ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ 7 страница
Обращение не только ко всем, но и к конкретному человеку, зашита и представление перед властями интересов отдельной личности – эти тенденции начинают проявляться именно в годы «оттепели». Огромной популярностью пользовалась среди читателей «Известий» публицистика Т. Тэсс, которая искала темы своих очерков в письмах читателей, рассказывала истории жизни, раскрывала душевные драмы «простых» советских людей. Лиричность, теплота, искренняя любовь к родной земле, к русской природе отличали публикации В. Пескова, которые были изданы в 1963 г. отдельной книжкой «Шаги по росе».
Следует отметить особую роль журнала «Новый мир», который в период «оттепели» стал флагманом развития литературы, публицистики и общественного сознания в целом, символом духовной оппозиции. На протяжении многих лет (первый номер вышел в свет в 1925 г.) это издание продолжало лучшие традиции русского «толстого» журнала, знакомя читателей с наиболее интересными произведениями литературы, открывая новые имена в критике и публицистике. Однако самым ярким и значимым периодом в истории «Нового мира» стали 50–60-е гг., когда журналом руководил А.Т. Твардовский. Популярнейший советский поэт дважды назначался главным редактором (1950–1954 гг., 1958–1969 гг.) и дважды отстранялся от работы, причем в последний раз была разогнана и почти вся редколлегия журнала.
Своей независимой, принципиальной позицией А. Т. Твардовский и руководимый им журнал не просто раздражали отдельных партийных ретроградов, но воспринимались как реальная угроза идеологическому единству советского народа. На страницах издания был опубликован ряд литературно-критических статей, в которых фактически велась полемика с «незыблемым» партийно-классовым подходом в оценке художественного творчества. Благодаря «Новому миру», широкий читатель познакомился со многими яркими, непривычно смелыми для того времени, произведениями Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Войновича, В. Гроссмана, Ю. Домбровского, С. Залыгина, В. Овечкина, А. Солженицина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и многих других выдающихся мастеров слова. Но период «оттепели» заканчивался. Власти, по традиции сталинских времен, начали расправляться с неугодными с помощью «общественного мнения». И после публикации в «Огоньке» открытого письма, подписанного рядом советских литераторов, «Против чего выступает “Новый мир”» редакция ведущего литературно-художественного журнала страны была подвергнута репрессиям.
Главные направления выступлений прессы, радио, телевидения определялись целями и задачами, которые ставила партия. В связи с изменениями мнений у руководителей СССР менялось и содержание СМИ, подходы к тем или иным проблемам. Как и прежде, политическое руководство страны было выведено из зоны критики, и все его колебания, непродуманные, половинчатые решения непосредственно отражались на судьбе людей. Постепенно стал возрождаться принцип «единомыслия» в литературе и искусстве: роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» не был опубликован, но автора осудили за это произведение и исключили из Союза писателей. Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» был напечатан в журнале «Новый мир», но тут же был назван Н.С. Хрущевым клеветническим сочинением. В то же время именно благодаря Н.С. Хрущеву в «Новом мире» увидела свет повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», открывшая запретную ранее тему судьбы политзаключенных.
Все эти колебания и отступления от заявленных принципов, импульсивность в действиях, отсутствие точного научного расчета привели к тому, что в октябре 1964 г. в партии произошла смена руководства – ЦК КПСС возглавил Л.И. Брежнев. Были приняты решения, направленные на «преодоление волюнтаристских тенденций и перекосов». Лозунг «стабильность и основательность» постепенно становится доминирующим, а назревшие реформы тормозятся и выхолащиваются.
В первую очередь «механизм торможения» был запущен в социально-политической сфере. В 60-е гг. критика И.В. Сталина и порожденной им системы была свернута, а многие демократические достижения «оттепели» были размыты или утрачены совсем. Само упоминание XX съезда КПСС стало нежелательным и даже опасным, все больше становится список запретных тем и имен. Так, например, после того, как в 1964 г. зять Н.С. Хрущева А. Аджубей был освобожден от должности главного редактора «Известий», он в течение 20 с лишним лет не мог выступать в печати под своим именем – существовало «табу на фамилию».
