ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ 5 страница

Наряду с освещением внутренних проблем, пресса уже в начале 30-х гг. значительное внимание уделяет международным событиям, которые стали стремительно развиваться в связи с общим кризисом, возникновением проблем нового передела мира и приходом в 1933 г. к власти в Германии фашистского главаря Адольфа Гитлера. Пресса сообщает о разгуле реакции в феврале-марте 1933 г., терроре против рабочих и иных прогрессивных организаций, разоблачает фашистскую верхушку в провокационном поджоге рейхстага. Активно и талантливо работает Михаил Кольцов. Позже, после начала в июле 1936 г. борьбы испанского народа против фашистских мятежников, М. Кольцов уезжает в Испанию. Его публикации этого времени, включая «Испанские зарисовки», «В стране басков» и другие, стали классикой отечественной журналистики.

Советская журналистика получает первый боевой опыт в 1939 г., освещая военный конфликт с Японией у озера Хасан, военные действия на фронте с белофинами. Очень сложно было разъяснить прессе политические игры Сталина с правительствами Англии и Франции и, особенно, подписание 24 августа 1939 г. советско-германского договора о ненападении, который фактически дал добро разделу Польши и началу против нее военных действий Германии 1 сентября 1939 г., а также занятию Красной Армией Западной Украины и Белоруссии и присоединению к СССР Прибалтийских республик.

Военная тематика стала занимать в прессе все большее место. Газета вновь превращается в школу – на сей раз, в соответствии с требованиями времени, в школу военного мастерства. Центральная и местная пресса публикует все больше материалов о том, как вырыть окоп, как поджечь танк бутылкой с зажигательной смесью и т.д.

Вся работа прессы идет на фоне усиливающихся репрессий. К концу 30-х гг. были уничтожены, арестованы около 80% маршалов и генералов, армия к началу 40-х гг. оказалась обезглавленной, а Сталин находился в плену мифа о дружественности Гитлера и его окружения. Все это чувствуется в прессе, но не обретает характера конкретных фактов, пропаганда носит флюгерный характер, а сама пресса объективно способствует введению в заблуждение своего читателя накануне самых страшных, опасных и судьбоносных событий в жизни народа и страны.

Небывалый подъем трудового энтузиазма в стране, поддержка инициативы «снизу», участие представителей передовых классов в управлении, развитие общественных начал в самых разных сферах – все это находило отражение в прессе периода первых пятилеток. Одной из форм массового самоуправления являлось движение рабочих и крестьянских корреспондентов. Организация массового рабселькоровского движения началась еще в 20-х гг., а пик его развития наблюдался в начале 30-х. К этому времени с редакциями центральных и местных изданий сотрудничало уже около 3 млн. человек. Рабселькоры рассматривались не просто как внештатные авторы, а как организаторы общественной жизни, выполняющие и функции контроля за госаппаратом, парторганизациями. Организовывались многочисленные рабселькоровские рейды, проверки, на крупных предприятиях создавались постоянно действующие посты, во многих редакциях существовали нештатные отделы, сформированные из рабселькоров. Они активно участвовали во всех проводимых редакциями кампаниях – общественно-производственных смотрах, митингах, перекличках, конкурсах, совещаниях, конференциях и пр. В предвоенные годы происходит спад общественных начал в журналистике, в чем, в частности, отразилось усиление тоталитарных тенденций в развитии страны.

Нарушение законности, произвол, репрессии стали в 30-х гг. практически обыденным явлением. До начала 30-х гг. репрессии развертывались главным образом под флагом борьбы с классово враждебными элементами – кулаками, нэпманами, буржуазными специалистами. Так, в 1928 г. состоялся большой политический процесс над группой старых специалистов, обвиненных во вредительстве на угольных шахтах Донбасса, в 1930 г. – над группой крупных специалистов, работавших в ряде хозяйственных ведомств («процесс Промпартии») и т.д. К этому времени из высшего руководства партии и правительства были удалены все политические оппоненты И.В. Сталина, а с 1934 г. после убийства С.М. Кирова карательные акции в партии развернулись с особенной широтой. Были сфальсифицированы и организованы политические процессы над многими известными на всю страну людьми, еще недавно называемыми «верными ленинцами» и «соратниками». Пресса не только подробно освещала шумные политические процессы, которые шли один за другим (в 1935 г. процесс «Московского центра», в 1936 – «троцкистско-зиновьевского террористического центра», в 1937 – «антисоветского троцкистского центра», в 1938 – «правотроцкистского блока» и т.д.), но и нередко предваряла их, публикуя «разоблачительные» статьи. Бездоказательные обвинения, навешивание ярлыков, оскорбления – характерная примета этих материалов. Так, например, Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева на страницах «Правды» называли «бандой кровавых убийц», «фашистской бандой», призывали «уничтожить их как падаль».

