КЛАССИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Алексеев Николай Николаевич(1879 – 1964). В 20-е годы XX века усилиями представителей русского зарубежья разрабатывается оригинальная политическая концепция – «евразийство». Активная роль в обосновании этой концепции принадлежала экономисту и географу П.Н. Савицкому, лингвисту и этнографу Н.С. Трубецкому, философу и богослову Г.В. Флоровскому. Важнейшей частью евразийской концепции является учение о государстве, разработанное в первую очередь видным юристом, признанным теоретиком философии истории и права Н.Н. Алексеевым.
Его наиболее важные работы в этой области: «Русский народ и государство», «Евразийцы и государство», «О гарантийном государстве», «Теория государства».
Западная теория права, как подчеркивает Алексеев, – это теория механистически связанных индивидов. В евразийской теории права автором обосновывается идея правообязанностей, в соответствии с которой на первое место выдвигается общинный принцип обязанностей индивида перд целым, перед народом, нацией, государством. Но евразийская теория государства и права предполагает не только обязанности индивида перед целым, но и обязанности целого, то есть государства перед индивидом.
Алмонд Габриэль(р. 1911) – выдающийся американский политолог, труды которого в области сравнительных исследований политических систем и культур, а также по теории политического развития являются классикой современной политической науки.
Преподавал в университетах, был президентом Американской ассоциации политической науки, лауреат премии им. Дж. Мэдисона.
Алмонд считается классиком сравнительного подхода к исследованию политических систем. Исследуя культурно-психологическую детерминацию политических процессов, Алмонд ввел в широкий научный оборот понятие «политическая культура». Это один из самых упоминаемых авторов в современной политической науке и лидер по этому показателю в сравнительной политологии. Его труды («Гражданская культура», «Сравнительная политология: система, процесс, политический курс», «Современная сравнительная политология» и др.) ценны для развития политологии в целом.
Арендт Ханна(1906 – 1975) – немецко-американский философ, входит в число самых оригинальных политических мыслителей в истории XX в. После прихода к власти в Германии нацистов эмигрировала во Францию, потом в США. Преподавала в ведущих американских университетах; была членом разных академий; лауреатом престижных международных премий по социальным наукам.
Автор знаменитых работ: «Истоки тоталитаризма», «О революции», «О насилии», «Кризисы республики». Широкие философские заключения Арендт нередко выводила из анализа конкретных проблем – тоталитаризм, революция, кризис культуры в условиях массового общества и т.п.
В своих исследованиях она показала, что тоталитарные движения – это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. Тоталитаризм стал возможен как результат деклассирования общества, его социальной атомизации и крайней индивидуализации. Деперсонализированная, атомизированная толпа и явилась, как показывает Арендт, массовой базой тоталитарных режимов.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – великий древнегреческий философ, известнейший ученик Платона. Считается, что в течение трех лет Аристотель был воспитателем Александра Македонского.
Сохранившиеся работы мыслителя охватывают все направления философии и науки в целом того времени. Знания ученого по физике, астрономии, биологии, политике, педагогике, истории поражают своей глубиной.
Вклад Аристотеля в развитие политической мысли огромен («Политика», «Афинская полития»). Государство, по Аристотелю, – это высшая форма общения людей, возникающая для достижения блага. Мыслитель считал государство первичным по отношению к человеку или семье. Трактат «Политика» почти полностью посвящен древнегреческим городам – полисам. Считается, что философ и его ученики изучили историю и типы государственности 158 полисов. Эти исследования были нацелены на создание теоретической модели идеального государства. Аристотель предложил классификацию форм государственного устройства на основании двух критериев – количества правителей и этической природы режима, выделив три «правильные» формы – монархию, аристократию, политию, при которых власть имущие руководствуются высшим благом государства, то есть общей пользой. Однако они способны выродиться в три «неправильные» формы – соответственно тиранию, олигархию или демократию, когда правители действуют сугубо в своих личных либо групповых интересах в ущерб лишенным власти согражданам. Аристотель считал, что наилучшей из реально возможных форм является полития, сочетающая в себе положительные черты всех «правильных» форм и обеспечивающая тем самым стабильность и справедливость.
Арон Раймон(1905 – 1983) – французский социолог и политолог.
Основные работы: «Демократия и тоталитаризм», «Мнимый марксизм», «Этапы развития социологической мысли».
