Социально-культурные функции музеев
Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во второй половине XX в., в так называемый музейный бум. В России впервые это произошло в 1970-е гг. Тогда же и появляется понятие музейной коммуникации, что означает «процесс общения посетителя с музейным предметом» (Д.Камерон). Сформировавшийся тогда коммуникационный подход заключался в рассмотрении посетителя как участника коммуникации, собеседника и партнера музея, а не просто пассивно получающего информацию. Экспонаты здесь выступают средством общения посетителя с музеем. Цель этого общения не получение знаний, а эстетическое восприятие.
Появляется термин культурно-образовательная деятельность музея, что изменило роль музея в обществе. Начинается поиск новых приемов и способов подачи материала, разрабатываются новые культурно-образовательные программы, направленные на привлечение различных категорий посетителя. Это способствовало интеграции музея в современный социум. Иными словами, музей становится не просто местом хранения, сбора, реставрации и популяризации культурных ценностей, он становится на службу обществу, берет на себя миссию организации отдыха и развлечения людей, а также образовательную миссию. Появляются новые типы музеев, основанные на нематериальном наследии, способствующих сохранению ритуалов, традиций, обычаев, ремесел. Разрабатываются новые способы привлечения посетителей, новые формы работы с ними. Цель - воздействие на эмоциональное восприятие. Чтобы понять запросы посетителя проводятся социологические исследования, которые включали в себя опросы посетителей, анкетирование, наблюдение. Появляется маркетинг-продвижение музейного продукта.
Социальные функции музея, исторически формирующиеся и изменяющиеся формы общественного назначения/использования музея как многофункционального учреждения, реализуемые в основных направлениях музейной деятельности. В музееведении выделяют основные С.ф.м.: 1) функцию документирования явлений и процессов в природе и обществе посредством сохранения и освоения культурного и природного наследия; ряд музееведов подразделяет ее на функции документирования, хранения и исследования; 2) функции образования и воспитания. В кон. ХХ в. в связи с акцентированием роли человека как субъекта коммуникации музейной исследователи признали за музеем также функции рекреационную и коммуникативную. В современном музееведении выделяются также: репрезентативная, информационная, эстетическая, экономическая и другие функции. Проблема С.ф.м. является предметом дискуссий.
Музей призван решать социальные задачи,выступая собирателем, хранителем и популяризатором культурного наследия. В этой миссии проявляются основные социально-культурные функции
музея: научно-документальная, охранная, исследовательская, образовательно-воспитательная.
Названные функции являются наиболее часто встречающимися в музейной работе, что дает основание назвать их базовыми функциями, присущим музеям любого типа. Данные функции дополняются рядом других: аксиологическая, информационная, эстетическая, коммуникационная, идеологическая, познавательная, развивающая, популяризаторская, развлекательная. Существует мнение, что весь этот многообразный спектр является производным
от двух основных функций — документирования и образовательно-воспитательной функции. Происходящие под влиянием исторических процессов перемены постепенно меняют условия формирования социокультурной среды, что, ведет к поискам новых форм музейной деятельности.
Характеризуя современную социокультурную ситуацию как противоречивую и изменчивую,
многие исследователи отмечают в российском обществе кризис национальной идентичности, необходимость преодоления которого признается очевидной. Таким образом, музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение. Возрастает роль частных музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной самоидентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Отражая изменения в обществе и культуре, частные музеи в современном мире переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Современные частные музеи, благодаря большей гибкости в организации работы, по сравнению с государственными музеями, являющимися более консервативными учреждениями, а также, благодаря широчайшему спектру узконаправленных тематик коллекций, фактически становятся центрами образования, коммуникации, сохранения культурного наследия региона и творческих инноваций. Появление и развитие новых видов и форм музейной деятельности обусловлено глубоким пониманием создателей частных музеев специфики современного музейного мира: сегодня недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание деятельности музея как социокультурного института и важнейшего ресурса развития территории.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 3744;