Кунсткамера – первый российский музей. Ее роль в истории музейного дела.
Петровские реформы в области культуры придают собирательской деятельности новое направление – ориентируют на сближение с культурой Западной Европы. Именно Петр I стимулировал развитие частного коллекционирования в России. Вслед за русским государем, который привез новое увлечение из заграничных путешествий, многие его сподвижники начинают заниматься собиранием раритетов, и постепенно складывается целый ряд частных коллекций – А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Д.М., А.М. и Д.А. Голицыных и др. Первые фамильные собрания составляются под влиянием моды или в угоду царю. Но постепенно складываются коллекции, являющиеся источником исследовательской деятельности ученых и формирующие истинных ценителей искусства. В их числе: собрание графа Я.В. Брюса, который был известен в Европе как ученый-математик, физик и астроном. В его петербургском доме разместилось собрание, включавшее монеты, рукописи, математические инструменты, портреты. Ему принадлежала библиотека, насчитывающая свыше полутора тысяч томов.
В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов дворцового убранства. Богатейшее собрание живописи западноевропейских мастеров составила Екатерина II, частная коллекция которой послужила началом одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа. Крупнейший коллекционер государства, она была покровительницей иностранных художников. Во второй половине XVIII века пополнение государственных и частных галерей осуществлялось как посредством покупок на аукционах Европы, так и заказов картин и скульптур современным мастерам. Крупнейшим коллекционером эпохи был князь Д.М. Голицын. Его усадьба славилась коллекциями редкостей, рукописей, но особую известность приобрело книжное собрание, насчитывавшее около трех тысяч томов.
Фамильные традиции коллекционирования заложил Борис Петрович Шереметев. Собирал минералы, произведения искусства. Его наследник – Петр Борисович Шереметев (1713-1788), начиная с 1740-х гг., целенаправленно приобретает произведения искусства. Известностью пользовалось собрание уральского горнозаводчика Акинфия Демидова, включавшее найденные в Сибири археологические древности. Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), владел одной из наиболее ценных художественных коллекций. Ему удалось превратить свое собрание в систематизированную коллекцию, представляющую художественную ценность. Строгановская коллекция включала произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, как часть убранства интерьеров, монеты и медали, а также коллекцию минералов, что свидетельствует о родовой связи с кунсткамерами первой половины XVIII в.
Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа, поскольку был советником Екатерины в вопросах приобретения картин. Кроме того, И.И. Шувалов – основатель и первый куратор Московского университета, основатель и первый президент Академии художеств. Личная коллекция Шувалова составила основное ядро картинной галереи Академии художеств.
Как отмечалось выше, предметами коллекционирования в XVIII в. были, главным образом, образцы западноевропейской культуры, науки и искусства. Однако, во второй половине XVIII в. ощутимы и иные тенденции: возникает интерес к национальному прошлому. В литературе, изобразительном и театральном искусстве появляются сюжеты из русской истории. Начинается собирание, изучение и публикация исторических документов и трудов по русской истории. Появляется ряд коллекций древних рукописей и других древнерусских памятников. Но многие российские частные кабинеты и галереи прекращали свое существование сл смертью их владельца. Кабинет Брюса влился в собрание Академии наук. Коллекция Голицына и библиотека были расформированы по разным собраниям. Среди кабинетов и галерей только созданные П1 Модель камера и Государев кабинет выросли в музеи.
Процесс становления музея как социокультурного института начался в России почти на два столетия позже, чем в Западной Европе. Это обусловливалось прежде всего тем, что в Московском государстве не получила развития ренессансная культура с ее гуманистическими идеями и формированием новой личности. В петровскую эпоху круг владельцев кабинетов и галерей был необычайно узок по сравнению с западно-европейскими странами и состоял, главным образом, из ближайшего окружения императора.
