эггьюма и на камне из Роэса, на которых имеются схематические изображения коней (см. руну Е). Традиция сочетания пиктограмм и рун существует с древнейших времен, начиная со старшей из четырех надписей, датируемой примерно 450 г., и последней (Роэсской), примерно 750 г. Эта техника постепенно разовьется в великую руно-пиктографическую традицию Скандинавии эпохи викингов.
Готландский камень из Роэса, возможно, представляет собой наилучший пример сочетания изображения рун и коня (см. рис. 1.12). Этот увесистый талисман (плитапесчаника размером 22x30x3 дюйма) был найден под корнями орехового куста в девятнадцатом веке. Собственно руническая формула приведена на рис. 1.13. Интерпретация ее достаточно противоречива, однако наиболее верным решением следует признать то, согласно которому составная руна читается как сочетание U+D+Z, так, что весь текст читается как ju thin Uddz так: «Удд вывел (послал) этого коня». Но что это означает?
Древнеисландская литература предоставляет нам ключ к значению этого комплекса символов. В «Саге об Эгиле» (гл. 57) мы читаем, как Эгиль соорудил nidhstong, или столб проклятия, из орехового дерева и водрузил на вершину ею конскую голову. Целью установления этою столба-оскорбления было изгнание Эрика Кровавая Секира и его жены Гунхильд, из Норвегии — и оно сработало. (Подробнее см. в главе 6).
Прежде чем попрощаться с надписями, сделанными Старшим Футарком, следует сказать несколько слов о языке, на котором они написаны. Практически одновременно с началом использования рунической письменности между отдельными германскими диалектами появляются четкие различия. Язык, существовавший до этого разделения, принято называть протогерманским (или просто германским). Одними из самых первых обособились северные языки, которые называют протонордическими (proto Nordic) или древне-северными (Primitive Norse). Готы, начавшие мигрировать к востоку (на территорию современных России и Польши) из Скандинавии в начале нашей эры, положили начало восточногерманским языкам (игравшим важную роль в истории ранних рунических надписей). Южнее, на континенте, формировались южногерманские языки, включавшие в себя все английские, немецкие и фризские диалекты; в то время как на севере древнесеверный разделился на западный северный (West Norse) в Норвегии и восточный северный (East Norse) — в Дании и Швеции. В первые несколько столетий древнейшего периода представители всех этих диалектов могли еще понимать друг друга; помимо этого, мастера рун, как правило, употребляли и в более поздних надписях архаические формы, поскольку это были устоявшиеся магические формулы, идущие с древнейших времен. Выдвигаются даже предположения, что среди эрилей существовал и поддерживался единый для всех германцев «священный» язык.
Англо-фризские руны
Причин, по которым английскую и фризскую рунические традиции следует рассматривать вместе, примерно столько же, сколько и причин для их разделения. О фризской традиции известно немногое, но она пронизана магической практикой; английская же лучше представлена, но в целом гораздо менее магична. Тем не менее, в формах отдельных знаков наблюдается разительное сходство, и этот факт, в сочетании с тесными культурными связями между англичанами и фризами в ранний исторический период, позволяет говорить о том, что и рунические традиции этих двух народов также связаны. К сожалению, фризский Футорк не сохранился целиком.
Сначала обратимся к английской традиции. Древнейшая надпись, найденная на Британских островах, сделана на таранной кости оленя из Кайстора-у-Норвича. Возможно, она относится еще к первой волне германской миграции во второй половине пятого столетия. Но возможно также, что надпись эта — северогерманская, и предмет, на котором она вырезана, либо привезен на остров с континента, либо изготовлен скандинавским мастером. Эту возможность следует учитывать, поскольку в надписи употреблена северная форма руны «Н» — , а не английская — . Датировка и определение места происхождения английских рунических памятников затруднительна, поскольку точные доказательства редки, а сами объекты, как правило, мобильны. Всего известно около шестидесяти рунических объектов английского происхождения; те из них, которые датируются временем до середины VII столетия, найдены в основном в восточной и юго-восточной, а более поздние — в северной частях страны. Эпиграфическая традиция (т.е. традиция вырезания рунических знаков), начавшаяся еще в 450 г. н.э., к одиннадцатому столетию практически исчезла. Рунические знаки нашли применение в другой традиции — в манускриптах. Они весьма ценны для наших исследований, но по своей природе редко магичны.
История английской рунической традиции может быть разделена на два упомянутых выше периода: 1) до 650 г. (во время которого сохраняется значительная часть языческих обычаев) и 2) с 650 до 1100 г. (более христианизированного, с меньшим числом засвидетельствованных магических, либо эзотерических практик).
Английский футорк
Единственная сохранившаяся до наших дней надпись, содержащая Футорк, сделана на несколько поврежденном темзском скрамасаксе[7], датируемом примерно 770 г. н.э. Это прекрасный образец англо-саксонского кузнечного ремесла, железное лезвие его инкрустировано серебром, медью и бронзой. Порядок и форма рунических знаков приведены в Рунической таблице II (приложение С), футорк сопровождается «декоративным» узором, за ним следует личное имя Beagnoth — возможно, принадлежащее кузнецу, а не мастеру рун. Как можно заметить, и в начертании, и в порядке расположения имеются формальные ошибки. Все они, без сомнения, допущены кузнецом при неверном копировании модели. К счастью, у нас есть многочисленные, хотя и более поздние, доказательства того, что английская руническая традиция была как весьма развитой, так и вполне близкой к континентальной. Свидетельствует об этом рукописная традиция. Самым информативным документом остается, конечно, «Древнеанглийская руническая поэма» (см. главу 8).
