Музеи и музейные комплексы Тюменской области
ГАУК ТО «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник» – старейший в Сибири музей, основанный в 1870 г. Его создание связано с общественным подъемом второй половины XIX в. В кратком путеводителе по музею отмечалось, что «Тобольская губерния и условия жизни людей в ней должны быть подробно и тщательно обследованы, должны быть предметом исследования и изучения. Все в губернии должно подвергнуться этому: климат, воды, растения, животные, почва, люди, их быт, их прошлое, настоящее. Все должно стать предметом внимания и интереса. Людей, занимающихся таким делом, пока немного, но все же они есть, и среди них находятся труженики добровольцы, готовые пожертвовать свое время и силы на полезное общее дело бескорыстно. Чтобы труд по исследованию и изучению губернии был плодотворнее, работающие на этом поприще люди могут пользоваться силой общественности – соединить свои единоличные усилия и превратить их в силу общества».
Музей возглавлял Иван Николаевич Юшков (1833-1877 гг.) – секретарь Губернского статистического комитета, знаток истории и этнографии. Первое его официальное название – Музей тобольского губернского статистического комитета (1870-1887 гг.). К созданию музея подтолкнуло поручение губернатора Андриана Степановича Соллогуба подготовить Тобольскую губернию к участию во Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. С этого времени музей стал активным экспонентом: в 1874 г. в С-Петербурге выставлялись прядильные растения для их обработки; в 1876 г. – на III Международном съезде ориенталистов были представлены археологические и этнографические предметы. На этой выставке Западно-Сибирское отделение по полноте экспонатов заняло 1 место. Примечательно, что со времени образования Губернского музея до наших дней сохранились витрины. Именно они, также как и более ста лет назад, используются для размещения экспонатов.
В 1889 г. музей становится самостоятельным учреждением и переходит в ведение Министерства Государственных имуществ. В досоветское время Тобольский губернский музей являлся научным центром в деле изучения Зауралья и Сибири, сотрудничая с известными российскими и зарубежными учеными и научными учреждениями. Неизвестный автор писал в 1892 г. о необходимости создания в музее отдела кустарных и ремесленных изделий: «При разнообразных родах кустарной промышленности в Тобольской губернии этот отдел при музее может быть очень интересен. По градам и весям Тобольской губернии, кроме ковров, ткут холсты рубашечные и подкладочные, шьют бродни, чарки, сапоги; существует производство пимокатное, гончарное, кузнечное (сундуки, бочонки, посуда, туясья), немало изделий из луба, лыка. Представленные в музей образцы изделий и самые процессы производства их, наверное, будут способствовать к возрастанию интереса в массе к музею вообще, и к кустарной промышленности в частности; было бы желание, чтобы местное население оказало содействие устроителям музея в достижении этой благородной цели: увеличить отдел промыслов, кустарных и ремесленных изделий так, чтобы он действительно был «ядром местного музея». Широкий интерес к всестороннему изучению истории края вызвал необходимость создать при музее в 1897 г. комиссию по изучению кустарных промыслов в губернии. В ее задачу входило не только исследование состояния дела, но и организация помощи мелким товаропроизводителям, ремесленникам, собирание коллекции. Результатом работы комиссии явилось создание отдела кустарной промышленности.
Особый статус Тобольскому музею придало высочайшее покровительство российского Императора Николая II. 10 июля 1891 г, Цесаревич Николай Александрович, будущий царь, после осмотра Тобольского кремля, посетил губернский музей и остался доволен музейными коллекциями. Хранитель музея Н.А. Лыткин показал Его Величеству все отделы музея и поднес альбом с фотографией музея и его коллекций. Губернатору В.А. Тройницкому удалось использовать высочайший визит в целях повышения авторитета нового общества «Тобольский Губернский Музей», по его просьбе Цесаревич принял музей под свое Высочайшее покровительство.
