Определение музееведения. Структура, объект, предмет, метод
Музееве́дение (или музеоло́гия;) — научная дисциплина, появившаяся в к. XIX в. и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. Музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. Взаимодействуют в музееведении, прежде всего профильные дисциплины, а также педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение. Музееведение – это формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов.
В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов. Сторонники институционального подхода считают, что предмет музееведения – это музей как социокультурный институт. Оппоненты институционального подхода считают, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он – всего лишь организационный центр. Предметом музееведения они полагают музейный предмет как феномен, поэтому подобная система воззрений получила название предметный подход.Существует и так называемый комплексный подходк пониманию предмета музееведения. З. Странский, который ввел понятие «музейность» и сформулировал теорию специфического («музейного») отношения человека к действительности. Музееведение, по его мнению, находится выше музея.
Объектом музееведения является музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях. В российской науке сторонником комплексного подхода был A.M. Разгон, который определил предмет музееведения следующим образом: «Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций».
Музееведение пользуется методами, заимствованными из гуманитарных и естественных наук (методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии; рентгенография, спектрография и др. методы естественных наук; методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; экспериментальные методы, в том числе исторический эксперимент; метод моделирования и др.). В то же время, будучи интегрированы в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы выступают в совокупности, не свойственной другим наукам и, таким образом, приобретают новое качество.
Музееведение как формирующаяся научная дисциплина находится в стадии выработки собственного языка. В арсенале музееведческого понятийного аппарата сегодня присутствуют термины, заимствованные из других областей знания; термины заимствованные, но адаптированные к исследовательским задачам музееведения и приобретшие в контексте музееведения значение, отличное от изначального; наконец, собственные музееведческие термины, не встречавшиеся в языке других наук. Однако в настоящее время необходима корректировка и унификация понятийного аппарата на новом уровне.
Структура музееведения.В музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы.
История и историографияисследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях; музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки.
Теориясостоит из четырех составных элементов.
1. Общая теория музееведенияпознает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев.
2. Теория документированияизучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание.
3. Теория тезаврирования – это теория научно-фондовой работы; она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержащейся в них информации, то есть с исследованием музейных предметов, их учетом и сохранением.
4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев.
Музейное источниковедениезанимается исследованием музейных предметов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций.
Прикладное музееведение включает в себя три раздела.
1. Научная методикаохватывает все формы музейной деятельности. Существуют общие и специальные методические исследования. Общие методики относятся ко всей совокупности музеев.
2. Техника музейной работы исходит из научных методик и занимается проблемами, связанными с проектированием музейных зданий, техникой экспонирования различных типов музейных материалов, техническими средствами передачи информации, техникой исследования физического состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией.
3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью связаны с вопросами менеджмента и маркетинга.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 2943;