Известен своими разработками концепций деидеологизации и индустриального общества, а также острой критикой теории марксизма и практики коммунистического строительства. Как подчеркивал исследователь, Маркс пытался в экономических преобразованиях найти объяснения преобразованиям социальным и политическим. Но любая теория, односторонне определяющая общество каким-то одним аспектом общественной жизни, ложна.
Анализируя политическую жизнь, Арон показывает, что «сущность политики заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. Политика – главная характерная черта сообщества, ибо она определяет условия любого взаимодействия между людьми».
При исследовании политических систем, согласно Арону, важным критерием, главной переменной величиной является партийный режим. Однопартийный режим исключает уважение к закону и дух компромисса из политической и общественной жизни. Многопартийные режимы также характеризуются несовершенствами, например, несоблюдением законности (фальсификация результатов выборов). Другие переменные величины, которые, как считает Арон, необходимо рассматривать при изучении политической системы: конституция; способ функционирования режима (избирательный закон и выборы, функционирование парламента, отношение между парламентом и правительством); группы давления; политический класс. Показывая несовершенство и однопартийного, и конституционно-плюралистического режимов, ученый приходит к выводу, что «несовершенство конституционно-плюралистических режимов проявляется в каких-то частностях, что же касается режима с единовластной партией, то речь идет о сути».
Бакунин Михаил Александрович(1814 – 1876) – русский революционный деятель и теоретик анархизма. Его идеи имели определенное влияние не только в России, но и в Европе, Латинской Америке и развивались в конце XIX – начале XX века также известным русским теоретиком анархизма П.А. Кропоткиным (1842 – 1921).
Крупнейшие работы: «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия».
В своих работах Бакунин пытался показать, что «никакое государство, как бы демократичны ни были его формы, … не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства». Такое отношение к государству обусловливалось в анархистских доктринах пониманием государства как основного источника человеческих бедствий. Поэтому программа анархистов провозглашала не смену форм государственной власти, а полное ее уничтожение. Анархисты провозглашали «верховные права личности и народа» и стремились «освободить народные учреждения от государства».
Центральная идея бакунинского анархо-коллективизма – концепция полного разрушения государственности (буржуазной и социалистической) и установления безгосударственного общественного самоуправления. Социальное содержание такого безгосударственного устройства Бакунин определил как мир социализма, равенства и справедливости, свободного труда без эксплуатации.
Бёрк Эдмунд (1729 – 1797) – английский политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Член палаты общин, представитель партии вигов, выступавший за парламентский контроль над монархией.
Наиболее известная работа – «Размышления о революции во Франции». В ней Бёрк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо).
Укорененность политики в истории – вот главная мысль автора, которую он и пытается доказывать на протяжении всей своей работы. Порядок в государстве, согласно Бёрку, это итог истории и обычаев. «Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Эти положения мыслителя были далее развиты французом Ж. де Местром (1753 – 1821), который подчеркивал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом.
Таким образом, в Новое время в политической теории складывается новое идейно-политическое направление – консерватизм, в котором четко осмысливается и проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию. Традиция в размышлениях Бёрка – это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное, превращая его в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления.
Боден Жан (1530 – 1596) – французский политический философ, теоретик права.
Наиболее известные работы: «Метод для облегчения понимания истории», «Шесть книг о государстве», «Разговор семерых о религии».
Боден – родоначальник концепции суверенитета. Стала классической трактовка суверенитета, данная Боденом: «Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства… Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Таким образом, суверенитет – это уникальная, постоянная, единая, неделимая и абсолютная власть, не ограниченная внешним (за некоторыми исключениями) и внутренним контролем и самодостаточная, поскольку не требует согласия тех, над кем осуществляется.
Что касается государства, то Боден определил его так: «Государство – это правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти». На основании того, кому принадлежит суверенитет, он различал следующие формы государственного устройства: монархия (власть одного), аристократия (власть меньшинства) и демократия (власть большинства). Сам ученый считал наилучшей формой устройства монархию, в которой правитель-суверен информирован о потребностях подданных через парламент.
Вебер Макс (1864 – 1920)– немецкий исследователь (социолог, экономист, политический философ и историк), выдающийся представитель мировой политической науки конца XIX – начала XX века.
Наиболее известные работы в области политологии: «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Объективность социально-научного и социально-политического познания».