Таким образом, в конце 60-х гг. страна вступила в новый этап своего развития, который впоследствии был охарактеризован как застойный. Все больше стали проявляться тенденции бюрократизации всей политической системы и прежде всего государственного механизма. В экономике после некоторого подъема в 1966–1970 гг. наступил многолетний период снижения темпов роста. Промышленность, сельское хозяйство работали малоэффективно. В социальной политике происходил постоянный разрыв между словом и делом: декларировался лозунг «Все во имя человека, все во благо человека», а осуществлялась линия, устраивавшая прежде всего верхушку партии, партийно-государственный аппарат.
Для развития советской журналистики периода «застоя» характерен прежде всего количественный рост. В 1970 г. в СССР выходило 7250 газет, разовый тираж которых составлял около 140 млн. экз. В 1977 г. газет стало 7985, тираж вырос до 168 млн. экз. Количество журналов к 1977 г. достигло 7 тыс., а их годовой тираж – выше 3 млрд. Значительно улучшилась материально-техническая база прессы, во второй половине 70-х гг. начали работать более 20 новых полиграфкомбинатов, построенных в ряде крупнейших городов страны. Внедряется фототелеграф, все большее распространение получает офсетный способ печати, позволивший значительно улучшить полиграфическое исполнение изданий.
Из года в год растет объем информации, передаваемой телеграфными агентствами ТАСС и АПН, развивается их корреспондентская сеть. Так, например, ТАСС к середине 80-х гг. в своей структуре имело 14 республиканских агентств, 6 отделений, 72 корреспондентских пункта в РСФСР и 110 отделений и корпунктов за рубежом.
Всесоюзное радио к началу 80-х гг. выпускало в эфир 5 программ, часть из которых были круглосуточными. Основной считалась первая, информационная, общественно-политическая и художественная программа, со среднесуточным объемом вешания 20 часов. Она имела 4 дубля для разных часовых поясов и транслировалась по проводному радио. Большую популярность имела программа «Маяк» (вторая), которая специализировалась на информационно-музыкальных передачах. Активно велось радиовещание на зарубежные страны на десятках языков народов мира. Общий объем суточного вещания Всесоюзного радио в начале 80-х гг. составлял около 150 часов.
Советское телевидение в 70–80-е гг. развивается очень активно, как с точки зрения его технического оснащения, так и в плане расширения и дифференциации программ и передач. В 1965 г. в помощь средней и высшей школе, а также для тех, кто занимается самообразованием, была создана третья учебно-образовательная и научно-популярная программа. В ноябре 1967 г. после ввода в строй телецентра в Останкино начала работу четвертая программа – спортивно-художественная. Но в первые годы и третья, и четвертая программы принимались только в Москве и близлежащих областях. Постоянно расширяется сеть телевизионных станций, а также использование искусственных спутников земли для передачи телевизионных программ. В 1970 г. телевизионные передачи смотрели около 70%, а в начале 80-х гг. уже около 88% населения страны. В 1982 г. вторая – культурно-просветительная – программа Центрального телевидения стала общесоюзной. Все передачи первой программы и частично передачи других программ дублируются с помощью систем «Орбита» для северных и восточных районов страны в 3 вещательных часовых поясах. В национальных районах страны часть программ на местном телевидении идет на двух и более языках. Так, например, в 1980 г. в РСФСР двуязычными были 14 телестудий, а 4 телецентра вели вещание на трех и более языках. Популярность телевидения, эффективность его воздействия на аудиторию постоянно растут.
В 70-е гг. печать, радиовещание и телевидение все более активно взаимодействуют, начинают функционировать как единая система. Углубляющиеся интеграционные процессы привели, в частности, к созданию новых, пограничных типов изданий, сочетающих в себе возможности нескольких средств массовой информации. Журналы «Кругозор», «Колобок», «Клуб и художественная самодеятельность» содержали звуковые страницы – пластинки, а потом и кассеты, т.е. совмещали в себе печатную информацию и радиожурналистику. Были «озвучены» и некоторые специализированные издания – «Русский язык за рубежом», «Русский язык в национальной школе» и пр. В процессе дифференциации, совершенствования системы СМИ все больше выявляются особенные черты каждого канала, органа массовой информации.
