Сюжетно-образный метод проектирования экспозиции
Образно-сюжетные экспозиции рассматриваются музеологами как произведения самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.п. Уже в самом названии подчеркнута особая роль драматического сюжета - последовательности образов, художественно организованных через пространственно-временные отношения. Сюжетно-образный метод построения экспозиций – самый молодой, построенные по этому методу экспозиции немногочисленны.
Сюжетно-образный метод предполагает наличие художественной идеи, которая лежит в основе драматического действия. Экспозиционно-художественные образы объединены в один экспозиционный сюжет. Научное знание, которое является материалом для содержания экспозиции, заключается в художественную форму. Своеобразным «посредником» между наукой и искусством становится экспозиционер-сценарист, который определяет внутреннюю образно-сюжетную структуру, способную воплотиться в полноценное художественное произведение.
В ходе сильного эмоционального и интеллектуального воздействия, изображения трансформируются в сознании в ментальное явление, называемое образом, заставляя воспринимающего «пережить» тему. Операции, осуществляющие переход от темы к изображениям, есть приёмы выразительности (Эйзенштейн).
Напомним, что экспозиционно-художественный образ отличен от простого тематического комплекса наличием художественной идеи. Это не отвлечённая мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в чувственном образе. Однако на первоначальном этапе формирования идеи и образа создается «первообраз», который обличен в словесно-художественную форму. Так эстетический объект в экспозиционном искусстве формируется в результате сложного взаимодействия «первообраза», музейных предметов и средств функционально-декоративного оформления, где музейный предмет, приобретший в художественном контексте символическое значение, является основным средством создания экспозиционно-художественного образа. Выбор средств функционально-декоративного оформления обусловлен особенностями художественной идеи, ищущей адекватного пластического выражения. Так достигается эстетическая самостоятельность художественного образа.
На уровне восприятия происходит формирование образа, где учитывается вариация и субъективность воспринимающего. Символы, органично входящие в структуру образа, представляют собой универсальные знаки с закодированной в них многоплановой информацией. Они являются теми опорными точками, которые создают вокруг себя поле значений для создания собственных образов у воспринимающего, творящихся по направляющим изображениям, которые даёт экспозиция. Приёмы, такие как контраст, предвестие и др., используемые для создания образов, также служат их воздействию. Художественные приёмы – это важное средство управления восприятием, которое способно гарантировать, что экспозиционное содержание будет понято именно так, как это было задумано авторами.
В основе воздействия экспозиционно-художественных образов на сознание людей лежат глубокие психические процессы, связанные с высшей нервной деятельностью человека. Можно говорить об одном и том же фундаментальном отношении к действительности и подчинении одним и тем же законам восприятия. Восприятие музейной экспозиции происходит в разных модальностях осознания (визуальная, аудиальная, вербальная, кинестетическая), которые выступают как его проявления. Экспозиция вступает в диалог с сознанием воспринимающего с помощью образов, звуков, ощущений. Особая роль отводится символу, который оказывает влияние на множестве уровней сознания. Ассоциативный смысл позволяет связать объекты и события воедино, вырастить смысл на своих ощущениях.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 4099;