Вебер обосновал одно из распространенных в современной науке определений политики, раскрывая ее как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает». При этом под государством Вебер понимает такой политический институт, который претендует на монополию легитимного физического насилия.
Легитимное насилие (или господство) есть такой социальный порядок, в котором отношение «господство – подчинение» основано на доверии к власти. Ученый выделяет три основания и тем самым три типа легитимного порядка: традиция (традиционное господство), харизма (харизматическое господство), рациональность (рационально-легальное господство).
Большое внимание Вебер уделял исследованию политической бюрократии и ее роли в обществе. Отмечая объективный процесс расширения слоя бюрократии в современных политических системах, он вместе с тем указывает на тенденцию бюрократизации общественной жизни, что приводит к угрозе демократии. Вебер разработал теорию плебисцитарной демократии, суть которой сводится к тому, что народ выбирает лидера страны, который, не являясь связанным обязательствами перед бюрократией, будет в состоянии эффективно ее контролировать.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770 – 1831) – немецкий философ, создавший всеобъемлющую философскую систему, признанную вершиной немецкой классической философии.
Автор ряда работ по проблемам государства и права, среди которых важнейшее место занимает «Философия права».
Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны соответствовать духу эпохи, духу времени. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, нет и права.
Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он первым заложил основы современной теории гражданского общества. Характеризуя его, Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но в гражданском обществе еще не достигается подлинная свобода, здесь происходит своего рода гоббсовская «война всех против всех». И лишь государство представляет собой шествие разума, утверждение нравственности, подлинной свободы и права.
Гоббс Томас(1588 – 1679) – английский философ и политический мыслитель.
В своих работах «Элементы законов, естественных и политических», «О гражданине», «Левиафан» разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Всякие межличностные отношения содержат мощный конфликтный потенциал («человек человеку – волк»), который на уровне общества, не ограниченного никакой властью, то есть в естественном состоянии, реализуется как «война всех против всех». Это противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение всех единой воле ради обеспечения безопасности и справедливости.
Власть образуется путем общественного договора между людьми, которые взаимно отказываются от своих естественных прав, передавая их правителю. Политический порядок (организация) выступает у Гоббса искусственным образованием, создаваемым людьми путем отказа от «прав на все» в обмен на мир и безопасность. Основная черта политической организации – суверенитет как власть, имеющая абсолютный и принудительный характер. Концепция власти и государства Гоббса явилась одной из первых современных моделей государства.
Даль Роберт(р. 1915) – американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии.
Труды по теории демократии: «Введение в экономическую демократию», «Введение в теорию демократии», «О демократии», «Полиархия», «Демократия, свобода и равенство», «Демократия и ее критики».
Даль осуществляет анализ развития демократии на протяжении всей истории человечества.
Полиархическая модель демократии, разработанная им в 1950-е годы, предполагает высокий уровень участия граждан. Вместе с тем исследователь обращает внимание на низкую активность избирателей и недостаточную компетентность граждан. Усложнение социально-политических и экономических процессов, бурный рост объема информации, которую необходимо осмыслить для принятия гражданином самостоятельного решения, накладывается на все больший дефицит времени. Компетентные решения требуют и финансовых средств, и физических усилий, и интереса к политике. На все это у современного обычного человека зачастую нет возможностей. Поэтому полиархическая модель демократии помимо участия граждан предполагает открытое политическое соперничество различных групп и политических лидеров в борьбе за голоса избирателей.
Дюверже Морис (р. 1917) – французский политолог, специалист по проблемам конституций, избирательных систем, политических партий и партийных систем.
Основные работы: «Политические партии», «Демократия без народа», «Республика граждан».
Возникновение и функционирование партий Дюверже во многом связывает с развитием такого выборного органа государственной власти как парламент. Партии, возникшие из потребностей борьбы за власть в условиях парламентаризма, определяются исследователем как особый тип электоральных партий. Кроме того, Дюверже выделяет кадровые партии, активные именно в предвыборный период (своего рода сезонные партии). Далее он выделяет массовые партии, которые отличаются значительной численностью и постоянством членства.
Политолог обнаружил также определенную связь между партийными и избирательными системами. К примеру, пропорциональная система выборов ведет к многопартийной системе с партиями, мало зависимыми одна от другой. Мажоритарная система с голосованием в два тура порождает партийную систему из нескольких партий, склонных к компромиссу. Мажоритарная система с голосованием в один тур способствует формированию двухпартийной системы.
