Периодизация истории музейного дела
Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.
Уже на ранней ступени развития общества образовался сакральный храм-святилище, – Протомузей - своеобразный медиум человеческой жизни, который являлся не только природным, но и ритуально-символическим пространством, где каждый предмет или изображение несли в себе глубокий культовый и магический смысл. Древний Протомузей выполнял задачу отбора, хранения и передачи наиболее значимых ценностей первобытной культуры, специфическим образом структуровал культурное пространство на этой ранней ступени его развития.
В Античную эпоху собирание предметов культуры и природы возникло в мусейонах, древнегреческих храмах, мусеях. На начальном этапе оно носило сакральный, культовый характер в виде даров богам, когда все предметы культа, через которые сохранялась связь с высшими божественными силами, считались особенными, которые следовало почитать в священных рощах и оберегать для потомков для непрерываемой связи времен, дабы не нарушить нерушимый порядок Космоса. Так появлялись первые коллекции, каждая вещь которых освящалась через мифологически-религиозное сознание, а первыми хранителями-коллекционерами стали особые служители - жрецы.
Процесс становления музея начинается в эпоху Возрождения,в Италии она охватывает период с середины 14 веков и до начала 17 века. Понятие «Возрождение» появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концепции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная «средними веками». Рассматривая Средневековье как простой перерыв в развитии культуры, историки XVI в. считали свою эпоху первым со времен античности периодом возрождения искусства и гуманитарных наук. С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.
Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность. Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.
Музей в эпоху Просвещения в 17-18 вв. Социокультурные изменения, происшедшие в европейском обществе, повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых публичных музеев. В данный период получили заметное развитие образовательные и воспитательные функции коллекций и музеев. Создавались учебные музеи. Появились коллекционеры которые обращали внимание историков на изучение памятников Античности и Средневековья.
Папа Климент XII учредил один из первых публичных музеев - Капитолийский (1734). В Италии были открыты и другие публичные музеи: галерея Уффици во Флоренции. Начиная с 1694 г. во Франции, не в меньших масштабах, чем в Италии, возникали частные коллекции (Безансон), а в последней трети XVIII в. часть таких коллекций в провинциальных городах страны была преобразована в публичные музеи. Однако самые богатые в стране коллекции - королевские - так и не были использованы для создания публичного музея.
Политический и культурный полицентризм Германии способствовал поиску разнообразных форм коллекционирования, который велся при дворах отдельных монархов. Правители крупных государств самим фактом создания коллекций демонстрировали свои претензии на первенство в регионе (Бавария, Пруссия, Саксония). В Речи Посполитой общеевропейская модель коллекционерства получила развитие только в эпоху Просвещения. Солидные коллекции возникли в период правления королей из династии Ваза, но подлинное развитие они получили только после воцарения Станислава Августа IV Понятовского.
В XVIII в. формирование художественных галерей происходило в результате распада архаических музейных структур. Оформлялась новая структура коллекций: экспозиции собраний представляли собой совокупность определенных групп коллекций и коллекционных предметов, связи внутри которых были хорошо продуманы и рационально аргументированы. Развитию деятельности научных коллекций музеев указанного периода способствовало внедрение эксперимента в изучение природы, успехи в развитии математических и природоведческих наук, популяризация научных достижений. Анатомические и зоологические коллекции и музеи были популярны в Голландии. Так, широко известным стал анатомический зал Лейденского университета.
В к. XVIII в. начинает формироваться музейная архитектура в качестве раздела гражданской архитектуры. Более совершенное оформление получают экспозиции музеев и коллекций. Путеводители и каталоги, отражающие их состав, становятся более систематизированными и информативными. Работа по подготовке окончательного оформления публичных музеев проходила именно в этот период, рассмотрение которого важно для лучшего понимания дальнейших судеб музейного дела и коллекционирования. (Британский музей, Кунскамера, Эрмитаж)
В к. XVIII – пер. пол. XIX вв. в музейном деле произошли заметные изменения. Количество публичных музеев существенно увеличилось. Во Франции они перешли под государственное управление. Стали возникать особые профильные музеи, что особенно отчетливо проявилось в многочисленных фактах организации исторических и археологических музеев. Воспитательной функции музеев стало уделяться большее, чем раньше, внимание. Музейная архитектура выделилась как особый вид архитектуры. Развитие музеев художественного и историко-археологического профилей на данном историческом этапе сыграло определенную роль в достижении более полного и глубокого осознания наиболее значительных ценностей европейской цивилизации. Этот процесс совпал с ростом национального самосознания в Европе. С другой стороны, заметное возрастание интереса общественности к музею как явлению культурной и общественной жизни, совпавшее по времени с промышленным переворотом, способствовало сохранению культурного наследия Древнего мира и Средневековья, которое в противном случае могло бы быть утрачено. В это время складывалась непростая «околомузейная» ситуация. Это было связано в первую очередь с тем, что музейные экспозиции, ставшие общедоступными, зачастую оставались непонятными для неподготовленных посетителей новых публичных музеев, которым было трудно ориентироваться в представленных здесь коллекциях: ведь то, что видели в музеях рядовые граждане, к реальной жизни имело весьма далекое отношение.