В 80-х гг. система советской журналистики являлась уже четко дифференцированной, разветвленной и в целом соответствовала критерию ЮНЕСКО, в соответствии с которым каждый гражданин должен иметь возможность использовать 4–6 источников информации. В Советском Союзе выходило более 14 тысяч официально зарегистрированных изданий, из них более 8,5 тыс. газет на 65 языках, разовый тираж которых превышал 200 миллионов экземпляров. Наряду с Центральным телевидением и Всесоюзным радио функционировало 115 местных телецентров и 140 радиостудий. Однако система советской журналистики в целом продолжала быть практически полностью централизованной и унифицированной на всех ступенях иерархической лестницы, вследствие чего информационные интересы многих аудиторных групп удовлетворялись недостаточно или не охватывались вовсе.
Печать, радио, телевидение в первую очередь являлись инструментом идеологической работы партии. В 60-е гг. выдвигается лозунг «обострения идеологической борьбы» (несколько измененная формула «обострения классовой борьбы» 30-х гг.), обосновывается необходимость «разоблачения происков врагов социализма». Но главной задачей всей отечественной журналистики было формирование у советского народа марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической морали, пропаганда решений «судьбоносных» съездов партии. Например, в 1980 г. в «Правде» из номера в номер шли рубрики «За строкой решений XXVI съезда КПСС», «XXVI съезд – марксизм-ленинизм в действии», в «Советской России» постоянными были рубрики «Решения XXVI съезда КПСС – в жизнь», «Твоя партийная линия». На телевидении регулярно выходят в эфир телепрограммы «Ленинский университет миллионов», «От съезда к съезду», циклы передач «Пятилетку – досрочно!» и т.д.
Под широковещательными «шапками» и лозунгами зачастую печатаются малосодержательные материалы, написанные в стиле агиток. Прессу заполнили шаблоны и стереотипы. В зависимости от новых экономических программ, новых пропагандистских кампаний на страницах газет, в передачах радио и телевидения вводятся очередные рубрики и лозунги, мало учитывающие специфику типа средства массовой информации и практически не отличающиеся друг от друга – «Интенсификация: сущность, пути и средства», «Экономике быть экономной», «Хозяйствовать рачительно», «Модель – конвейер – прилавок» и пр. Страну и журналистику захлестывает починомания. Так, например, в Ростовской области в недрах партийно-хозяйственного аппарата были придуманы почины «Досрочно построим – досрочно освоим», «Каждой минуте – рабочий счет», которые были широко разрекламированы сначала в местной прессе, а затем, приобретя статус всесоюзных, поддержаны и центральными изданиями.
В стране были развернуты крупномасштабные стройки, которые, как правило, объявлялись ударными комсомольскими, и не только молодежные издания и программы, но и вся пресса, радио, телевидение регулярно призывали молодежь на важнейшие объекты пятилеток – в Сибирь, на Дальний Восток, в Нечерноземье. БАМ (Байкало-Амурская магистраль) и «Атоммаш» (Волгодонский завод атомного машиностроения), Красноярская и Усть-Илимская гидроэлектростанции, АвтоВАЗ и Канско-Ачинский ТЭК постоянно находились в сфере внимания журналистов, им посвящались многочисленные очерки, репортажи, корреспонденции. В то же время такая важная и больная тема, как война в Афганистане, освещалась очень скудно и практически в одном аспекте – интернациональная миссия ограниченного контингента советских войск. Создавался пропагандистский миф о том, что Советская Армия в Афганистане всего лишь помогает освободительной борьбе революционного народа. Например, «Комсомольская правда» весной 1983 г. под рубрикой «На проводе – Кабул» сообщает о том, как, «не боясь мести душманов, сотни афганцев вливаются в ряды защитников революции», потому что «жизнь привела их к пониманию, что быть со своим народом – это значит бороться за победу идеалов апрельской революции»[58][22]. О масштабе боев и величине потерь советские люди в большинстве своем не имели представления.
