Исторический аспект развития воспитания и образования
Первые научные взгляды на воспитание появились в трудах древнегреческих философов Сократа, Демокрита, Плутарха Платона, Марка Фабия Квинтилиана, Аристотеля, которые изучали формы общественного сознания, понятия о мире и месте в нем человека.
В эпоху Возрождения (Х1V-ХV1 вв.) заметно и плодотворно развиваются педагогические учения в трудах итальянского педагога Витторино да Фельтрэ (1378 - 1446), французского писателя Франсуа Рабле (1478 - 1533), французского философа Мишеля Монтеня (1533 - 1592 немецкого гуманиста Эразма Роттердамского (1469 - 1536).
Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), создавшего педагогическую теорию образования и воспитания - «Великую дидактику». Его труды «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Видимый мир в картинах» и другие послужили основой для рождения новой систематизированной педагогики.
В связи с развитием класса буржуазии возникли педагогические идеи, отражающие ее интересы. Английский философ и педагог Дж. Локк в труде «Мысли о воспитании» стремился соединить идеи аристократического и практического воспитания. Этим вопросом также занимался Иоганн Фридрих Гербарт. Во второй половине XVIII в. в период развития буржуазно-демократических идей большой вклад в педагогику внесли французские просветители Ж. Ж.Руссо (1712 - 1778) Гельвеций (1715 - 1771), Д. Дидро (1713 - 1784). Они признавали воспитание ведущей силой развития личности, придавали решающее значение общественной среде в формировании человека.
Ярким выразителем демократических идей был швейцарский педагог И. Г.Песталоцци, 50 лет жизни отдавший делу воспитания детей. Он разработал теорию, основанную на соединении обучения с трудом. Идеи И. Г.Песталоцци оказали большое влияние на прогрессивных педагогов многих стран, среди которых необходимо отметить А. Дистервега - «учителя немецких учителей».
Демократическую педагогику развивают и практически осуществляют социалисты-утописты (Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн). Например, Роберт Оуэн (1771 - 1853) организовал систему воспитания детей рабочих ткацкой фабрики, где соединялось образование, труд и занятия гимнастикой.
Высоким уровнем школьного образования отличалась Киевская Русь (VIII-XI вв.). Киевские князья поддерживали политические и культурные связи с Византией, а в 988 году приняли христианство. Это событие явилось важным этапом в развитии духовного воспитания российского государства. В XVII веке наряду со школами в Киеве и Москве возникают академии, где преподают такие выдающиеся русские педагоги, как Симеон Полоцкий и Епифаний Славинецкий.
Величайшее значение в развитии школьного дела, культуры и образования в России имел XVIII век. Он начался образовательными реформами Петра I. В средние века появился гений русской науки М. В. Ломоносов, всегда заботившийся об образовании народа. Появился лучший до настоящего времени учебник по математике Л. Ф.Магницкого. Конец XVIII века ознаменовался развитием демократической педагогики Н. И.Новикова (1744 - 1816) и возникновением революционно-демократических идей А. Н.Радищева (1749 - 1802) в вопросах воспитания юношества. Их дальнейшее развитие нашло отражение в педагогическом наследии В. Г.Белинского (1811 - 1848) и А. И.Герцена (1812 - 1870), Н. Г.Чернышевского (1828 - 1889) и Н. А.Добролюбова (1836-1861). Они последовательно развивают идеи революционно-демократической педагогики, предлагая системы воспитания борца-революционера. В их трудах резко критикуются крепостническая система воспитания, ее косность, формализм и деспотизм, широко обсуждаются идеи воспитания образованного, гуманного и передового человека. Большой вклад в практическую педагогику внес И. И. Бецкой.
Передовые идеи 60-х годов были восприняты выдающимся русским педагогом и анатомом П. Ф. Лесгафтом (1836 - 1909), основоположником теории физического образования, создателем теории семейного воспитания.