Пресса зачастую выступает соучастником организации политических процессов, со страниц газет звучат призывы к судебным инстанциям «привлечь к ответственности виновных», поощряются политические доносы, читателям предлагается обращаться в прокуратуру даже по телеграфу. Некоторые редакции проводят собственные суды. Например, на страницах «Правды» весной 1930 г. в отчете «Шахта под судом» рассказывалось о том, как выездная редакция газеты «Комсомолец Украины» устроила общественно-показательный процесс над шахтой «Капитальная». На скамью подсудимых был посажен весь руководящий административно-хозяйственный, партийный и профсоюзный состав, а также старые кадровые рабочие. В печати был опубликован обвинительный акт, устраивались допросы, привлекались свидетели. Хотя обвинение было предъявлено шахте в целом, «каждый ее рабочий чувствовал себя виновным». Заканчивается отчет знаменательным выводом: «Опыт суда на «Капитальной» – ценнейший опыт. Он заслуживает перенесения на все отстающие предприятия»[56][20].

20–30 гг. – противоречивый период в истории отечественной журналистики, период драматичный, даже трагический, и вместе с тем яркий, насыщенный творческими поисками и находками, открывший незаурядные таланты, выдающиеся имена. Жгучий, неподдельный интерес к современности, к человеку, умение жить одной жизнью с героями своих материалов, искренняя вера в идеалы равенства, братства, социальной справедливости – эти качества позволили достичь высот профессионального мастерства многим журналистам, а некоторым стать настоящими корифеями публицистики.

Одним из самых популярных и одаренных публицистов этого периода был М. Кольцов. Его называли прирожденным газетчиком: талант литератора, тонко чувствующего слово, сочетался в нем с деловитостью, неутомимостью, репортерской хваткой, прекрасными организаторскими способностями. М. Кольцов был любим читателями прежде всего как фельетонист, разоблачавший всякого рода бюрократов, проходимцев, бездельников. Его многочисленные сатирические материалы привлекали динамичностью формы, особым кольцовским юмором, тонкой образностью и простотой языка. После публикации проблемных, постановочных статей он нередко принимался за практическое осуществление своих идей. Так было, например, с материалами «Дача так дача», «Пустите в чайную» и др. Им написано немало портретных очерков, среди которых особенно широкий резонанс получил очерк «Мужество» о Н. Островском. Больше года находился М. Кольцов на фронтах Испании, писал оттуда материалы для «Правды», на основе которых им была выпущена одна из лучших его книг «Испанский дневник». Особое место в творчестве М. Кольцова занимает тема борьбы с фашизмом. Уже в 1933 г., освещая Лейпцигский процесс над Г. Димитровым, он показал античеловеческую сущность фашизма, увидел в нем угрозу всему миру.

Яркие антифашистские материалы в 30-х гг. были написаны и М. Горьким. Но основной массив его публицистики этого периода составили очерки, прославляющие достижения СССР. Он призывал писателей и журналистов отобразить «великих-маленьких» людей Советской страны и сам мастерски сделал это, в частности, в цикле путевых очерков «По Союзу Советов».

Большое количество путевых очерков – характерная черта времени. Знакомство читателей со страной, с теми переменами, которые произошли в разных ее уголках, происходило благодаря таким публикациям, как «Советское Закавказье» М. Шагинян, «В Тамбовской глуши» Т. Холодного, «Пути и версты» П. Лидина, «Путешествие в Туркменистан» П. Павленко и мн. др.

Очень своеобразным и интересным явлением стали индустриальные очерки, в которых стройка, завод, производственный процесс были главными героями. Публицисты любовались техникой, ее образ, созданный ярко, лирично, иногда даже затмевал человека, показанного только в его отношении к труду. К лучшим образцам этого жанра относятся «Письма о Днепрострое» Ф. Гладкова, «Технические рассказы» Б. Агапова, «Бетон» В. Ильенкова и Ф. Панферова, «Переход» Б. Галина, «Риск», «Чугун» и другие материалы Б. Горбатова.