В Париже были открыты, в основном на базе королевских коллекций, национальные музеи: Музей искусств во дворце Лувр, Музей естественной истории, Консерватория искусств и ремесел (науки и техники), Музей артиллерии.
Активное воздействие на развитие музейного дела во вт. пол. XIX – н. XX вв. оказал набиравший силу в Европе и Северной Америке научно-технический прогресс. На этом фоне продолжалась специализация музеев; в разных странах разворачивались промышленные, художественные и торговые выставки, которые нередко стимулировали создание новых музеев. Развитие музейного дела во вт. пол. XIX – н. XX вв. стимулировало становление профессии музейного сотрудника. В музеях появились штатные должности хранителей музейных коллекций. Их обычно занимали ученые - специалисты в конкретных областях естествознания, техники, гуманитарных наук, связавшие свою деятельность с работой в музеях. В этот период начинается профессиональная подготовка хранителей музеев в Школе музейных работников при музее Лувра. Возникают первые музееведческие объединения, среди них Музейная ассоциация в Великобритании (1888), такая же ассоциация в США (1906), Музейное общество в Германии (1917). Были созваны съезды музейных работников (Мангейм, Германия, 1903; Москва, 1912); на них обсуждались актуальные вопросы работы музеев.
Музейное дело в 1918-1945 гг.После завершения Первой мировой войны наступило естественное оживление в области музейного дела. Этому способствовали демократизация общественной жизни и либерализация политики правящих кругов многих стран. В условиях послевоенных хозяйственных трудностей, испытываемых государствами-участниками войны, на художественный рынок Европы, отличающийся давними музейными традициями, оказалось выброшено немало культурных ценностей. Многие коллекционеры и музеи Германии и Австрии также были вынуждены продать значительную часть принадлежащих им произведений искусства, и в первую очередь - коллекционерам и музеям США.
Между двумя мировыми войнами количество музеев во многих странах мира возросло. По-разному развивалось музейное дело в странах с различным политическим устройством. В Италии и Германии с приходом к власти тоталитарных режимов оно оказалось поставленным на службу фашистской, нацистской идеологии. Развязанная германским нацизмом мировая война нанесла огромный ущерб музеям и собраниям европейских стран. Нацисты организовали крупномасштабный грабеж имущества музеев и частных коллекций в оккупированных Германией странах. Около 20 тыс. произведений искусства перешло в личную собственность Гитлера. Они предназначались для Музея фюрера, строительство которого предполагалось начать в австрийском городе Линце (Австрия). Немецкие войска и оккупационные власти уничтожили или повредили многие музеи и музейное имущество в оккупированных странах. В Польше гитлеровцами были закрыты все музеи. Многие из них перестали существовать ибо вследствие военных действий, либо потому, что экспонаты из них были вывезены или уничтожены, а здания попользовались оккупантами для собственных целей.
В странах Европы с либеральным политическим устройством музейное дело развивалось по традиционному пути. Тем не менее в музеях наметился поворот от воспевания достижений техники к гуманизации содержания подготавливаемых к демонстрации экспозиций. Вторая мировая война нанесла серьезный урон сохранности многонационального культурного наследия во многих странах и поставила перед мировым сообществом задачу создания организации по охране культурного достояния, которая бы действовала на межправительственном уровне.
Музейной дело с середины XX - XXI вв.После Второй мировой войны во всем мире стала остро ощущаться потребность в короткий срок возместить ущерб, нанесенный музеям, находившимся на территориях, которые стали театром военных действий, и восстановить поврежденые и разрушенные музейные здания и коллекции. В 1946 г. была создана межправительственная Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) как специализированное учреждение ООН. Цель ЮНЕСКО - содействие миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Музеи и памятники истории и культуры стал курировать Отдел культурного наследия ЮНЕСКО, размещающийся в Париже и издающий ежеквартальный журнал «Музеум». После Второй мировой войны музейное дело в странах с традиционно либеральными политическими режимами продолжало развиваться. В Великобритании в первые послевоенные годы появился новый тип музеев - сельскохозяйственные фермы-музеи. С повышением интереса к памятникам истории техники и экономики возникли новые музеи промышленной археологии.
Сегодня в мировом культурном пространстве сложилась сложная и разветвленная музейная система, которая призвана формировать и организовывать отношения между нашим современником и культурным наследием человечества. Ее становление, охватывая практически все предметное разнообразие мира, происходило на протяжении нескольких столетий. Как социокультурный институт музей стал необходимой составной частью современного общества. В условиях складывающегося сегодня плюрализма в сфере культуры важно, чтобы музей, используя присущие ему публичность и общедоступность, работал в режиме диалога, проявлял столь необходимую в этих условиях толерантность и по возможности четко определял тот круг лиц, для которых его существование необходимо и полезно.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 7705;