СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ПРЕССЫ
Вопрос о социальных функциях прессы является одним из наиболее сложных в теоретической журналистике.
Социальные функции - это наиболее обобщенные задачи, решаемые прессой для удовлетворения основных общественных потребностей. Постановка вопроса о функциях предполагает поиск ответа на вопрос, зачем обществу нужна журналистика, каковы основные, стратегические задачи прессы в ходе осуществления социального прогресса.
В печати коммунистической эпохи этот вопрос был предельно ясен и сводился к формулировке: “Печать есть не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор масс”. Применительно к условиям единовластия партии, нацеленной на захват и насильственное удержание политической власти и осуществляющей авторитарное (а в отдельные периоды и тоталитарное) руководство жизнью общества - такая формулировка представляется идеальной. На протяжении десятилетий партийно-советская печать действительно была превосходным проводником идей партии - от РСДРП до КПСС - в массы.
Но в демократическом обществе пресса не является простым передаточным механизмом от партийного штаба к населению. Механизмы социального управления таким обществом (точнее говоря - его самоуправления) в таковы, что в них СМИ призваны сами стать мощным субъектом социального управления - иначе нарушаются основополагающие законы функционирования этого общества, и в частности закон свободного обращения информации. С развитием демократических начал в жизни народа и государства происходит постепенное упрочение новой, социально ответственной модели прессы - и это не может не означать коренного изменения ее функций в общественно-политической жизни.
Очевидно, что журналистика, прежде чем распространять общественно значимую информацию, должна вначале обрести ее. Пресса не может существовать, не познавая ежедневно окружающий нас мир. Общество также крайне заинтересовано в этом. Человечество и его отдельные общности (страны, нации, классы) с помощью прессы лучше узнают себя, уясняют суть своих актуальных проблем. Не зря в США журналистов называют “watch dogs” - “сторожевыми псами”: они чуют перемены в обстановке лучше других, и в этом качестве приносят нации больше пользы, чем “комнатные собачки” из газет и ТРК, работающих в угоду своим учредителям и познающие не столько мир, сколько желания своих хозяев.
Познание, как известно, проходит две стадии: анализа и синтеза.
На первой пресса изучает обстановку, рассматривает причины, ход событий, их последствия.
Для этого журналистика располагает собственным аппаратом - высококвалифицированными творческими работниками, которые постоянно, в силу своего призвания, образования, опыта и служебных обязанностей изучают жизнь, познают окружающую действительность, анализируют собранные ими сведения.
В случае необходимости пресса обращается за помощью к науке или искусству, которые также самостоятельно осуществляют познание мира - соответственно в виде научных знаний или художественных образов, через “рацио” и “эмоцио”. Наконец, мифологическим (но для миллионов верующих единственно верным) есть и путь познания мира через познание Бога, и пресса также использует этот путь.
На основании обретенных знаний на второй стадии происходит создание, синтезирование из исходного материала чего-то нового. В масштабах общества, в контексте вопроса об основных социальных функциях журналистики это новое есть масса подготовленных к опубликованию материалов, заключающих в себе суммарное знание, предлагаемое всей прессой мира всему миру - то есть необходимая обществу социально значимая информация.
Таким образом, первой из основных социальных функций журналистики есть познавательная функция в ее двух стадиях - анализа и синтеза. В результате ее осуществления создается некая масса готовой интеллектуальной продукции: подготовленные к печати или к выходу в эфир журналистские произведения в виде статей, корреспонденций, репортажей, отснятых и смонтированных сюжетов, сверстанных полос и т.п.
Обществу необходимо, чтобы вся эта масса готовой к распространению социально значимой информации поскорее покинула стены редакций и чтобы возможно большему числу людей была предоставлена возможность с ней ознакомиться.
Поэтомувторая основная социальная функция журналистики - коммуникативная (или посредническая, медиативная) - заключается в широком распространении журналистской продукции в обществе. Именно здесь происходит таинство превращения социально значимой информации в информацию массовую. Здесь отчетливо проявляется роль журналистики как посредника, “медиатора” между фактом и аудиторией (отсюда и английское название СМИ - масс-медиа). Разумеется, этот процесс не может осуществляться без технических средств массовой информации - типографий, телецентров, радиодомов, без служб экспедирования. Именно они обеспечивают выполнение прессой ее главной задачи - быть всепроникающей инфраструктурой общества, дойти до всех и до каждого из всех.