Датой основания первого российского музея, названного Кунсткамерой, принято считать 1714 г., поскольку именно тогда по приказу императора его кабинет, собранный воедино, был перевезен из Москвы в Петербург и размещен в Летнем дворце. В 1716-1717 гг. Петр I вновь побывал в западноевропейских странах и привез для своего музея кабинет Ф. Рюйша, коллекции животных, рыб, птиц и пресмыкающихся, принадлежавшие амстердамскому аптекарю Альберту Себе, естественно-научные коллекции врача из Данцига (Гданьска) X. Готвальда. Кунсткамеру пополняли также материалы, поступавшие от геодезических и картографических экспедиций. Военно-топографическая экспедиция А. Бековича-Черкасского, обследовавшая в 1716-1718 гг. побережье Каспийского моря и старое русло Амударьи, доставила в музей интересные археологические коллекции: золотые и серебряные украшения и сосуды, найденные в окрестностях Астрахани, предметы культа из языческих молелен, рукописи на пергаменте. Богатое этнографическое собрание, характеризующее культуру и быт народов Сибири, Даурии и Монголии, передала в музей в 1725 г. экспедиция Д.Г. Мессершмидта.
В феврале 1718 г. появился знаменитый указ императора «О приносе родившихся уродов, также найдонных необыкновенных вещей». Покупки готовых коллекций и отдельных предметов, экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период времени составить одно из богатейших музейных собраний Европы. Торжественное открытие первой экспозиции состоялось в 1719 г. в доме, конфискованном у опального боярина Александра Кикина, в так называемых «Кикиных палатах». В пяти комнатах демонстрировались анатомические, эмбриологические, зоологические и тератологические препараты, изготовленные Ф. Рюйшем и российскими анатомами. Все экспонаты были сгруппированы в занимательные композиции, в художественном оформлении которых широко использовались красивые минералы, цветная бумага, бархат, тафта, искусственные цветы и сусальное золото.
Первое время посетителям демонстрировались и живые «экспонаты» — так называемые «монстры», на содержание которых казна ежегодно выделяла 50 рублей. Это были дети или юноши с врожденными физическими дефектами, которые жили при Кунсткамере. Известно, что в 1722 г. здесь находились три «монстра», выполнявшие также и обязанности истопников — Фома, Яков и Степан. Фома, сын крестьянина Иркутского уезда, имел рост 126 см, а на руках и ногах — по два пальца, похожих на клешни рака, что, однако не мешало ему ходить, поднимать брошенные ему монеты и совершать другие действия на потеху публики.
Петербургский музей был последней кунсткамерой, созданной в Европе. Ко времени его появления кабинеты редкостей как форма представительства прикняжеских и королевских дворах уже утратили свою актуальность; их репрезентативные функции перешли к художественным галереям и кабинетам искусств. Петербургская кунсткамера — и в этом ее принципиальное отличие от центрально-европейских аналогов — создавалась не в репрезентативных, а в просветительных и научных целях. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» — так, по преданию, определил император ее задачи. Вход в музей, открытый в определенные дни и часы, был бесплатным. Более того, на первых порах посетителей даже встречали угощением. Но в дальнейшем музей перестал нуждаться в дополнительных стимулах для привлеченияпублики. Количество людей, желающих его осмотреть, значительно превышало пропускную способность залов. Поэтому вплоть до н. XIX в. посещаемость музея стали регулировать с помощью бесплатных билетов. Сведения о месте и времени их выдачи публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Петербургская кунсткамера стала превращаться из собрания раритетов и диковин в подлинно научное учреждение с систематизированными коллекциями. Эти позитивные перемены произошли благодаря принятому Петром I в 1724 г. решению о передаче Кунсткамеры в ведение создающейся Академии наук. Это объединение пошло на пользу обоим учреждениям: Академия стала использовать богатейшее собрание в своих научных исследованиях, а музей получил широчайшую возможность дальнейшего пополнения коллекций за счет академических экспедиций и помощь со стороны лучших научных сил страны в обработке и экспонировании собранных материалов. В 1728 г. Кунсткамера переехала из Кикиных палат в новое здание, специально построенное для нее на Васильевском острове по проекту архитектора И. Маттарнови. По преданию, это место выбрал сам Петр I, обратив внимание на две сосны с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями. Эти «деревья-монстры» он приказал срубить, наиболее курьезные части вырезать, а там, где росли сосны, заложить фундамент для музейного здания.