В связи с различными юбилеями (40-, 50-, 60-летие Октябрьской революции, 40-, 50-, 60-летие образования СССР, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина и т.д.), которые проводились с большой торжественностью и помпой, разворачивались одна за другой пропагандистские кампании. Под рубриками «Навстречу юбилею СССР», «Трудовые подарки Октябрю», «Юбилейная вахта», «Юбилейному году – ударный труд» и т.п. публиковались и передавались в эфир исключительно сообщения об успехах и достижениях, которые нередко были мнимыми и основанными на приписках.
Нельзя сказать, что журналисты не видели негативных явлений в жизни страны, не пытались вскрывать недостатки, бороться с показухой. Работая в условиях жестких ограничений, известные советские публицисты – А. Аграновский, В. Песков, Г. Радов, И. Руденко, А. Стреляный, Т. Тэсс, Ю. Черниченко и многие другие создавали произведения, вызывавшие мощный общественный резонанс, боролись за справедливость, помогали конкретным людям и служили по мере возможности прогрессу страны в целом. В прессе, на радио, телевидении идет много критических, сатирических материалов. Например, большой популярность пользовались фельетоны Л. Лиходеева, И. Шатуновского, на телевидении регулярно выходит в эфир сатирический журнал «Фитиль», где остро и талантливо рассказывается о лодырях, хапугах, беспринципных руководителях. Следует отметить, что на все критические выступления журналистов обязательно давались ответы о принятых практических мерах и не позднее, чем через два месяца. В «Правде» в начале 80-х гг. существовало около 10 рубрик, посвященных действенности выступлений – «Получен ответ», «После критики», «Возвращаясь к напечатанному», «Правда» выступила. Что сделано?» и др. Реагировать на критические материалы должны были даже высокие должностные лица. К примеру, в «Литературной газете» летом 1981 г. был опубликован материал, рассказывающий о случаях взяточничества, спекуляции, хищений. В установленный срок за подписью Генерального прокурора СССР в редакцию был прислан ответ, в котором сообщалось, что факты, приведенные газетой, подтвердились, а лица, названные в статье, «получили суровое уголовное наказание, незаконно присвоенное ими имущество конфисковано»[59][23]. Однако для критики существовали четкие рамки, все недостатки трактовались как частное явление (по принципу «кто-то кое-где у нас порой»), а не болезни системы.
Доверие к прессе, радиовещанию и телевидению постепенно падало. Так, например, в 1983 г. подписка на районные газеты снизилась на 110 тыс. экз. Высокие тиражи многих изданий поддерживались за счет обязательной подписки для членов партии и комсомольцев, а рост тиражей других газет и журналов – «Литературной газеты», «Огонька», «Иностранной литературы», «Нового мира», «Советского спорта», «За рулем» и т.д., напротив, искусственно сдерживался лимитами на подписку.
Реакцией общества на запреты и сокрытие информации, на отсутствие в стране свободы слова, подавление духовной свободы и инакомыслия, на искусственное ограничение круга чтения явился самиздат. Самиздатовские издания представляли собой оппозиционное, альтернативное официальной, доминирующей идеологии явление, средство политической борьбы оппозиции. В издательском плане самиздат – это самореализующееся, выходящее без правовой регистрации и соблюдения принятых редакторских стандартов и положений явление неподцензурной периодической печати, реализуемое в рукописном, машинописном или (на более поздних этапах) компьютерном варианте.
История самиздата в СССР начинается с 20-х гг., однако сам термин стал функционировать во второй половине 50-х гг., и после публикации в газете «Известия» о выходе в свет машинописного журнала «Синтаксис» начал использоваться широко. Становление самиздата нового времени произошло в период хрущевской «оттепели», а наибольшее развитие он получил при Л.И. Брежневе. Уже в 60-х гг. нелегальные рукописные и машинописные издания стали представлять собой достаточно массовое явление. Провозвестником многих самиздатовских традиций стал журнал «Синтаксис». Вышло всего три номера журнала – № 1 – в декабре 1959 г., № 2 – в феврале 1960 г., № 3 – в апреле 1960 г., после чего редактор журнала А. Гинзбург был арестован и сослан.