Ежедневно миллиардные тиражи газет, ежесекундно тысячи телерадиокомпаний обращаются к людям с новостями, комментариями, призывами и т.п. Слышит ли их человечество и отдельный человек? Общество заинтересовано в том, чтобы журналисты были услышаны, ведь они в массе своей несут в мир слово правды, добра и справедливости. Их труд должен привести к положительным изменениям в социальном процессе, к развитию общества по пути прогресса.
Но они становятся активными участниками окружающей жизни только в том случае, если результат их труда не просто доставлен аудитории, но прочитан, увиден, услышан читателями, телезрителями, радиослушателями. Потребленная социально значимая информация становится социальной информацией.
Поэтому третья основная социальная функция прессы - конструктивная (или созидательная) - заключается во внедрении журналистской продукции в массовое сознание и получении в результате определенного социального эффекта.
Ведь, в конечном счете, именно ради этого и трудится журналисты во всем мире.
Вся их работа может оказаться бесполезной, если, в силу различных причин, информация не будет потреблена аудиторией. Если читатель не прочитал, телезритель на увидел, радиослушатель не услышал адресованный ему текст - при всей будничности подобного события на самом деле происходит трагедия: ум, талант, интеллект автора пропали втуне, оказались никому не нужны.
Такое положение нельзя признать нормальным. Общество не заинтересовано в том, чтобы журналистика работала вхолостую. Ход событий должен быть иным: в идеале каждый экземпляр газеты должен быть прочитан, каждая передача увидена или услышана теми, кому они адресованы. Добиться этого в реальной жизни невозможно, и в складывающейся конкурентной борьбе пробиться к аудитории сможет тот, кто умнее, талантливее, кто умеет и знает больше других.
Следовательно, не дошедшее до адресата и не воспринятое им сообщение не может называться информацией как не осуществившее конструктивную функцию журналистики.
Сущность конструктивной функции выражается в двух терминах, чрезвычайно актуальных для прессы: эффективность и действенность. Многие ученые, объединяя эти понятия, говорят также о результативности прессы - однако есть и другая точка зрения: наряду с воздействием на массовое сознание и сферу социального управления следует различать и реальные последствия публикаций, например, ремонт дороги, отстранение бюрократа от должности и т.п. - и эти-то изменения и надо считать результативностью. В связи с бурным развитием рекламы значение термина “результативность” начинает переходить в новое качество, им при подписании договоров на рекламные кампании все чаще обозначают динамику движения товара после рекламирования или, наоборот, время, за которое предназначенный к продаже товар “уйдет” после выхода в свет рекламного материала. Однако здесь, скорее, следует говорить о результативности рекламы, а не журналистики. В науке остается открытым вопрос о том, является ли результативность суммирующим показателем эффективности и действенности, или это отдельная категория со своими сущностными характеристиками.
Эффективность СМИ понимается как изменения в познаниях, образе мыслей или в социальном поведении людей после ознакомления с прессой. А действенность проявляется в тех конкретных изменениях, которые происходят в результате выступлений СМИ в системе социального управления. Поэтому существуют два пути реализации конструктивной функции прессы.
Первый, органично присущий ей, - через механизмы массового сознания. Журналисты напрямую обращаются к миллионам людей с известными им фактами, оценками и эмоциями, и в результате люди корректируют, изменяют свое отношение к миру, отдельным жизненным коллизиям, корректируют свое социальное поведение. Это первый и главный способ воздействия прессы на социальный процесс. Минимальный “квант” или “неделимый атом” эффективности - прочтение одним человеком одной публикации. Чем больше аудитория, объем издания или эфирное время ТРК - тем выше его влияние на общественное мнение и тем, стало быть, выше эффективность.
Второй, также имеющий немаловажное значение, но все же свойственный и другим видам человеческой деятельности, например, юриспруденции, - влияние на социальный процесс через механизмы социального управления обществом: органы власти, политические партии и т.п. Действия, предпринятые ими в результате влияния на них прессы, напрямую изменяют ход событий. Например, если газета обращается в правительство или органы местной администрации с официальной просьбой обратить внимание на публикацию или письмо в редакцию и принять по ним меры - она становится именно на второй путь. Если же такие меры будут приняты - можно говорить о действенности., а если они приведут и к реальным переменам - то и о результативности
Приведенная ниже схема наглядно (хотя и упрощенно) поясняет, каков механизм обретения, обработки и массового распространения социально значимой информации - а также его влияния на социальный процесс.
ж н и р
|
|
|
р у к л
н. к у и
а с г.
|
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3618;