Истон Дэвид(р. 1917) – канадский и американский политолог, адаптировавший метод системного анализа к изучению политической жизни.
Основные работы: «Политическая система», «Системный анализ политической жизни», «Основы политического анализа», «Анализ политических структур».
Истон известен своими исследованиями политических процессов с точки зрения системного подхода. Он разработал оригинальную концепцию политической системы, так называемую кибернетическую модель политической системы. Политическую систему он определяет как взаимодействие в обществе, посредством которого происходит распределение ценностей и тем самым предотвращение конфликтов. На «вход» политической системы поступают импульсы в виде общественных требований; на «выходе» политической системы – политические решения, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей. Если запросы и требования общества удовлетворяются, то политическая система получает социальную поддержку.
Кант Иммануил (1724 – 1804) – немецкий философ.
Для политической науки представляют интерес его работы: «Метафизика нравов» (часть I «Метафизические начала учения о праве»), «К вечному миру».
Кант разрабатывал проблемы государства и права. Он обращал внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Эту связь он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив», которое отражает безусловное моральное обязательство, укорененное в каждом человеке. «Категорический императив» представляет собой всеобщее обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. Он, согласно Канту, выражает общую норму общечеловеческий принцип: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Развивая идеи либерализма, Кант подчеркивал, что каждый человек имеет право на такую степень свободы, которая совместима со свободой действий любого другого человека, а государство имеет законное право на вмешательство в случае нарушения прав человека, то есть, когда действия одних людей или учреждений подавляют законную свободу других людей.
В теории Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Конфуций(ок. 551 – 479 до н.э.) – китайский мыслитель.
Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником конфуцианства.
Современные исследователи с полным основанием относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти. Мудрый правитель управляет с помощью «ли». Этот термин означает традицию, обряд, ритуал, обычай, историю, древность. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из наиболее приемлемых альтернатив для устройства власти. Он отвергает путь, предлагаемый древнекитайскими легистами: управление на основе строгих законов, системы поощрений и наказаний.
Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века.
Кропоткин Петр Алексеевич(1842 – 1921) – русский философ, географ, зоолог, социолог. Радикальный левый теоретик (предложил концепцию анархо-коммунизма) и идеолог анархизма, революционер.
Автор ряда сочинений: «Современная наука и анархия», «Анархизм. Его философия и идеал», «Государство, его роль в истории», «Анархия и ее философия».
Он разделял представление о государстве как об «абсолютном зле», порабощающем человека уже с детства, и главном источнике социальных бед, подлежащем уничтожению. Кропоткин считал реалистичным целенаправленное движение к анархо-коммунистической модели общественного устройства, основанного на федерации свободных производственных коммун, что открывало бы личности возможности безграничного развития, ранее отобранные у нее репрессивным бюрократическим государством.
Кропоткин не был ярым сторонником неограниченного насилия для достижения равенства и справедливости, усматривая главный смысл революции в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды. Его идеи о местном самоуправлении и пользе местных инициатив, требования ограничить централистские притязания государства и призывы к децентрализации актуальны и по сей день.
Ленин(Ульянов) Владимир Ильич (1870 – 1924) – марксист; теоретик большевизма; революционный деятель – основатель Советского государства.
Наиболее известные работы: «Развитие капитализма в России», «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», «Шаг вперед, два шага назад», «Три источника и три составные части марксизма», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция».
Он определял политику как «отношения между классами», «концентрированное выражение экономики».
Идеи Ленина представляли собой дальнейшее развитие марксизма в условиях начала XX века и применительно к российским реалиям. Его вклад в развитие политической мысли заключается в развитии учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, в углублении с позиций марксизма представлений о происхождении, сущности и функциях государства.
Как теоретик и практик революционного движения, Ленин в принципе разделял фундаментальное положение марксизма, согласно которому ни одна общественная формация не проявляется ранее, чем созревают условия ее существования в недрах старого общества. Однако он считал, что в эпоху вступления капитализма в империалистическую стадию развития переход к новому обществу возможен в наиболее слабом звене капиталистических государств. Первая мировая война поставила Россию на грань национальной катастрофы, создала благоприятные условия для завоевания политической власти пролетариатом.