Другие издания 60-х гг. – это, в основном, художественные произведения, статьи, документы и материалы, относящиеся к общественно-политической жизни страны. В самиздате вышли романы А. Солженицына и «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Технология власти» А. Авторханова, сборники стихотворений И. Габая и Н. Горбаневской, запрещенные произведения В. Аксенова, А. Кузнецова, А. Галича, брошюры А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и Р.А. Медведева «Перед судом истории», «Правда о современности» и пр.
Среди документов и материалов следует отметить письма А. Твардовского и В. Каверина – К. Федину, П. Антокольского – П. Демичеву, три письма Л. Чуковской – М. Шолохову, А. Маковскому и в редакцию «Известий». В последнем из названных писем автор говорит о той огромной, еще не оцененной роли, которую играет самиздат в духовном возрождении страны: «В наши дни один за другим следуют судебные процессы: под разными предлогами – открыто прикрыто и полуприкрыто – судят слово устное и письменное. Слово подвергают гонению как бы для того, чтобы еще раз подтвердить старую истину, полюбившуюся Льву Толстому: «Слово – это поступок». Наверное, слово и в самом деле – поступок, если... не в силах пробиться к читателю великая поэзия и великая проза, насущно необходимые каждому. Я бы сказала: необходимые как хлеб, но на самом деле своей пронзительной правдой они нужнее, чем хлеб»[60][24].
До 70-х гг. советский самиздат представлял собой, в основном, листовки, брошюры, книги, т.е. непериодические издания. Попытки издания журналов были, но они носили, в основном, разовый характер: зафиксированы, наряду с упоминавшимся «Синтаксисом»(1960), по одному номеру «Бумеранга» (1960), «Феникса» (1961), «Коктейля» (1961), «Фонаря» (1963), «Времен года» (1962), «Мастерской» (1964), «Чу» (1965), «Сфинксов» (1965) и три номера «Сирены» (1962). Лишь в конце 60-х – начале 70-х гг. наметилась тенденция выпуска в самиздате продолжающихся и периодических изданий, которая становится одной из наиболее устойчивых тенденций дальнейшего развития.
Путей создания самиздатовской периодики было два. Первый: вышедшие в свет сборники-брошюры продолжили свое существование под первоначальными названиями с обозначением на титуле нумерации выпусков (например, «Общественные проблемы», сост. В.Н. Чалидзе) и превратились в продолжающиеся или периодические издания. Второй путь – это создание собственно периодических изданий с характерными для периодики типологическими признаками.
Несомненно, самым ярким явлением собственно периодического издания конца 60-х – начала 70-х гг. была «Хроника текущих событий», которая готовилась и самиздатовским способом издавалась в Москве, передавалась на Запад и печатным способом воспроизводилась издательством «Хроника» в Нью-Йорке, после чего вновь завозилась нелегально в СССР. А.И. Солженицын говорил о «Хронике» в своем интервью в 1973 г.: «Несколько лет самоотверженная «Хроника» утоляла всеобщую естественную человеческую жажду знать, что происходит. Она сообщала, хотя и в очень неполной мере, фамилии, даты, места, тюремные сроки, формы преследований, она выносила из пучины незнания на поверхность хоть малую-малую долю чашей ужасной истории – и за то разгромлена и растоптана...»
Разгром «Хроники текущих событий» – это временное приостановление ее путем репрессий в 1972–1973 гг. Однако весной 1974 г. «Хроника» вновь вышла в свет и издавалась еще в течение нескольких лет, несмотря на репрессии в отношении ее авторов и распространителей С. Ковалева, Т. Великановой, Т. Ходоровича и др.
«Хроника текущих событий» представляла собой тетрадь журнального формата объемом в несколько десятков страниц. Наиболее типичная структура ее – разделы «В лагерях и тюрьмах» со списками политзаключенных, информацией о переводах, хроникой протестов и болезней, «В психиатрических больницах» с аналогичным содержанием, публикации в защиту подвергнутых репрессиям по политическим мотивам, материалы по проблемам национальных меньшинств (крымских татар, евреев, немцев) и преследования верующих. Особое внимание «Хроника» уделяла различным явлениям протеста, политическим процессам, оппозиционным публикациям в прибалтийских республиках. Под рубрикой «Письма и заявления» публиковались материалы в защиту осужденных, протесты в связи с политическими репрессиями. «Новости самиздата» сообщали о выходе в свет различных материалов, изданных в СССР и за рубежом, «Краткие сообщения» воспроизводили хронику действий известных правозащитников, факты задержаний, изъятий материалов, действий следователей. При этом информация журнала отличалась конкретностью, насыщенностью, указывались конкретные фамилии, часы, места и т.д.