Публицистическое, писательское кредо Б. Горбатова в этот период заключалось в том, что главной темой произведений должен быть труд, а герой – это маленький простой человек, которого поднял на крыльях «большой ветер революции». Широкую популярность Б. Горбатову принесла книга «Обыкновенная Арктика», написанная по следам зимовки на о. Диксон в 1935–1936 гг. В качестве спецкора «Правды» он полетел к полярникам на пару недель, а в итоге пробыл в Арктике пять месяцев. Будничная жизнь полярников, их проблемы и заботы, показанные изнутри, дали возможность читателям увидеть психологию людей, осваивавших Север, ощутить гордость за успехи своей страны.

К числу известных журналистов-«деревенщиков», рассказывавших о той коренной ломке, которая происходила в сельском хозяйстве, относятся В. Ставский, И. Рябов, А. Колосов и др. Отличительной чертой творчества А. Колосова был особый лиризм, проникновенность, искренняя любовь к деревне, к людям земли. Н. Погодин, коллега А. Колосова по работе в «Правде», назвал его «признанно честным писателем в широком смысле русской традиционной народности». Как никто другой, он знал и понимал русского крестьянина, сумел показать жизнь деревни наиболее полно, с ее сложностями и противоречиями. Его материалы «Пожары», «Дело о Кузьме Ветелкине», «Случай с невестой», «Переделка» и многие другие наполнены живым народным словом, «неприглаженными» диалогами и монологами, тонкими пейзажными зарисовками, что приближало их к рассказу.

Беллетристические традиции, литературно-художественные образы и средства типизации активно используются в этот период и в сатирических жанрах. В фельетонах И. Ильфа и Е. Петрова «Веселящаяся единица», «Как создавался Робинзон», «Безмятежная тумба», «Директивный бантик» и пр. созданы яркие образы-типы, отражающие не отдельные случаи, а явления, тенденции. Острый, даже фантастический гротеск, пародия, доведение ситуации до абсурда позволяли И. Ильфу и Е. Петрову делать емкие художественно-публицистические обобщения, вскрывать самую суть явлений. Отсутствие конкретного адреса, приближенность к сатирическому рассказу характерны и для творчества М. Зощенко. Им была создана целая галерея «героев-категорий», очень ярких, узнаваемых, которые моментально становились символами всего негодного в человеке, символом мещанства. Публикация таких произведений, как «Агитатор», «На живца», «Аристократка», «Нервные люди», сборник «Голубая книга» (1934) в целом, принесли автору почти легендарную популярность, успех у самых разных слоев читателей.

Параллельно идет развитие и документального, «классического» газетного фельетона, в жанре которого работают М. Кольцов, И. Заславский, А. Зорич, К. Радек, Л. Сосновский и мн. др. Творчество этих оригинальных, во многом не похожих друг на друга авторов, объединяет то, что они высмеивают отрицательные явления через конкретные факты, зачастую указывают не только реальные адреса, но и фамилии героев. М. Кольцов так определял особенности метода работы в этом жанре: «...не прибавлять искусственных красок к тем фактам, которые есть, не смешивать, не разбавлять факты каким-либо вымыслом, – хотя бы и художественным, – а публицистически факты оттенить, дать их так, чтобы они резали глаз».

Среди наиболее ярких публицистических выступлений довоенного времени нельзя не назвать статьи, очерки, фельетоны М. Булгакова, В. Катаева, В. Маяковского, К. Паустовского, А. Платонова, Н. Погодина, И. Эренбурга и мн. др. Все вместе – писатели и журналисты-газетчики – создали впечатляющую летопись своего времени и открыли одну из самых блестящих страниц в истории отечественной публицистики.

В целом развитие отечественной журналистики в 20–30-е гг. проходило в стороне от общемирового процесса, страна и ее пресса пошли «своим путем», целью которого было построение коммунистического общества. Будучи вторичными по своей природе (по отношению к более общим социальным системам), СМИ зеркально отражали основные противоречия и проблемы своей эпохи. Основными принципами советской журналистики стали партийность, классовость, народность, а функции определялись ленинской формулой «коллективный пропагандист, агитатор и организатор». Партия создала систему СМИ в стране, реализуя следующий организационный принцип: каждое основное звено институтов политической организации общества должно иметь особый орган прессы. Действовала идеологическая монополия, единая унифицированная модель печати, радиовещания во всех регионах, во всех национальных образованиях, что позволило поставить журналистику на службу сталинскому режиму. Созданная в довоенные годы система периодики, ее типология в основном оставались неизменными вплоть до начала 90-х годов.