Ленин разработал теорию построения партии нового типа, под руководством которой рабочий класс в союзе с трудовым крестьянством захватывает политическую власть, устанавливает диктатуру пролетариата как орудие построения социализма, а далее движется к безгосударственному устройству общества (коммунизму). Попытка осуществления на практике ленинских идей в Советском государстве в XX веке потерпела крах.(?????)
Локк Джон(1632 – 1704) – английский философ, теоретик либерализма и государственный деятель.
Основная работа в области исследования политики: «Два трактата о государственном правлении».
Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, прав человека. Государство, по его мнению, создается для того, чтобы люди совместными усилиями более надежно защищали право на жизнь, свободу, собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, которая с конца XVIII века стала закрепляться в политико-правовых документах США и европейских стран, а с XX века – в международных документах.
Права и свободы человека, утверждает Локк, могут быть надежно охраняемы при разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную (власть, занимающуюся международными делами). Судебная власть пока не выделяется, она находится в составе исполнительной. В случае конфликта между ветвями власти, спорные вопросы выносятся на суд народа, (референдум), то есть обосновывается идея верховенства воли народа (идея народного суверенитета).
Локк также выдвигает идею верховенства закона в государстве. Власть должна управлять согласно установленным законам. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону.
Его политическая доктрина стала манифестом классического либерализма. Либеральные взгляды Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVIII – XX веков.
Макиавелли Николо(1469 –1527) – итальянский политический деятель, мыслитель эпохи Возрождения; военный теоретик, историк, писатель, поэт.
Наиболее значительные работы: «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикъяны», «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Во взглядах на политику и власть он стал активно проводить антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий – объективных и субъективных. Его видение политики основано на реализме: нужно анализировать политические факты такими, какие они есть на самом деле, а не какими они должны быть. Макивалли отделяет сферу политики от морали и религии, открывая путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности.
Им введено в научный оборот понятие «государство» («stato»). До этого для обозначения государства в литературе широко использовались понятия «царство», «империя», «республика», «монархия», «тирания», «полис» и другие. После работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое им латинское «stato».
Макиавелли считал главным критерием всякой политической практики эффективность. Поэтому даже безнравственные, жестокие средства оправданы, если служат сохранению власти, так как хаос – еще большее зло для людей.
Маркс Карл(1818 – 1883) – выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, создатель классического марксизма.
Оставил масштабное теоретическое творческое наследие, куда также входят работы: «Манифест Коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Капитал».
Марксизм – сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учения. В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Государство является орудием установления господства экономически сильного класса, средством подавления и эксплуатации угнетенного класса. Целью социализма должно быть бесклассовое и безгосударственное общество. Ради этого рабочий класс должен завоевать политическую власть путем революции. Маркс разработал теорию классовой борьбы как движущей силы исторического процесса.
Политические взгляды Маркса стали основой целого ряда доктрин, программ, а также руководством к действию почти всех революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка.
Михельс Роберто(1876 – 1936) – немецкий политолог и социолог.
Автор ряда работ, из которых самые известные: «Социология политической партии в условиях демократии», «Первые лекции по политической социологии».
Среди политологов получили признание работы Михельса в области теории элит, о партиях и социально-политических движениях, о бюрократии, по вопросам взаимосвязи демократической теории и практики. Главная заслуга этого ученого – сформулированный им «железный закон олигархии»: во всех партиях демократия ведет к олигархии. Суть этого закона заключается в том, что властные ресурсы в партиях используются не столько для защиты интересов партийных масс, сколько для реализации интересов партийных лидеров.
Вместе с тем Михельс отмечал, что без партий в современную эпоху невозможно добиться успехов в политической борьбе. Несмотря на то, что борьба за демократию приобретает олигархические формы, все же межпартийная конкуренция способствует отбору и продвижению к власти в государстве наиболее достойных.
Монтескьё Шарль Луи(1689 – 1755) – французский философ-просветитель, политический мыслитель, правовед, писатель.
Работы, посвященные политике: «Персидские письма», Размышления о величии и падении римлян», «О духе законов»,
При рассмотрении политики и власти Монтескьё широко внедрил многофакторный подход, показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов и подчеркивал необходимость их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль он придавал географическим факторам (размер территории государства, климат и др.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма».
Монтескьё широко известен в политической науке как классик теории разделения власти. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотребляют властью. Но по опыту веков известно, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Чтобы не было такой возможности, необходим порядок, «при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Таким образом, одним из важнейших условий политической свободы, согласно Монтескьё, является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Моска Гаэтано(1858 – 1941) – итальянский правовед, социолог и политолог, создатель оригинальной теории элитизма, государственный деятель либерального толка.
