Проекция творчества и искусства на схему психологических типов
Нередко творчество и искусство отождествляют. На самом деле творчество и искусство представляют собой единство противоположностей.
Творчество есть логическое осознание интуитивно воспринятых образов реального мира.
Искусство есть способ изображения творчества. Творчество подразумевает сотворение нового, а искусство изображает это новое разными формами.
Вначале возникает индивидуальное творческий процесс. При этом искусство почти не требуется. Потом роль искусства увеличивается в связи с необходимостью донесения результата творения до других людей (масс). Чем сильнее творческий процесс, тем слабее выражено искусство и наоборот. Чем, больше стремится человек к творческому процессу, тем меньше думает об искусстве. Между творчеством и искусством такое же взаимоотношение как между композитором и пианистом исполнителем, архитектором и строителем, режиссером и артистом и т.д.
Творчество связано с сотворением, а искусство – с представлением. Творчество основывается на стабильной связи и согласованности логики и интуиции, а искусство – на их случайном смешивании. Творчество реально, а искусство ирреально, иррационально, иллюзорно. В каждом творчестве есть доля искусства и наоборот – в каждом искусстве есть доля творчества (индивидуальности).
Чистое творчество – это индивидуальное состояние гармонии или процесс осознания чувства гармонического сочетания с закономерным началом природы.
Чистое искусство – это механическое повторение (абсолютный порядок, жесткость) или хаотичное перемешивание (абсолютный беспорядок, абстракция, калейдоскоп).
В худшем случае искусство может в сильной степени оторваться от творчества и стать чисто исполнительским (ремеслом) или чисто иррациональным (чудачеством).
В этом случае искусство основывается на пространственно-временных образах, возникающих в результате повышенной чувствительности к внутренним или внешним раздражителям и представляет собой импульсивную и непосредственную реакцию на эти случайные раздражители. Эти образы не имеют отношение к гармонии природы и не могут служить созиданию.
Творчество может быть только созидательным, а искусство может быть как созидательным, так и разрушительным.
Анализ творчества и искусства облегчается с помощью схемы психологических типов на основе асимметрии мозга.
При гармоническом сочетании логики и интуиции усиливается творческий процесс (приближение к реальности). При случайном смешивании логики и интуиции усиливается процесс искусства (приближение к иллюзии).
Творческий процесс красив в связи с гармонией реального мира. Искусство иллюзорно красиво. Мир иллюзий очень красив и манит своей непредсказуемостью, неповторяемостью, ирреальностью и иррациональностью.
В целом к творческому процессу более склонны гармоничные психологические типы (LIS), а к искусству – хаотичные (LID).
Интуитивные стабильные психологические типы (IS) склонны к стратегии творческого процесса и его целостному восприятию.
Логические стабильные психологические типы (LS) более склонны к тактике творческого процесса и его дифференцированному анализу.
Логические дестабильные психологические типы (LD) более склонны к исполнительскому искусству (ремеслу).
Интуитивные дестабильные психологические типы (ID) более склонны к иррациональному искусству (чудачеству).
На рис.2.2. приводится проекция творчества и искусства на обобщенную схему психологических типов.
Рис.2.2. Проекция творчества и искусства на обобщенную схему психологических типов.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1087;