 

Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.Начало Великой Отечественной войны было полной неожиданностью для всех советских людей, громом среди ясного неба. Буквально за неделю до войны ТАСС распространило сообщение о том, что, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии предпринять нападение на Советский Союз «лишены всякой почвы». Все газеты от 22 июня рассказывали только о мирных делах, а в то время, когда читатели держали их в руках, уже лилась кровь на западных рубежах страны. В полдень Центральное радио передало выступление В.М. Молотова. В правительственном заявлении сообщалось о вероломном нападении фашистской Германии. Люди узнавали эту страшную новость главным образом на улицах, из репродукторов, включенных по всей стране.

В связи с новыми задачами, которые поставило военное время, система прессы была значительно изменена. Существенному сокращению подверглась гражданская печать. Если до войны в стране издавалось 39 центральных газет, то теперь их количество уменьшилось до 18. Был приостановлен выход ряда отраслевых изданий, как, например, «Нефть», «Животноводство», «Металлургия». Некоторые близкие по тематике и аудитории издания были объединены в одно, как это произошло с газетой «Советское искусство» и «Литературной газетой», слитых в общий орган «Литература и искусство». Общественно-политические издания, как правило, сокращали свои тиражи и объемы: «Правда» перешла с 6 полос на 4, республиканские, краевые, областные газеты стали выходить на 2 полосах, районные газеты перешли на еженедельный выпуск. Практически повсеместно закрылись областные комсомольские издания и вновь, как и в годы гражданской войны, их функции стали выполнять сменные молодежные страницы в партийных газетах. Сокращение числа газет и журналов происходило и за счет территориальных потерь. Таким образом, если накануне войны в стране выходило более 8800 газет с разовым тиражом свыше 38 млн. экз., то в 1942 г. их стало около 4,5 тысячи, а тираж сократился до 18 млн. экз.

24 июня 1941 г. было принято совместное постановление ЦК партии и правительства «О создании и задачах Советского Информационного Бюро», в котором определялись его основные задачи: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио; б) организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды; в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования». Такая последовательность в изложении задач свидетельствует о том, что в первую очередь руководство страны беспокоили проблемы контроля за всей журналистикой, а не обеспечение населения всесторонней информацией. Тем не менее, ежедневные сводки Совинформбюро являлись основным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны. Работники Совинформбюро получали сообщения из ТАСС, редакций центральных газет, от своих собственных корреспондентов, но основные данные приходили из Генерального штаба.

С первых дней войны начала разворачиваться широкая сеть военных изданий. Самой массовой центральной военной газетой была «Красная звезда», помимо нее в число общесоюзных изданий входили «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол».

Центральные военные журналы в большинстве своем специализировались по родам войск и были рассчитаны на офицерский состав – «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал» и др. Для рядовых солдат выпускались массовые популярные издания – «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация».

Газеты фронтов и флотов (многие из них были созданы на основе изданий военных округов) выходили ежедневно на 4 полосах, армейские – также ежедневно объемом в 2 полосы, дивизионные и бригадные издания, как правило, были двухполосными и имели меньшую периодичность – 3–4 раза в неделю. Все издания этой группы были рассчитаны главным образом на массового читателя, некоторые газеты выпускались на языках народов СССР. В действующей армии уже в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет.

Формирование на оккупированных территориях партизанских соединений, подпольных организаций привело к возникновению партизанской и подпольной печати, рост которой был особенно активен в 1943 г. В частности, в Смоленской области выпускались «Лазовец», «Народный мститель», «Партизанская правда». Много газет выходило на Украине, в Белоруссии, а всего по стране в 1943–1944 гг. было издано около 270 партизанских и подпольных периодических органов. Распространялись эти газеты среди населения регионов, занятых фашистами, их основной задачей было укрепление веры в победу, организация сопротивления врагу, разоблачение гитлеровской пропаганды.

Аналогичные функции были возложены на всю печать, выпускавшуюся для населения оккупированных территорий (а это более 80 млн. человек), – центральную газету «Вести с Советской Родины», республиканские «За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др., областные газеты. Как правило, эти издания выходили в Москве и распространялись через партизан и подпольщиков, сбрасывались с самолетов. Например, в Смоленскую область регулярно доставлялась областная газета «Рабочий путь», при которой в 1942 г. начал выходить специальный выпуск под названием «Малютка». Это было небольшое по формату издание, которое зимой печаталось с красной полосой, чтобы легче было заметить на снегу.