Всю совокупность самиздатовской литературы 70-х гг. можно разделить на следующие основные группы: 1) оригинальные тексты, созданные авторами, проживающими на территории страны, и нелегально размноженные; 2) перепечатки политических и художественных произведений с зарубежных изданий, нелегально ввезенных в страну (использовались текстологические публикации институтов славистики и русистики западноевропейских стран, издания ИМКА-пресс, публикации изданий русского зарубежья «Посев», «Грани», «Континент», «Русская мысль» и др.); 3) воспроизведения текстов запрещенных авторов по книгам и журналам прежних лет, сохранившимся в личных собраниях и спецхранах государственных библиотек.
Следует отметить, что создатели и распространители самиздатовской литературы проявляли большое гражданское мужество, так как их действия попадали под статьи 190 («распространение заведомо ложных... порочащих... измышлений») и 70 («Агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва...») Уголовного кодекса, и многие из них понесли наказание в виде лишения свободы. Несомненно, самиздат 60–70-х и начала 80-х гг. сыграл роль возбудителя общественных перемен, предвосхищая более поздние политические изменения. Во времена перестройки самиздат вышел из подполья.
Тридцатилетний период развития отечественной журналистики, включающий в себя и «оттепель», и «застой», характеризуется многими, подчас противоречивыми, тенденциями. Система журналистики пополнилась новым компонентом – телевидением, изменения вносились в типологические структуры, освещалась новая тематика и проблематика, но все это никогда не затрагивало основной принцип советской журналистики – принцип коммунистической партийности. В соответствии с этим принципом официальное право на жизнь имели только издания, выражающие ортодоксальную коммунистическую идеологию. Появление самиздата разрушило партийно-государственную монополию на информацию, открыло запретные для советских журналистов темы, сыграло важную роль в формировании общественного мнения и переходу к политике гласности.
Тенденции развития журналистики периода перестройки и последнего десятилетия XX века.На протяжении десятилетий основы общественной организации, важнейшие идеологические ценности, принципы и структуры представлялись незыблемыми. Объявленная в 1985 г. перестройка, инициированные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым социально-экономические и политические перемены оказали огромное воздействие на ход исторического развития страны. Началось движение общества от монической системы к плюралистической, от тоталитарного устройства к демократическому, которое завершилось стремительным прорывом и кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства и СМИ. Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества. Но вскоре перестройка стала жить и развиваться по своим законам, независимо от воли и намерений ее инициаторов. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.
Реальные перемены произошли и в самой системе журналистики, но на первом этапе они наращивались постепенно. В начале перестроечного периода в Советском Союзе выходило около 14 тыс. периодических изданий. Из 8515 газет, издававшихся разовым тиражом более 198 млн. экз., только 31 являлась центральной (всесоюзной), общий разовый тираж всех местных газет различных масштабов – более 102,5 млн. экз. – превышал разовый тираж центральных газет. Значительную часть газетных изданий выпускали партийные комитеты, их влияние на общественную жизнь было еще очень сильно. Центральный орган ЦК КПСС – газета «Правда», например, имела тираж около 11 млн. экз., большими тиражами выходили и другие органы ЦК – газеты «Социалистическая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура».
