Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея XXI в.

Коммуникация (лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выст­раивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо но­сителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в пря­мой контакт, коммуникация осуществляется посред­ством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие воз­можности для субъекта понять ту информацию, ко­торую он получает.

Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во вт. пол. XX в., в так называемый музейный бум. Тогда же появляется понятие музейной коммуникации, что означает «процесс общения посетителя с музейным предметом» (Д.Камерон). Сформировавшийся тогда коммуникационный подход заключался в рассмотрении посетителя как участника коммуникации, собеседника и партнера музея, а не просто пассивно получающего информацию.

На сегодняшний день коммуникационный подход принадлежит к числу основных направлений музееведческой мысли. В наиболее общем виде коммуникационный подход в музееведении характеризуется рядом принципов, задающих особый взгляд на музейную действительность.

1. Антропоцентричность или гуманитарный подход, который ставит во главу угла человека.

2. Культурологический подход, который предполагает, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы, независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметно-пространственные «послания» - как культурные (или метакультурные) тексты.

3. Диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции. Поэтому конституирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов» или культурно-историческая дистанция.

4. Аксиологический подход, исходящий из представления, что межкультурное общение является в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий, а иные ее аспекты (обучение, передача информации, знаний и т.д.) - как подчиненные.

Уровни музейной коммуникации - те коммуникационные каналы, по которым осуществляется передача и расшифровка культурно-значимой информации в соответствии со спецификой музейного отношения к действительности (в основу которой положено постижение информационного потенциала, заложенного в предмете). Можно выделить два основных уровня музейной коммуникации: уровень «внешней» коммуникации и уровень «внутренней» коммуникации. Эти уровни отражают специфику самого процесса изучения музейных предметов и их дальнейшего представления. Уровень «внутренней» коммуникации связан с подготовкой самого музейного пространства, а уровень «внешней» коммуникации с его постижением и интерпретацией посетителем.

К «внутренним» уровням относятся:

- уровень коммуникационной связи предмета музейного значения и его исследователя, связанный с раскрытием различных сторон информационного потенциала, заложенного в музейном предмете. К данному уровню следует отнести такие направления музейной деятельности, как комплектование, научно-фондовая и научно-исследовательская работа, но может захватывать другие направления.

- уровень коммуникационной связи музейного предмета и создателей экспозиции, выявляющих возможности эмоционально-эстетического воздействия всего комплекса предметов, является следующим уровнем «внутренней» коммуникации. В данном случае, сам процесс коммуникации связан с преобразованием сгруппированных и систематизированных на первом уровне музейных предметов в единое контекстуальное пространство, призванное служить одним из каналов историко-культурной коммуникации.

Экспозиция традиционно является основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый экспонат логично дополнял другой. Экспозиция как основное средство музейной коммуникации связана с процессом организации восприятия посетителями информации, содержащейся в ней. Важным при этом является стремление к достижению адекватного взаимопонимания между зрителем и организаторами выставки.

Для усиления эмоционального переживания экспозиции используются различные аудиовизуальные средства, их задача - активизация внимания и творческих способностей посетителей. Кроме того, музеем разрабатываются специальные программы: просмотр световых карт, слайдов, кино- и видеофильмов, создаются залы с использованием видео- и звукозаписи. Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Мультимедийные системы могут быть ограничены отдельными интерактивными киосками или представлять собой специальные информационные зоны, включенные в музейную компьютерную сеть, могут являться мультимедийными инсталляциями, полностью интегрированными в выставочное пространство. Таким образом, можно отметить активное привлечение средств, усиливающих эффективность коммуникационного взаимодействия, и, следовательно, определенную внутреннюю динамику самого уровня музейной коммуникации, необходимость выработки стратегий, задающих направления и специфику реализации экспозиционной коммуникации в современном музее.