К нач. XX в. Тобольский губернский музей наладил связи со многими русскими и зарубежными учеными и научными учреждениями, занимающимися изучением быта, традиционных промыслов и ремесел: Национальным музеем в Будапеште, Национальным музеем в Вашингтоне, с Обществом археологов, историков и этнографов Казанского университета, Московским университетом, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого, Русским музеем, Румянцевским музеем, Ботаническим музеем, Академией наук, Императорским географическим обществом и др. К 1917 г. был подготовлен Краткий путеводитель по Тобольскому губернскому музею, который был представлен материалами по культуре хантов, ненцев, манси, коми-зырян, татар.
В 1920-е гг. Тобольский музей был переименован в Музей Тобольского Севера, что определило особую задачу – «изучать жизнь туземцев для целей устроения жизни этих народностей на новых общественных началах и использовать этот опыт при иммиграции в северные окраины РСФСР» [Культура, искусство, творчество, 2002, с. 36]. Одной из ярких страниц деятельности музея в те годы было создание в 1921 г. на базе музея Общества изучения края, издание краеведческих журналов «Наш край» и «Тобольский край» (1924-1926 гг.), помещавших историко-краеведческие этнографические публикации, методические рекомендации и текущую хронику. Музей вновь становится участником различных выставок. В 1921 г. экспонаты, представленные на Тюменскую сельскохозяйственную выставку, отмечены похвальной грамотой. В 1923 г. за участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве музей был награжден дипломом признательности. В 1925 г. в Музей Тобольского Севера, согласно постановлению ОКРОНО, из тобольского Музея изящных искусств, открытого при школе № 1 по инициативе художника П.П. Чукомина в 1920 г., переданы все произведения искусства.
В этом же году фонды музея пополнились ценнейшими предметами из церковного древлехранилища. Открытое по инициативе Тобольского епархиального Братства св. Димитрия Солунского и епископа Тобольского и Сибирского Антония IV в 1902 г. церковное древлехранилище, в соответствии с Уставом, собирало предметы, представляющие историческую ценность: нательные и богослужебные кресты, иконы, церковную утварь, рукописные книги и пр. Тобольское древлехранилище имело богатейшую коллекцию предметов церковной старины, что ставило его в один ряд с подобными церковными музеями России. Уже к открытию древлехранилища в его фонды поступило 294 вещественных и 634 письменных предмета старины. Все они приобретались на средства древлехранилища, ежегодных членских взносов и пожертвований, фонда епархиального Братства. К 1917 г. общее количество предметов Тобольского церковного древлехранилища составляло 2228 единиц. В 1930-е гг. музейные предметы ТГИАМЗ культового характера – иконы и предметы церковного богослужения XVII-XVIII вв. – изымались как «годные для экспорта», продажи их за валюту.
С 1925 г. музей переименован в Тобольский государственный музей и сохранял это название до 1944 г. В 1961 г. Тобольский музей в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР был преобразован в Государственный историко-архитектурный музей-заповедник. 1970-1990 гг. – период многочисленных историко-бытовых экспедиции Тобольского музея по Тобольскому, Вагайскому, Викуловскому, Ярковскому, Уватскому районам Тюменской области. Экспедиции значительно обогатили фондовое собрание историческими реликвиями культуры коренных народов Западной Сибири и русских переселенцев XIX – первой половины XX вв. В 1973 г. музеем был составлен план историко-бытовых экспедиций «Крестьянство Тобольской губернии в XIX-XX вв.», по которому отдел искусства и архитектуры ТГИАМЗ начал осуществлять экспедиции, носящие название «Хозяйство и быт русского населения XIX-XX вв.». В 1985 г. из музея Тобольского педагогического института в ТГИАМЗ была передана коллекция бытовых предметов русского и татарского населения Зауралья, собранная студентами исторического факультета в 1979-1983 гг. и состоявшая из 64 предметов музейного значения.