Многие газеты республиканского масштаба (их количество достигло 166) имели объединенного издателя, например, ЦК Компартии и Совет Министров республики. Все 336 краевых и областных газет издавались соответствующими партийными комитетами и исполкомами Советов народных депутатов. Аналогична была практика выпуска газет автономных республик и областей (всего 97 изданий), городских газет (25 наименований) и районных, число которых превышало 3 тысячи. Самый многочисленный отряд советской печати составляли многотиражные газеты промышленных предприятий, колхозов, вузов (более 4 тыс.). Значительная часть местных газет специализировалась по аудиторным группам. Например, 132 областные и республиканские газеты были адресованы молодежи, в Союзных республиках издавалось 30 детских (пионерских) газет. Около 5,5 тыс. газет выходили на русском языке, 1291 – на украинском, 192 – на узбекском, 162 – на казахском, 130 – на белорусском, 64 – на латышском и т.д., а в целом газеты издавались на 55 языках народов СССР и на 10 иностранных языках. В союзных и автономных национальных республиках, в автономных областях и округах газеты выходили, как правило, на русском языке – языке межнационального общения и на национальных языках. Из общего числа ежедневно выходили 196 газет, пять раз в неделю – 275, четыре – 252, три – 3614, два – 486, один раз в неделю – 2540 газет.
В Советском Союзе выпускалось 5275 журналов и других периодических и продолжающихся изданий, из них 1553 – собственно журналы, которые выходили на 46 языках народов СССР и 24 – на языках зарубежных стран. Их годовой тираж составлял почти 4 млрд. экземпляров. Журналы, как и газеты, дифференцировались по издающим органам, назначению, отображаемой сфере действительности, аудиторным группам, масштабу издания, территориальному признаку. В частности, партийных журналов было 64, массовых – 334, научных – 409, информационных – 159, научно-популярных – 41, методических – 59, для зарубежного читателя – 146 и т.д.
Благодаря перестройке вышел из подполья самиздат. Открыто начали печататься газеты и журналы, по сути оппозиционные к официальной пропаганде, которые были названы «альтернативная пресса». Этим термином охватывались, по меньшей мере, три группы изданий, или типологических отряда. Это, во-первых, официальные издания народных фронтов в поддержку перестройки, депутатских групп, зарегистрированных общественных движений и партий, религиозных организаций: во-вторых, это зарождающаяся коммерческая пресса, издателями которой выступали кооператоры, комитеты комсомола, организации Союза журналистов, производственные объединения. И, наконец, в-третьих, это издания различных неформальных организаций и групп, «самостоятельные», «независимые», «внепартийные», «неподцензурные» и иные издания, сохранявшие многие черты самиздата. До принятия Закона о печати возможность их выпуска определялась в самом общем виде статьей 50 Конституции СССР, гарантирующей свободу слова и печати.
Из 520 русскоязычных изданий альтернативного характера, издававшихся в 1989 году, общественно-политических было 333, христианских – 36, еврейских – 12, толстовских – 1, пацифистских – 3, марксистских – 12, кришнаитских – 3, литературно-художественных – 89, экологических – 16, переводов – 2, юмористических – 13, детских – 2, пролетарских – 8. Наиболее сильная и стабильная часть альтернативной прессы издавалась зарегистрированными народными фронтами и близкими по характеру национальными и региональными общественно-политическими движениями и организациями. Примером такого издания является русскоязычная газета Народного фронта Латвии «Атмода», выходившая тиражом 100 тысяч экземпляров (печаталась в типографии ЦК КП Латвии). Содержание «Атмоды» определялось платформой Народного Фронта Латвии, который ставил своей целью «восстановление независимой и демократической Латвии», но в то же время подчеркивалась ее независимость от руководства НФЛ.
Значительная часть альтернативных изданий, представляющих различные объединения парламентариев и избирателей, поддерживала платформу Межрегиональной группы Народных депутатов СССР. Представляя газету «Народный депутат» в интервью газете «Московские новости», Б.Н. Ельцин назвал новое издание первой независимой газетой в стране. К этому же отряду изданий относился информационный бюллетень Московского объединения избирателей «Голос избирателя». Газета ленинградских коммунистов-реформаторов «Обновление» (совместное издание партийных клубов) посвящала свои публикации «главной цели платформы – проведению радикальной реформы КПСС». Разнообразны типы изданий, провозглашавших свою принадлежность к неформализованным, не имевшим официального статуса ассоциациям, партиям, объединениям («Информационный бюллетень Социал-демократической ассоциации», «Община» – журнал конфедерации анархосиндикалистов).
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 751;