Коммуникационные уровни изучения музейного предмета и его организации в экспозиционном пространстве направлены на реализацию следующего уровня:

- уровня коммуникационной связи комплекса музейных предметов и музейного педагога, экскурсовода, психолога, стремящегося содействовать погружению в историческую среду, осуществлению трансляции культурных традиций. Этот уровень является логическим звеном в реализации единого коммуникационного процесса, так как усилия по изучению и представлению музейных предметов находят дальнейшее развитие в подготовке к их интерпретации посетителем.

Три уровня внутренней коммуникации направлены на осуществление «внешней» коммуникации, связанной, преимущественно, с экспозиционной и образовательной деятельностью музея. Этот процесс также имеет три основных уровня, смыслом которых является актуализация культуры и ее дальнейшая интерпретация. Центральным компонентом, в данном случае, будет являться посетитель и процесс его взаимодействия с музейным пространством. Если музейный предмет (ядро «внутренних» уровней музейной коммуникации) исторически задает основу музейного собрания, то посетитель (ядро «внешних» уровней музейной коммуникации) является, в свою очередь, главным субъектом музейной деятельности.

К «внешним» уровням коммуникации относят:

- уровень коммуникационной связи предмета и посетителя - интерпретатора, предполагающий умение «воспринимать» музейный предмет, постигать его свойства. Требования к посетителю - субъекту коммуникации - постоянно изменяются. В последнее время внимание ученых-музееведов все чаще обращается к анализу, казалось бы, общепринятой дефиниции «посетитель». Связано это с тем, что аудитория музея рассматривается уже не только как объект культурно-образовательной деятельности, но как принципиально необходимый партнер музея. Соответственно, считают специалисты, необходимо пересмотреть фундаментальное понятие «музейная аудитория», соотнести его с понятиями «посетитель», «зритель», «визитер», «партнер» и выделить наиболее значимые смысловые компоненты, вкладываемые в понятие «аудитория» в соответствии с развитием теории музейной коммуникации.

Обращение к экспозиционному пространству связано с реализацией следующего уровня «внешней» коммуникации.

- уровень коммуникационной связи экспозиционного комплекса и посетителя - интерпретатора, предлагающий посетителю моделировать область средних значений. Уникальное музейное пространство требует умения осмыслить его; оно ориентировано на творческий потенциал человека, его инициативу. Причем, творчество понимается не просто как основной принцип постижения музейного пространства: в музейном пространстве это творчество воплощается в его «распредмечивании». При «чтении» музейного пространства происходит процесс адаптации человека в пространстве культуры, так как человек обращается к творческим ценностным ориентациям.Посетитель в музее играет активную роль, наряду с научным сотрудником и художником (создателями экспозиции) он участвует в «пьесе» музейной экспозиции. Человек взаимодействует с пространством культуры, погружается в него, обращается к культурной доминанте системного целого «архитектоники» человеческого бытия.

Тем не менее, посетителю зачастую требуется помощь в осмыслении музейного пространства, подготовка к его восприятию. На решение этих задач направлены усилия музейных педагогических технологий и, соответственно, еще один уровень музейной коммуникации.

- уровень коммуникационной связи посетителя и интерпретатора - профессионала, ориентированный на реализацию процессов, осуществляющихся в направлениях образовательной деятельности музея.

Составной частью каждого из «внешних» уровней является уровень коммуникационной связи посетителя и социолога - исследователя музейной аудитории, связанный с изучением ценностных ориентаций и духовных потребностей аудитории для грамотной разработки прикладных технологий взаимодействия в музейном пространстве. Таким образом, можно говорить об особой области социологии - музейной социологии, которая изучает ценностные ориентации, духовные потребности аудитории и, соответственно, эффективность музейной работы.

Современные социологические исследования проводятся, традиционно, по трем основным направлениям: изучение потенциальной аудитории в целом, ее культурных установок, изучение мотиваций посещаемости музея, изучение обратной связи. Анализ аудитории, проводимый в музеях, включает: изучение основных параметров для характеристики музейной аудитории (социально-демографический признак, образовательный уровень, возраст, пол, проявление активности - реальная и потенциальная аудитория, постоянная и нестабильная, степень подготовленности к восприятию), изучение динамики музейной аудитории (наблюдения, социологические исследования).