«Древнеанглийская руническая поэма» содержит Футорк из двадцати восьми знаков. Кодекс 140 из Салисбери и кодекс MS17 из колледжа св. Иоанна содержат Футорк из, соответственно, двадцати восьми и тридцати трех знаков. Другой манускрипт, Коттонский Домициан А9, представляет нам даже Футорк, разделенный на атты. Здесь важно отметить, что границы аттов в нем проходят так же, как и в старшем Футарке. Это показывает общность изначальной традиции общегерманского ряда.
Судя по всему, древнейшей рунической традицией в Англии был общегерманский ряд из двадцати четырех рун, который был вскоре расширен до двадцати шести, при этом четвертая и двадцать четвертая руны были модифицированы: (4) [а] стало [о]; (24) имело ранее значение [æ] и впоследствии [ẽ]. Вдобавок знак был перемещен на 25-е место и приобрел название æsc (ясень). Эти изменения произошли еще в шестом столетии. Одновременно с процессами развития и изменения древнеанглийского языка менялся и Футорк. Таков обычный путь развития алфавита — с усложнением звуковой системы языка усложняется и письмо.
Можно выделить три главнейшие области, в которых в Англии использовались руны:
— надписи на подвижных предметах;
— неподвижные объекты (например, камни);
— рукописи.
Шире всего представлена категория подвижных объектов. Большинство из этих надписей имеют раннее происхождение, хотя встречаются они вплоть до достаточно позднего времени. К сожалению, большая их часть представлена фрагментами, либо повреждена до такой степени, что точное прочтение практически невозможно. В большинстве случаев руны просто нацарапаны на металле, кости или дереве; однако на некоторых объектах надписи представляют собой пример высокого искусства в обработке металла (см. темзский скрамасакс) или в резьбе по дереву или кости (например, знаменитая шкатулка из Фрэнкса).Большая часть древнеанглийских камней с рунами относится уже к христианскому периоду и представляет собой псевдохристианскую адаптацию традиции, однако камни по-прежнему могут иметь и магическое значение. Как правило, это памятники или каменные кресты, вытесанные умелыми мастерами.
Ни одна из древнеанглийских рукописей не написана целиком руническими знаками, однако руны достаточно широко известны в литературе, где служат как для сугубо практических целей, так и в качестве тайнописи. Две руны англичане присовокупили к латинскому алфавиту, приспособив для написания пером: ими были [th] (thorn «шип») и [w] (wynn «радость»). Отсюда эта орфографическая традиция перешла в Германию и Скандинавию.
Надпись из Кастора-у-Норвича, упоминавшаяся выше, — типичный пример мобильного объекта раннего периода. Руны, изображенные на нем, приведены на рис. 1.14.Эта кость была найдена вместе с двадцатью девятью такими же (без рун), а также тридцатью тремя небольшими цилиндриками в кремационном сосуде. Возможно, что предметы использовались в гадательных обрядах. Саму надпись интерпретировать сложно, но возможно, ее значение — «резчик» (или «украшатель») — сакральное имя повелителя рун.
Продемонстрировать пример магии в одинической традиции на английском материале непросто; возможно, в роли такового может выступать оковка устья ножен из Чессл-Дауна (см. рис. 1.15). Надпись нацарапана на обратной стороне ножен, поэтому в обычном положении не видна. Ее можно перевести как «Ужасный, рань [врага]!». Если эта интерпретация верна, тогда æсо(«Ужасный») — это имя меча, a sri (рана) — его задача.
Камень из Сэндвича, датируемый VII веком, представляет собой интересный пример магического камня. По всей видимости, на нем представлено имя мастера, Рахабул; изначально этот камень был частью внутренней стены могилы. Текст, насколько его можно разобрать, приведен на рис. 1.16.
Среди различных поводов употребления рун в рукописях наиболее близко к магии сокрытие тайных значений в тексте при помощи рун. Один из таких текстов встречается в загадке 19 из Эксетерской Книги[8], в переводе с древнеанглийского выглядящей следующим образом:
Я увидел, как (конь), гордый нравом, со светлой головой, скачет быстро по тучному лугу. Верхом на нем был (человек), смелый в сражении, роскошных доспехов не было на нем. Стремительно он следовал по своему (пути), взяв с собой сильного (сокола). Для таких, как они, дорога светла. Скажи, как я зовусь...
Здесь руны называют слова, хотя и написаны они задом наперед. Слова, переданные рунами, читаются как bors (конь), топ (человек), wega (путь) и haofoc (сокол). Тем не менее (загадочный и замечательный факт!) для того, чтобы аллитерации в стихе были на своих местах, следует прочитать именно названия каждой из рун в том порядке, в котором они написаны.
Фризские рунические знаки
Фризский Футорк до нас не дошел, зато сохранилось некоторое количество весьма интересных надписей. В настоящее время подлинных фризских надписей найдено около шестнадцати (есть еще ряд подделок). Датированы они периодом с шестого по девятое столетие. Надписи, как правило, найдены на костяных или деревянных предметах, сохранившихся во влажной почве фризских терпенов (искусственных земляных холмов), образовавшихся в результате ранних мелиоративных работ на болотах).
Фризские рунические памятники носят отчетливо магический характер, но многие из них интерпретировать достаточно сложно. Мы можем быть уверены в том, что созданы они в условиях настоящего язычества, поскольку этот консервативный район, часто возглавляемый королями-героями вроде Радбода, сопротивлялся религиозному натиску христиан — а также политическому давлению империи Каролингов — до конца VII столетия. Мы также можем с большой степенью достоверности утверждать, что период скрытого религиозного противостояния продолжался ещё долго и после этого времени.
Один из самых интересных, хотя и непростых (в интерпретации) примеров фризского искусства — «волшебный жезл» из Бритсума (рис. 1.17), найденный в 1906 году и датир
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 1351;