В особых условиях работали в годы войны журналисты Ленинграда. Все 900 дней в блокадном городе печатались основные центральные издания, а также выходили местные – областная партийная газета «Ленинградская правда», областная комсомольская газета «Смена», военная газета «На страже Родины» и даже многотиражки, как, например, «За трудовую доблесть» Кировского завода. Бумага для периодических изданий и листовок доставлялась по «дороге жизни», а матрицы центральных газет – самолетом. Всю войну, при любых бомбежках и артобстрелах, работало и Ленинградское радио. Круглые сутки раздавался в радиосети стук «символического сердца города» – метронома.

Деятельность советского радиовещания в 1941–1945 гг. была перестроена таким образом, чтобы обеспечить постоянной и оперативной информацией о ходе военных событий население всей страны. В Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске-на-Амуре создаются филиалы Всесоюзного радиокомитета. В эфире постоянно звучали боевые репортажи с различных участков фронта, очерки и рассказы о героизме солдат, мужестве и стойкости работников тыла. Одна из ценнейших находок радиожурналистов этого времени – «говорящие письма» солдат, благодаря которым многие потерявшиеся родственники смогли найти друг друга. Передачи, которые транслировались на оккупированные территории, зачастую были единственными ниточками, связывавшими людей с большой Родиной. Они перепечатывались партизанами и подпольщиками в виде листовок, газет и служили основным орудием борьбы с фашистской пропагандой. Значительно увеличивается объем вещания на зарубежные страны – более 50 часов в сутки.

Как и в годы гражданской войны, в 1941–1945 гг. широко использовались такие формы пропаганды и агитации, как листовки, брошюры, плакаты, регулярно выходили «Окна ТАСС» (всего около полутора тысяч выпусков).

Вся система советской журналистики работала на общую победу, на разгром врага. В первые месяцы войны на основании сообщений Совинформбюро трудно было понять, что происходит в стране: города не назывались, указывались только направления, «энские» участки фронта. Сведений о потерях в Красной Армии не было, но сообщалось о том, как бойцы отдельных подразделений стойко оборонялись, сколько ими уничтожено живой силы и техники противника. Со временем стала появляться информация о действиях партизан и зверствах немцев на оккупированной территории, о трудовом героизме рабочих в тылу.

Главное управление политической пропаганды Красной Армии уже на следующий день после начала войны подготовило директивы, согласно которым главной задачей военной прессы становилось воспитание героизма, мужества, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие лозунги во многом и определяли основное содержание как военных, так и гражданских газет.

3 июля рано утром по радио на всю страну была передана речь И.В. Сталина, в которой он называл своих слушателей «братья и сестры», «друзья». Он объяснял отступление и военные неудачи первых дней внезапностью нападения гитлеровцев, их вероломством. Вместе с тем И.В. Сталин подчеркнул, что благодаря советско-германскому пакту страна выиграла время, оправдывая таким образом предвоенную «дружбу» с фашистами.

С начала войны и до ноября 1941 г. имя И.В. Сталина почти не упоминается в газетах, нет его портретов, нет «обращений народа» к вождю. Но в целом сталинская политика по отношению к прессе остается прежней. Под предлогом военной тайны вся информация жестко регламентируется. Так, после падения столицы Украины в сообщении Совинформбюро содержалась по этому поводу только одна строка: «После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили Киев». Всем редакторам центральных изданий был специальный звонок – не давать никаких подробностей. Осенью 1941 г., когда над Москвой нависла прямая угроза, в газетах прямо об этом не могли писать, поскольку такой формулировки еще не было в сообщениях Совинформбюро. В передовой статье «Правды» от 10 октября, например, говорилось о «важнейших жизненных промышленных центрах», к которым пытается пробиться враг, но Москва не называлась.

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Так, в первом военном номере «Красной звезды» в статье «Уроки истории» В. Вишневский писал: «Не быть вольному русскому человеку – сыну победителей на Чудском озере, у Танненберга, сыну покорителей Берлина – под фашистской пятой. Не быть свободолюбивому украинцу – сыну запорожцев – под проклятой баронской пятой... Не быть никогда! Не согнет шею ни белорус, ни гордый грузин, ни казах, ни смелый латыш»[57][21].