После превращения Кунсткамеры в одно из подразделений Академии наук в ее организационной структуре, в принципах построения и оформления экспозиции произошли кардинальные изменения. Музей был разделен на отделы, в каждом из которых, материал систематизировался и экспонировался согласно классификации, принятой в науке того времени. В н. 1740-х гг. были впервые изданы каталог Кунсткамеры и краткий путеводитель по ее залам. К этому времени в состав музея входили Натурка-мера с Анатомическим театром, собственно Кунсткамера с физическим кабинетом, Мюицкабинет и Императорский кабинет. В залах Натуркамеры экспонировались систематизированные образцы мира природы. Значительная их часть размещалась в шкафах, каждый из которых включал теперь только однородные материалы. Например, тематическая градация анатомических препаратов предполагала деление на «мышцы», «мозги», «органы чувств», «желудок, кишечник и принадлежащие к нему части», «почки и мочевой пузырь» и т.д. Ихтиологические и анатомические препараты демонстрировались главным образом в заполненных спиртом сосудах, расставленных на полочках.
Насекомые чаще всего размещались в остекленных витринах в виде различных композиций. Растения обычно экспонировались вместе с семенами на остекленных планшетах или в витринах, но иногда объединялись в различные композиции, например, в виде ветвистого дерева. Птицы вместе с яйцами и гнездами выставлялись в вертикальных витринах; четвероногие животные были представлены главным образом чучелами, но иногда — скелетами. В состав натуркамеры входил и минералогический кабинет, в семнадцати шкафах которого экспонировались руды, драгоценные камни (российские образцы — отдельно от зарубежных), а также камни, вынутые из внутренностей людей и животных.
В Мюнцкабинете в шкафах особой конструкциии на специальных поверхностях экспонировалось богатое собрание монет и медалей, систематизированное по хронологическому и страноведческому принципам. По тематико-региональному принципу размещались экспонаты в залах собственно Кунсткамеры, то есть отдела, объединившего «искусством сделанные вещи». Представленные здесь коллекции включали «курьезы», изделия из драгоценных камней и металлов, предметы роскоши и повседневного обихода народов России и зарубежных стран всех континентов, за исключением Австралии. Столь обширного и разностороннего этнографического собрания в то время не было ни в одном из европейских музеев, но, к несчастью, пожар 1747 г. уничтожил его почти полностью.
Коллекции Кунсткамеры дополняли картины и гравюры, которые экспонировались без какой-либо системы и служили лишь украшением интерьера. В состав собственно Кунсткамеры входил и физический кабинет, где наряду с астрономическими и геодезическими инструментами демонстрировались различные модели — земные и небесные глобусы, системы мироздания. Самой крупной и знаменитой моделью был так называемый Готторпский глобус, подаренный Петру I герцогом Голштинским. Резко отличался от остальных разделов музея Императорский кабинет, поскольку представлял собой мемориальную экспозицию, посвященную личности Петра I. Экспонаты, относящиеся к личности Петра, стали поступать в музей еще при жизни монарха, но основной их массив появился уже после его смерти: токарные работы и инструменты императора,модели кораблей, предметы личного обихода, например, табакерка из орехового дерева, которая находилась при царе во время его первого заграничного путешествия.
Итак, всего лишь за неполные три десятилетия Петербургская кунсткамера превратилась в один из выдающихся музеев Европы. Кроме богатейших коллекций, классифицированных и систематизированных в соответствии с новейшими научными принципами, ее стали отличать выдержанность экспозиционного стиля, отсутствие перегруженности экспонатами, оформительскими материалами и декоративными элементами. Для наглядности показа в экспозиции широко использовались макеты и модели, что было новым словом в музейной практике того времени. Тесная связь с развивающейся отечественной наукой и мировой культурой стала и впредь неизменной спутницей первого российского музея.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 3478;