Лев Николаевич Толстой(1828 — 1910) считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания, призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в педагогике.
Особое место среди просветителей и педагогов России XIX в занимает Константин Дмитриевич Ушинский(1824 - 1870), который по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. В цельной дидактической системе Ушинский рассматривал воспитание как общественное явление. Он считал, что предметом воспитания является человек, а педагогика, если она хочет воспитывать человека во всех отношениях, прежде всего должна узнать его во всехотношениях.
Целью воспитания Ушинский считал формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви.
На рубеже XIX и XX вв. в педагогике возникло как минимум два интересных явления — Вальдорфская педагогика и педология.
Вальдорфская педагогика — оригинальное направление образования и воспитания, созданное в Германии Рудольфом Штейнером (1861 — 1925). Вальдорфская педагогика реализует систему взглядов Штейнера на общество и человека в нем, названную им антропософией. Согласно Штейнеру, можно выделить три сферы жизни: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую. Основная идея воспитания ребенка, по Штейнеру, состоит в том, чтобы дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он не сможет участвовать в них как гражданин. В сфере духовной жизни Штейнер настаивал на полной свободе независимых духовных объединений, которые должны защищать сферу «чисто человеческого».
Педология — наука о ребенке, включающая данные анатомии и физиологии детства, педагогики и психологии. Педология возникла в США в конце XIX — начале XX в. Ее основателем был Стенли Холл (1846 — 1924), известный как создатель психологической «теории рекапитуляции» — концепции развития ребенка, опирающейся на биогенетический закон: «развитие индивида повторяет развитие рода». Этапы психического развития ребенка, согласно взглядам Холла, соответствуют эпохам человеческой цивилизации.
Представители педологии считали наследственность основным и решающим фактором развития человека. Некоторые наиболее прогрессивные сторонники педологии отмечали также и влияние среды, но при этом понимали среду очень узко, ограничиваясь семьей ребенка. Психическое развитие ребенка в педологии рассматривалось, прежде всего, как развитие его способностей или интеллекта
Педология быстро получила распространение и в России. Осуществлялись интересные психологические исследования, апробировались педагогические инновации. В 20 — 30-е гг. XX в. педология обслуживала социальный заказ — кампанию по ликвидации безграмотности. Широкое, а главное не всегда адекватное применение тестов часто приводило к занижению реальных умственных способностей детей и открытию обширной сети вспомогательных школ. В 1936 г. было принято специальное постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», осудившее увлечение тестами и произвольность в интерпретации получаемых результатов. Это негативно сказалось на развитии науки, затормозив разработки в области тестологии, психотехники, психологии и педагогики. В настоящее время педология все чаще упоминается в психолого-педагогических кругах как синоним комплексной науки о детстве.
XX в. характеризуется созданием большого количества как чисто педагогических теорий (например, теории обучения и воспитания В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и др.), так и появлением педагогических технологий, которые использовали в качестве методологической основы, разработанные теории в рамках различных психологических и социологических школ и научных направлений.
Василий Александрович Сухомлинский(1918 — 1970) — отечественный педагог, который видел смысл педагогической деятельности в воспитании во имя счастья ребенка. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникать в сущность педагогического явления. Сухомлинский считал, что важнейшая задача школы состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца и создать условия для самораскрытия личности. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Антон Семенович Макаренко(1888 — 1939) — отечественный педагог, который разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на практике осуществил соединение обучения с производительным трудом учащихся. Создавая теорию детского коллектива, Макаренко особое внимание уделял индивидуализации воспитания и придавал большое значение формированию педагогического коллектива, считая, что если воспитатели не объединены в коллектив, который не имеет единого плана работы, единого тона и подхода к ребенку, то не может быть речи ни о каком воспитательном процессе.
Теории, которые были разработаны в рамках различных психологических и социологических научных направлений, используются в качестве методологической основы современных педагогических систем и сейчас.
- 9. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 3756;