Перечисленные аспекты охватывают области, связанные с изучением музейной аудитории, исследованием «обратной связи». Однако в последнее время границы музейной социологии расширяются: связь между музеем и аудиторией рассматривается не только как последовательно развивающаяся (при которой сначала создается музей, экспозиция, выставка, а потом анализируется ее восприятие), но как взаимодействие, когда образ музея формируется его ожиданием будущих поколений. Музейную социологию интересует и «проектный» посетитель, а социологические исследования становятся важным инструментом повышения эффективности музейной деятельности. Данный уровень музейной коммуникации непосредственно связан со всеми остальными уровнями, как «внутренними» (анализ потенциальной аудитории, прогнозирование возможного восприятия экспозиции и т.д.), так и «внешними» (изучение запросов аудитории, определение перспектив музейно-педагогической работы и т.д.). Он реализует общие задачи музея, принимающие в каждом направлении музейной деятельности конкретную форму в зависимости от частных задач направления. Сфера его действия - предварительное или опосредованное выявление «обратной связи», уровень эффективности музейной работы с посетителем.

Перечисленные уровни коммуникации охватывают все основные направления музейной деятельности, более того, они, в значительной степени, определяют направленность этой деятельности, задают ее стратегии, охватывающие как область «внутренней», «скрытой» коммуникации, связанную с «подготовкой» музейного пространства - документированием и тезаврированием, так и область «наружной», явной коммуникации, ориентированную на демонстрацию созданных музеем визуальных, актуализированных моделей культуры.

Коммуникативные технологии в музееведении на современном этапе. Проблема современной музейной коммуникации состоит в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителя к объектам; т.е. музейная коммуникация - это способы подачи своеобразных сообщений. Существуют две проблемы: во-первых, массовое восприятие культуры, массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых, по большому счету, совершенно иной - не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете (событии) и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность (и такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков); во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея.

Эти проблемы можно решить, применяя новые технологии, оснащение, мобильные экспозиции, интернет-коллекции и т.д., но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института.

Таким образом, к музейной коммуникации, в рамках современного информационного общества, можно отнести:

- наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей, выходит и работа со «зрителем»);

- современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа);

- экспонирование предметов - более интересное и качественное, музей должен быть «подвижен» - постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации;

- технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, необходимы программы, рассчитанные на разные группы «зрителей», в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации;

- определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, к примеру, у Русского музея);

- позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), музей должен быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство.

Музеи обслуживают абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей и студентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми.

Наряду с традиционными формами научно-просветительской деятельности музея - экскурсиями, лекциями, большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко-этнографической и экологической направленности. Чтобы привлечь внимание посетителей, музеи выпускают книги, буклеты, брошюры. Во многих музеях организованы сувенирные лавки, что позволяет оставить не просто приятные впечатления у посетителя, но и предмет, который будет напоминать о посещении музея. Некоторые музеи используют анкеты посетителей, которые позволяют, во-первых, узнать мнение посетителей, а во-вторых, поддерживать связь с посетителями. Например, в картинной галерее имени Б.М. Кустодиева в Астрахани используется такая форма общения с посетителями, причем работники картинной галереи осуществляют смс-оповещение посетителей о предстоящих выставках, тематических вечерах и других мероприятиях.

Музеи задействуют тактильный канал коммуникации. Создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности. Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев», как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию.

Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Уникальная современная музейная среда включает в себя все новые и новые типы музеев, в которых могут отсутствовать традиционные типы организации экспозиции. Это и интерактивные музеи, музеи одного экспоната, экомузеи, музеи под открытым небом. Многие современные населенные пункты представляют собой единое музейное пространство: это и мегаполис Санкт-Петербург, и небольшие города Золотого Кольца.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникационных нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов.

Итак, восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникаци­онных нарушений и в целях выработки «общего взгля­да на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания пред­метов. Необходимы также социологические и психо­логические исследования в рамках «музей и посети­тель», которые позволяют музеям устанавливать «об­ратную связь» со своей аудиторией.









Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 4701;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.