Развитие частного коллекционирования во вт. пол. 19 – нач. 20 в. и его вклад в развитие музейного дела

Во вт. пол. ХIХ в. составление уникальных коллекций было делом жизни представителей многих династий купцов и фабрикантов. Эти люди были либо выходцами из предприимчивого купечества, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России. Огромные состояния приобретались путем жестокой эксплуатации, часто способами несправедливыми, но семейные миллионы использовались на благотворительные цели, для развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Такие причины объясняются по-разному: беззаветной влюбленностью в искусство, заботой о спасении души.

Одним из ярких представителей меценатства был Иван Яковлевич Словцов. Он сыграл огромную роль в становлении Тюменского Александровского Реального Училища. Благодаря стараниям Словцова, в этом учебном заведении за короткий срок были введены многие прогрессивные для своего времени формы обучения, собрана богатая библиотека. В Тюмень Словцовым были перевезены многие уникальные экспонаты, собранные в многочисленных экспедициях, ставшие основой собрания Тюменского краеведческого музея, основателем которого выступил ученый. Иван Словцов внес большой вклад в археологические исследования окрестностей Тюмени. Им были обнаружены скелеты ископаемых животных, а также древних городищ и курганов.

Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во вт. пол. ХIХ в. собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А.П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А.П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А.В. Звенигородский, братья П.М. и С.М. Третьяковы. В Саратове - люди разного звания: князь Куракин, и граф Нессельроде, крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды, несли предметы старины. Судя по квитанционным книгам, музей всё принимал.

Этап модификации российского общества не закончился к сер. XIX в., т.к. европеизация охватила главным образом дворянскую культуру и близкие к дворянству круги. Со вт. пол. XIX в. дворянская культура постепенно приходит в упадок, усадьбы, особняки и коллекции переходят новым экономическим агентам. Начинается второй, после дворянской культуры, круг модификации, который не был завершен к 1917 г. Промышленники и купцы, осваивая через паттерн дворянской культуры европейские, прежде всего аристократические, ценности, получают образование в Европе, путешествуют и ведут дела с европейскими партнерами, в том числе, подражая и увлекаясь, начинают собирать коллекции. Частное коллекционирование отразило сложный и неоднозначный процесс европеизации. Не случайно исследователи разделяют Москву и Петербург как два противоположных по предмету коллекционирования города. Москва окончательно стала центром коллекционирования национальных древностей и искусства, именно здесь появятся первые общедоступные музеи. Петербург остался европейским городом в плане собирательских интересов коллекционеров и характера их собраний.

Со вт. пол. XIX в. в процесс европеизации и коллекционирования активно включается провинциальная Россия. Местные элиты ориентировались уже не столько на сугубо частное коллекционирование, сколько на раскрепощение собраний, создание музеев, научных обществ. Частное коллекционирование для многих становилось формой освоения европейских ценностей. Таким образом, вторая половина XIX в. – 1917 г. – третий период в истории частного коллекционирования в России. Для этого периода характерен публичный характер: коллекции собираются не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Публичное коллекционирование рассматривается как общественно полезное и благородное занятие, которое еще и дает возможность изменить свой социальный статус, получив дворянство. В кон. XIX – нач. XX в. появляется новое поколение русских коллекционеров (С.И. Щукин), ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться новому искусству, авангарду, противопоставляющему себя традиции.









Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1814;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.