Автор работ: «Теория правительств и парламентское правление. Исторические и социальные исследования», «Современные конституции», «Правящий класс».
Политологию Моска рассматривает прежде всего как науку об элитах, вырабатывающую основы научной политики. Он исходит из того факта, что во всех обществах существуют «два класса людей – класс правящих и класс управляемых. Первый всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым».
Одна из существенных тенденций и опасностей в развитии элит – превращение ее в наследственную, закрытую группу, что ведет к ее вырождению и смене контрэлитой. «Правящие классы неизбежно приходят в упадок, если перестают совершенствовать те способности, с помощью которых пришли к власти, когда не могут более выполнять привычные для них социальные функции, а их таланты и служба утрачивают в обществе свою значимость». Моска выступал за открытость и преемственность в функционировании элит как гарантию стабильности общества и политической системы.
Новгородцев Павел Иванович(1866 – 1924) – русский философ, правовед и политический деятель.
Для политической науки большой интерес представляют его работы: «Политические идеалы древнего и нового мира», «Об общественном идеале», «Демократия на распутье».
Главной в его работах была проблема достойного человеческого существования. Свобода человека реализуется только при наличии определенных материальных условий. Поэтому государство должно создать минимум гарантий (образование, здравоохранение) каждому гражданину в целях дальнейшего развития его способностей.
Новгородцев обосновывал возможность и необходимость установления посредством права четкой безусловной нормы в целях устранения произвола. Такой нормой должен быть только принцип личности. Во имя права государство вынуждено принять в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. Реализуется эта норма права только в правовом государстве, основными элементами которого ученый называет единую верховную власть, неотчуждаемые права личности, разделение функций власти на законодательную, исполнительную, судебную, а также защиту прав граждан демократическими организациями гражданского и политического характера.
Острогорский Моисей Яковлевич (1854 – 1919) – российский правовед и политолог, один из основоположников сравнительного метода в политической науке.
Автор работ: «Права женщин: сравнительное исследование исторического и правового аспектов», «Демократия и организация политических партий», «Демократия и партийные системы Соединенных Штатов».
Объектом научного исследования Острогорский избрал партию, детально проанализировав практику и теорию партийного строительства в двух представительных демократиях – США и Англии. Главные недостатки современных ему демократий он видел в формализме партийных функционеров, манипулировании общественным мнением и отсутствии эффективного контроля со стороны избирателей.
Острогорский отождествлял демократию с непосредственным участием граждан в управлении и указывал, что для достижения этой цели нужно заменить костные постоянные партийные структуры системой временных ассоциаций, объединенных общей целью. Он критиковал демократию с либеральных позиций и ориентировал политическую теорию на разработку мер по защите и повышению эффективности демократии.
Платон(427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля.
Важнейшие сочинения о политике: «Государство», «Политик», «Законы».
Платон уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть»., определяет их как искусство соединения всего многообразия интересов в полисе на общее благо. «Всякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластен», подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному.
Он создал относительно целостную концепцию государства (хотя и в особой идеально-утопической форме). В платоновских проектах идеального государства утверждается идея общей собственности, так как частная собственность порождает стяжательство, портит душу человека, порождает конфликты в обществе.
От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), он выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно Платону, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому он ставит вопрос о возможности недопущения самого худшего из несовершенных устройств.
Постепенно философ отходит от идеи «правления мудрых» и отстаивает идею «правления законов».
Поппер Карл(1902 – 1994) – австро-британский политический философ.
Основные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма», «Предположения и опровержения».
Всемирную известность Попперу принесли труды «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма», которые явились его вкладом в борьбу со всевозможными проявлениями тоталитаризма. В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого – гражданское общество, рыночная экономика и правовое государство, в тесной взаимосвязи обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (и прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на власти закона. Ученый противопоставляет его закрытому (тоталитарному) обществу. Закрытое общество формируют сверху ради попытки целенаправленно переустроить «всё и вся» в соответствии с некоторым идеальным проектом.
Его концепция демократии – правление посредством обсуждения – отличается от ее классического прочтения в виде правления большинства. Он считал демократию лучшим средством, обеспечивающим ненасильственный гражданский контроль над лидерами, мирную смену правительства.