В начале войны у советских людей еще не было подлинной ненависти к агрессорам, присутствовало определенное благодушие, наивность – сказывался и запрет на антифашистские выступления, который фактически существовал с 1939 г. Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».

В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам, которые проявляли колоссальное мужество и самоотверженность. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев, тысяч других героев не только показывали силу духа советских людей, но и давали образцы для подражания. Со 2 июля в «Правде» появляется постоянная рубрика «Боевые эпизоды» (впоследствии – «На фронтах Отечественной войны»), которая не сходила с газетной полосы до 1945 г. Здесь были опубликованы, например, «Четыре товарища» А. Безыменского, «Морские охотники» В. Вишневского, «Поединок» С. Голованиновского и мн. др. Отличительной чертой всех материалов, вышедших под этой рубрикой, было внимание к отдельным случаям, конкретным эпизодам. Широкие картины военных сражений, действия армий и фронтов в целом начали показываться уже во время наступательных операций, после Сталинграда. Характерны в этом отношении заголовки материалов Б. Полевого, написанных весной 1944 г., – «Днестровская эпопея», «Разгром немцев под Уманью», «Наступление наших войск в Румынии» и т.д.

Пресса уделяла много внимания проблемам воинского мастерства. На первом этапе массовые издания в какой-то степени выполняли функции учебника по военному делу, например, рассказывали о том, как нужно уничтожать танки, строить оборонительные сооружения, давали практические советы по гражданской обороне. Когда уже был получен опыт в боях с гитлеровцами, все чаще стала проводиться мысль, что главный показатель умения воевать – это урон, нанесенный противнику, а не только личный героизм. Поэтому, в частности, изменилось отношение к воздушному тарану.

В течение первого года войны работа промышленности, сельского хозяйства освещалась не очень широко, поскольку тысячи предприятий только начали перестраиваться на военный лад, либо пребывали в стадии эвакуации. В мае 1942 г. вновь разворачивается Всесоюзное социалистическое соревнование – за увеличение выпуска военной продукции. Очерки, репортажи, корреспонденции о самоотверженной работе женщин, подростков у станков и в поле публиковались под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». С началом освобождения захваченных территорий все шире освещается тема восстановления народного хозяйства.

Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг. После изгнания фашистов из Подмосковья журналисты узнали от жителей с. Петрищево о том, как фашисты мучили и казнили девушку, пытавшуюся поджечь дома, где жили немецкие захватчики. 27 января в «Правде» был напечатан подвал «Таня» П. Лидова, а в «Комсомольской правде» – очерк С. Любимова «Мы не забудем тебя, Таня!». В феврале, после того, как по опубликованной фотографии была опознана героиня, 3. Космодемьянская, вышел второй очерк П. Лидова «Кто была Таня». Материалы вызвали огромный резонанс, они перепечатывались многими местными и армейскими газетами, в зарубежной прессе, передавались по радио, издавались отдельными листовками и брошюрами. Картина зверств фашистов с каждым освобожденным селом и городом дополнялась все новыми и страшными подробностями. На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.

В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам. Вступление войск на территорию Германии обосновывалось необходимостью «задушить зверя в его логове», окончательно разгромить фашизм. Как и в начале войны, особую актуальность приобретает тема фашизма, нацизма, но уже в другом аспекте – аспекте трагедии всей немецкой нации, которая не должна нести ответственность за преступления гитлеровцев. Гуманизм советского воина, вступившего на землю врага, подчеркивался, например, в очерке Б. Горбатова и О. Курганова «Мирные немцы», опубликованном в «Правде» 26 февраля 1945 г.

Пресса, радиовещание подробно рассказывали обо всех важнейших этапах Великой Отечественной войны: битве за Москву, обороне Ленинграда, сражении за Сталинград, штурме Берлина.

Эти и многие другие героические события 1941–1945 гг. отражены в той летописи, которая велась ежедневно на газетных страницах советскими журналистами. Публицистика периода 1941–1945 гг. – одна из непревзойденных вершин, ее воздействие на умы и сердца людей было сильно как никогда, газетные строки, прозвучавшие в эфире слова часто вызывали боевой порыв, героические поступки, внушали веру в победу. Нет ничего удивительного в том, что мастерство журналистов в годы войны достигло такого высочайшего уровня. Постоянными корреспондентами газет стали многие крупные художники – А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский и другие. Их яркие, страстные выступления помогли советским людям выжить и победить в самой страшной войне XXвека.








Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 724;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.