В настоящее время ТГИАМЗ сохраняет свое значение одного из научных центров Западной Сибири. Указом Президента РФ ТГИАМЗ включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения. Коллекции ТГИАМЗ насчитывают около 400000 естественноисторических источников, археологических, этнографических, документальных и вещевых артефактов. Сегодня музей ориентирован на максимальное использование предметов музейного собрания в экспозиционной деятельности и выявление их информационного потенциала. Хранители проводят инвентаризацию и каталогизацию коллекций.
Главными (выдающимися) памятниками зоны охраны ТГИАМЗ являются следующие историко-архитектурные ансамбли, архитектурно-археологические комплексы:
- Ансамбль Тобольского каменного кремля (Софийский двор) XVII-XIX вв.;
- Дворцовый ансамбль исторического центра города XVIII-XIX вв;
- Ансамбль Тобольского тюремного замка XIX в.
- Архитектурно-археологический комплекс Тобольского (деревянного) кремля XVII в.
ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова» (далее ТОМК) был основан в 1879 г. и входит в группу старейших музеев Западной Сибири. Создание первого тюменского музея связано с именем Ивана Яковлевича Словцова (1844-1907). Потомственный сибиряк, правнучатый племянник историка П.А. Словцова, свою научную деятельность он связывал с Западно-Сибирским отделом РГО, в 1883 г. был избран председателем распорядительного комитета этого отдела. В течение всей жизни он проводил активные геологические, ботанические, археологические, этнографические, исторические и статистические исследования. Большая часть его частных коллекций составила основу музея Тюменского Александровского реального училища (далее ТАРУ). И.Я. Словцов систематически пополнял коллекции новыми находками, использовал его для проведения занятий в ТАРУ. И.Я. Словцов составил и опубликовал каталог коллекций музея ТАРУ, сделал описание его наиболее интересных и уникальных предметов.
Особую роль в формировании коллекций музея сыграл Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836-1901), известный тюменский меценат, предприниматель. В 1896 г. он приобрел у И.Я. Словцова его коллекции за 10 тысяч рублей и подарил их Тюмени с целью создания городского музея. Кроме того, он передал музею свои собственные коллекции по минералогии, палеонтологии, нумизматике, этнографии, а также великолепную библиотеку с редчайшими изданиями. Купец обратился в городскую Думу с письмом, в котором речь шла о пользе музеев: «...Известно, что уровень общественного, экономического и торгового развития достигает наиболее высокой степени в тех городах, жители которых имеют свои общественные библиотеки, свои музеи и свои аудитории. Только при наличности таких учреждений граждане могут продолжать свое самообразование, идти вперед и не стоять на том уровне знаний, какие они получили в школе. Тюмень – город будущего, а потому наступило время позаботиться об умственной жизни населения. Открытие таких учреждений, как общество трезвости, общество попечения об учащихся, воскресные курсы для учащихся, воскресные курсы для ремесленников при реальном училище указывают, что потребность в общественной аудитории, библиотеке и научно-промышленном музее назрела».
Среди предметов чукмалдинской коллекции, обозначенных в каталоге коллекций музея ТАРУ, были много удивительных предметов: «Между ними большого интереса заслуживают: царские врата и часть иконостаса первой четверти XVIII ст.; резной деревянный шкаф конца XVIII столетия; два огромных деревянных ковша (15 верш. в диаметре) и при них мелкие разливательные ковши; три ножа и три вилки времен Ганзы (имитация); кованая серебряная чаша XVII в.; медный фряжский кувшин 1656 г.; старинный медный безмен и, кроме того, коллекция старинных кубышек, прялок, прялочных досок, солонок, печатей, табакерок и пр. предметов. Серебряные табакерки с вензелем Екатерины. Табакерки из красной яшмы с монгольскими надписями; табакерка серебряная, на которой изображена карта древней Пресно-горьковской станицы казачьей линии. Серебряный кубок с барельефами императора Николая Павловича, Александры Федоровны и Александра Николаевича. Медаль восьмигранная, выбитая при открытии в первый раз в Сибири серебряной руды. Штоф стеклянный с золотыми инициалами Екатерины II, кольчуга, бердыши и пушка времен завоеваний Сибири Ермаком. Самовар, конца XVIII в. Татарские кувшины, медные и глиняные, серьги, подвески и др. предметы». Большинство из этих предметов были приобретены Чукмалдиным во время его поездок в различные губернии России и пожертвованы музею еще в к. XIX в. Творчество местных мастеров представляла резная деревянная рама прямоугольной формы для шкафа (облицовка) к. XVIII в.
