Экологическое воспитание

Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой. Только владея этой культурой, человек в качестве существа разумного способен рационально, конструктивно ставить и решать свои жизненные и общественные задачи природопользования и природовосстановления, давать адекватную оценку самому себе, своей экологической деятельности, поведению в природе, сложившейся экологической и социокультурной ситуации. Ядро экологической культуры составляют цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Ответственность отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, представляющее единство рационального и эмоционального, гармоническое сочетание разума и чувств.

Ответственность за состояние и сохранение окружающей среды представляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользования; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов биосферы; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу – сферу разума; органическое единство совершенного экологического сознания личности и ее эмоциональной отзывчивости к природе, к экологическим проблемам, поведения и деятельности в природе.

 

В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты:

мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;

аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;

гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;

этический(нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);

операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;

эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.

Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде.

 

Понятие «экологической деятельности» впервые ввел в научный обиход А.Д.Урсул (1983).

Если сама по себе деятельность есть специфически социальный, человеческий тип отношений к действительности вообще, то экологическая деятельность как ее составная часть выражает аспект отношения только к природе. Экологическая деятельность заключается во взаимодействии человека, общества с окружающей природной средой. Все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т.е. экосредой, приводящие к определенным экологическим последствиям (позитивным или негативным) составляют содержание экологической деятельности.

Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.

 

О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по её системным и функциональным критериям. Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом. Функциональные критерии – это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры.

Системные критерии экологической культуры: адекватность экологического сознания и поведения личности; субъектность в экологической деятельности; осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации; способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой; гуманное отношение к людям, к окружающей природе; творчество в экологической деятельности; самооценка своей деятельности и поведения в природе; гармония разума и чувств; способность к актуализации экологических знаний и умений; соразмерность компонентов экологической культуры личности.

Функциональные критерии экологической культуры: мотивы поведения и деятельности в природе; представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; представления о природе как общечеловеческой ценности; представления о самоценности природы; глубина и системность экологических знаний; система научных экологических знаний; знание экологических проблем современности; оценка современной экологической ситуации; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; знание норм и правил поведения в природе; проявление знаний о нормах и правилах поведения в природе в поведении и деятельности; способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности; спектр экологических умений и навыков; владение технологиями экологической деятельности; умение рассказать о различных технологиях взаимодействия человека и природы; проявление широкого спектра эмоций при общении с природой; проявление воли в решении локальных экологических проблем; положительный эмоциональный фон экологической деятельности; потребность в познании окружающей природы; потребность в общении с природой и другие.

 

Признаками экоцентризма являются:

n ориентированность человека на экологическую целесообразность;

n отсутствие противопоставления человека и природы;

n восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

n баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Экоцентризм является альтернативой антропоцентризма, господствующего сегодня в практике работы многих учреждений образования. Антропоцентризм характеризуется такими признаками, как:

· человек как высшая мера всех вещей;

· природа как собственность человека;

· противопоставление человека и природы;

· восприятие природы как объекта воздействия человека;

· прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

 

Исходя из понимания общего смысла категории «педагогическое средство», природу как педагогическое средство можно определить как совокупность материальных и духовных объектов и явлений природы, непосредственно целенаправленно используемых педагогом для развития учащихся (в педагогическом процессе).

«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах», – подчеркивал в «Великой дидактике» Я.А. Коменский.

Природа как педагогическое средство непосредственно находит свое вещественное выражение в педагогическом процессе в следующих аспектах:

§ компонентах природы (вода, воздух, почвы, растения, животные, минеральные ресурсы и т.д. непосредственно используются педагогом в педагогическом процессе для организации разнообразных видов деятельности учащихся);

§ растениях (произрастающих в естественной природе; сельскохозяйственных культурах; комнатных растениях);

§ предметах жизнедеятельности растений (листья, коряги, кора, лепестки цветов, шишки, семена, высушенные растения и т.д.);

§ животных (диких животных, обитающих в естественных природных условиях, а также содержащихся в вольерах заповедников, зоопарках, живых уголках; сельскохозяйственных животных, разводимых на фермах; домашних животных);

§ природных явлениях и процессах (дождь, ветер, восход и заход солнца, роса, туман и т.д. являются содержанием, предметом изучения на уроках, многих воспитательных делах);

§ природных ландшафтах (ландшафт – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы; например, ландшафт окрестностей сельской школы, ландшафты леса, поля, берега озера и т.д., которые целенаправленно наблюдают, изучают учащиеся, используют в своей деятельности);

§ пейзажах (образ природного ландшафта, отраженный в сознании и зрительно воспринимаемый человеком) и т.д.

«Зовите меня варваром в педагогике, – отмечал К.Д.Ушинский, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1959, Т.1.- С.287).

 

Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся.

Среди этих условий выделяются следующие:

— целеполагание в процессе развития экологической культуры учащихся;

— педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры учащихся;

— целенаправленное общение учащихся с природой;

— организация разнообразной экологической деятельности учащихся;

— экологически ориентированное содержание педагогического процесса;

— межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся;

— систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры

— сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем;

— единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению;

— единство процессов природопользования и природовосстановления во взаимодействии человека и природы;

— использование искусства в процессе развития экологической культуры;

— организация мыследеятельности учащихся в процессе экологического образования;

— организация смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования;

— создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;

— диалогичность общения участников процесса развития экологической культуры;

— организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования;

— взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся;

— диагностика готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности;

— организация занятий по повышению уровня готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и др.

 








Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 2232;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.