Руссо Жан Жак(1712 – 1778) – французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель.
Автор сочинений: Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права».
Основы социально-политической доктрины Руссо – особая концепция общественного договора.
По Руссо, общественный прогресс (цивилизация) поработил и погубил человечество, развратил души людей. А естественное (первобытное) состояние – это состояние счастья, безмятежного детства. В природном состоянии человек был здоров, свободен, добродетелен. Пороки развиваются по мере развития разума, утверждения собственности на землю. Тогда же возникает гражданское общество. Имущественное неравенство перерастает в политическое путем закрепления прав собственности в законах и учреждениях публичной власти. В результате развития человеческого разума и общества складывается государство. Деспотизм – предел развития в государстве политического неравенства.
Гражданское общество в концепции Руссо нужно для поддержания мира и обеспечения прав собственности, больше всего оно полезно для собственников. Необходимо заключить новый, подлинный общественный договор между всеми равными гражданами (а не между гражданами и правителями). В результате образуется ассоциация равных и свободных индивидов, республика по форме правления. Общественный договор определяет и характер власти: государство (республика) основано на принципах свободы, уравнительного равенства и народного суверенитета (прямого народовластия), который неотчуждаем, неразделим (потому Руссо критикует идею разделения властей) и не может быть представлен никем, кроме самого народа.
Чичерин Борис Николаевич(1828 – 1904) – русский философ, правовед, политический деятель.
Работы по политической науке: «О народном представительстве», «История политических учений», «Собственность и государство», «Вопросы политики».
Он внес значительный вклад в теорию государства. Государство служит прежде всего идее общего блага. Вместе с тем государство – это «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага». Чтобы гарантировать безопасность общества и нравственный порядок, нельзя позволить отдельным группам узурпировать власть над социумом и подменить общественные интересы частными. Однако конечная цель государства, по Чичерину, заключается в обеспечении свободы личности, причем оптимальным способом для достижения этой цели является смешанная форма правления.
Чичерин был признанным теоретиком либерализма. Исходный пункт его взглядов заключался в утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, согласно Чичерину, конституционная монархия.
Шмит Карл(1888 – 1985) – немецкий политический мыслитель и теоретик права.
Автор работ: «Политическая теология», «Диктатура», «Понятие политического», «Легальность и легитимность».
Политику Шмит характеризует посредством различия «друг-враг», «свой-чужой». «Всякая противоположность – религиозная, моральная, экономическая или этническая – превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов». Те же, кто осуществляет политическое правление, обладают неограниченным правом определять как внутреннего, так и внешнего врага, бросать на борьбу с ними все имеющиеся в распоряжении государственной власти ресурсы. Это тотальное государство следует считать «наивысшей сущностью… потому, что оно принимает решения и, следовательно, может подавить все иные антагонистические группировки».
Представленная трактовка политики и государства как тотального института исключает либеральные идеи, оппозицию, парламентский суверенитет. Шмит резко критикует либерализм. Предполагается, что посредством парламентаризма осуществляется обсуждение и согласование многообразия интересов в обществе. Однако это не так. В виду существенного роста полномочий государства, борьба за демократию приводит к вырождению парламентаризма. В борьбе за преобладание в парламентах партии осуществляют электоральную пропаганду, обрабатывают массы и господствуют над общественным мнением. Сами парламента становятся ареной борьбы за электорат. Парламенты XX века оказались во власти парализующей их деятельность партийной политики.
Шмит разрабатывает концепцию «квалифицированной демократии», в которой определяющую роль играют специалисты: профессиональные политики, политические чиновники, военные.
Энгельс Фридрих(1820 – 1895) – немецкий философ, социолог и экономист; соратник Маркса и один из основоположников «научного коммунизма».
Основные работы: «Положение рабочего класса в Англии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», «Диалектика природы».
Он изложил основы диалектического и исторического материализма (согласно материалистическому пониманию истории экономические силы есть ее движущие силы), изложил законы диалектики (наблюдаемая реальность диалектична), оправдал приемлемость насилия в революциях, нарисовал картину будущего коммунистического общества (там государство отомрет само по себе, экономика станет плановой, будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, между городом и деревней).
Энгельс выступал последовательным сторонником революционного, насильственного переустройства мира, оказав этим особое влияние на русских революционеров.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3379;