В 2010 г. структурным подразделением тюменского музейного комплекса стал Музей изобразительных искусств,до 1988 г. – Тюменская областная картинная галерея (далее ТКГ). Основанная по распоряжению Совета Министров РСФСР 24 сентября 1956 г. картинная галерея была создана на базе художественных собраний Тюменского областного и Тобольского районного краеведческих музеев. Огромную роль в создании галереи сыграл Евгений Константинович Кроллау – главный хранитель ТКГ. Он, будучи профессиональным искусствоведом, сумел организовать грамотное комплектование фондов нового музея через закупочную комиссию Министерства культуры РСФСР, через добровольную передачу экспонатов другими музеями (например, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем и др.). Е.К. Кроллау являлся автором первой научной концепции музея. При открытии галереи ее коллекция состояла из 760 экспонатов, уже к 1959 г. ее фонды увеличились почти в 3 раза.
ТКГ с самого начала стала основным центром профессиональной популяризация русского, советского, зарубежного изобразительного и прикладного искусства в Тюменской области, хранилищем уникальных произведений. Галерея была признана ведущими искусствоведами страны лучшим собранием русского искусства за Уралом. Своеобразием собрания музея, насчитывающего более 10 000 единиц хранения, является его многопрофильность. Помимо традиционных для художественных музеев коллекций классического искусства в его состав входит коллекция, представляющая искусство региона. В 1970-1980 гг. развитие галереи тесно связано с жизнью города и области – началось комплектование коллекции работами местных мастеров. Региональный компонент в фондах галереи был усилен самостоятельным и цельным собранием произведений народного искусства из южных и северных районов Тюменской области. Эти годы были временем, когда народное искусство стало осмысляться как явление художественного порядка, а не только лишь как база для этнографических исследований.
Структурные подразделения ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»:
· Археологический музей-заповедникна оз. Андреевское
- Музей «Городская Дума»
- Музей-усадьба Колокольниковых:Музей «Торговый дом И.П. Колокольникова наследники», Музей «История дома XIX-XX вв.»
- Музей «Дом Машарова»
- Музей изобразительных искусств
Археологический музей-заповедник на оз. Андреевское. 23 км Ялуторовского тракта
В археологическом музее представлена история края с древнейших времен до наших дней, с археологическими находками V тыс. до н.э.-XVI в., бытом и духовной культурой финно-угорских народов. Постоянная экспозиция «Из глубины веков» знакомит с историей края с древнейших времен до средневековья.
Музей «Городская Дума», Ленина, 2
Самый известный и старинный музей, здание бывшей Городской управы, было передано Тюменскому городскому музею в 1922 году. В нашем музее вы можете выбрать выставку по своим интересам! «Окно в природу». Экскурсия знакомит с палеонтологической (скелет мамонта, саблезубого тигра,...)
Музей-усадьба Колокольниковых:
Музей «Торговый дом И.П. Колокольникова наследники», Республики, 20
Торговый Дом И.П. Колокольникова наследники находится в старинной торговой лавке, сохранившейся практически в первозданном виде с 19 в. Постоянные экспозиции: «Торговый Дом И.П. Колокольникова Наследники» Экспозиция представляет собой собирательный образ торговой лавки тюменского купчечества).
Музей «История дома XIX-XX вв.». Республики, 18
Музей-усадьба Колокольниковых – это единственная сохранившаяся в Тюмени классическая купеческая усадьба. Фасад здания выполнен на границе неоклассицизма и барокко с элементами традиционной тюменской резьбы, в то время как единое стилевое пространство создают интерьеры: празднично освещённый парадный зал...)
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1810;