Особенности процесса перевоспитания осужденных женщин
Характеризуя осужденных женщин[349], следует отметить, что их удельный вес среди отбывающих наказание в виде лишения свободы на протяжении десятков лет колеблется от 4 до 6% от общего числа осужденных, хотя привлекается к суду в 2 раза больше, в чем, в частности, проявляется принцип гуманизма по отношению к ним.
Анализ состава преступлений, совершенных женщинами, позволяет выявить весьма негативную тенденцию — рост агрессивности женщин и как следствие этого — увеличение таких преступлений, как умышленное убийство, в том числе и собственных детей, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, увеличение в целом доли насильственных преступлений, что является следствием образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, беспорядочными половыми связями, занятием проституцией, участием в бандформированиях. Не случайно поэтому такие преступления, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ имеют также тенденцию к увеличению.
Несмотря на то что среди осужденных женщин большую часть составляют впервые судимые (рецидив невелик), среди рецидивисток встречаются женщины, количество судимостей которых достигает более десяти, что свидетельствует о полной деградации данной категории. Среди рецидивисток значительную часть составляют женщины, судимые за незначительные преступления (в основном воровство, попрошайничество), т.е. лица, которые выброшены обществом, государством из нормальной жизни, не имеющие семьи, работы, жилья (так называемые «бомжи»). Подчас они совершают преступление намеренно, чтобы хотя бы на зиму попасть в места лишения свободы, так как из дилеммы — смерть или тюрьма, выбирают последнее. Процент женщин, имеющих незначительные сроки наказания (от одного до трех лет), довольно высок. В то же время наблюдается тенденция роста числа женщин, осужденных на длительные сроки (от восьми лет и выше), что свидетельствует о проявлении вышеуказанной тенденции (агрессивности) и росте преступлений в виде хищения государственного или общественного имущества в особо крупных размерах.
Возраст подавляющего большинства осужденных женщин — до 40 лет, при этом самая многочисленная среди них возрастная группа — от 19 до 30 лет.
Уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, среди них немало лиц со средним и даже высшим образованием, что связано с достижением более зрелого возраста к моменту совершения преступления и со сферой их преступной деятельности. В то же время намечается тенденция увеличения числа женщин, на момент ареста не занятых общественно полезным трудом или не имеющих постоянных легальных мест трудоустройства.
По семейному положению осужденных женщин можно разделить на следующие группы: состоящие в браке; женщин, у которых семья распалась еще до осуждения или в период отбывания ими уголовного наказания; не состоявшие на момент ареста в браке; женщины, родившие детей в местах лишения свободы; женщины, вступившие в брак во время отбывания наказания. Как ни странно, количество последних имеет тенденцию к увеличению (1979 г. — 0,4%, 1989 г. — 1,2, 1993 г. — 1,5, 2000 г. — свыше 2%). Это явление объясняется расширением прав осужденных в области переписки, телефонных переговоров и свиданий.
Анатомо-физиологжеские особенности женщин накладывают значительный отпечаток на организацию их жизни и деятельности в период отбывания наказания, что влияет на их трудоспособность, поведение, протекание интеллектуальных и волевых процессов. Женщины более эмоциональны, впечатлительны, чувствительны. Эмоции могут переходить в аффекты, сопровождаемые истерическими реакциями, что создает дополнительные трудности для администрации, воспитателей в процессе общения с ними.
Для подавляющего большинства осужденных женщин характерно вступление в половые отношения еще в подростковом возрасте, что сопровождается беременностью и абортами. Часть из них болела венерическими заболеваниями, некоторые подвергаются принудительному лечению в период отбывания наказания.
Пребывание в однополой среде на протяжении не одного года способствует проявлению так называемой «лесбийской любви», проявление которой в местах лишения свободы отнюдь не редкое явление. Иногда эти отношения продолжаются и после выхода женщин на свободу, препятствуя тем самым созданию нормальной семьи и рождению детей. В связи с этим у части женщин начинают формироваться мужеподобные черты и качества.
Пребывание в местах лишения свободы вызывает у многих женщин сложные психические состояния в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Эмоции и чувства при этом часто бывают недостаточно развиты, притуплены или принимают извращенный характер.
Нравственные качества осужденных женщин также далеки от совершенства. Эгоизм, себялюбие, леность, инертность, скрытность, враждебность, озлобленность, жестокость — вот далеко не полный перечень присущих им качеств. Практически все женщины в колонии курят. Интересы и потребности их явно ограничены, они проявляют весьма малый интерес к политике, к повышению своего образовательного и профессионального уровней.
Даже столь фрагментарная, краткая характеристика личности осужденных женщин позволяет сделать вывод о высокой степени их социально-педагогической запущенности, определяя тем самым высокий уровень требований к их воспитателям.
Следует отметить, что субъекты организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях для осужденных женщин в большинстве своем лица с высшим юридическим или педагогическим образованием, большим стажем профессиональной деятельности, обладающие высоким чувством ответственности и дисциплинированности. В 70—80-е годы имена начальников колоний и их заместителей, таких, как 3. Котова, В. Полянская, Т. Окатова и др., были известны всей исполнительно-трудовой системе страны. Некоторые из сотрудниц занимались опытно-экспериментальной работой с последующей защитой кандидатских диссертаций. Лозунг «каждый сотрудник — воспитатель» в большинстве женских ИУ реализуется на практике не на словах, а на деле.
Организация воспитательного процесса в женских исправительных учреждениях имеет целый ряд особенностей. Так, трудовое воспитание организуется в основном на швейном производстве, поэтому многим женщинам приходится переучиваться и получать специальность швеи-мотористки, закройщицы. Формировать у них положительные мотивы трудовой деятельности приходится зачастую за счет учета профессиональных интересов в других сферах производства, расширения кустарных промыслов, обучения иным профессиям в рамках ПТУ, проведения конкурсов «лучший по профессии», внедрения в производство современного оборудования, постоянного повышения квалификации работающих. Трудно переоценить воспитательное значение приобщения осужденных женщин к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, комплексного решения вопросов производственной эстетики, рационализации режимов труда и отдыха. Чистота помещений, красиво оформленные стенды, цветы, внешняя опрятность самих работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение — все это способствует созданию хорошего эмоционального настроя у осужденных. Женщин престарелого возраста, с ограниченной трудоспособностью, инвалидов привлекают к так называемому надомному труду, т.е. выполнению спецзаказов в жилых зонах в специально отведенных комнатах.
В воспитательной работе много внимания уделяется ознакомлению с различными видами искусства, организации различного рода выставок, в том числе работ самих осужденных женщин. Охотно женщины участвуют и в художественной самодеятельности, работе различных кружков, подготовке к праздникам и смотрам-конкурсам, таким, как, например, «Мисс колония».
Очень значимым в работе с женщинами является воспитание у них материнского и дочернего долга. Особое внимание уделяется женщинам, родившим детей в колонии. В домах ребенка, имеющихся в колониях, с ними проводятся циклы бесед о материнском долге, о любви к детям, о необходимости служить им примером, о женской гордости, человеческом достоинстве. Медицинские работники постоянно проводят с молодыми мамами беседы о вреде курения, алкоголя, особенно в период кормления ребенка, о правилах гигиены кормящей матери, учат элементарным приемам ухода за ребенком. Чтобы женщину, родившую в тюрьме, сделать настоящей матерью, сотрудники, воспитатели, нянечки не считаются ни со временем, ни с затратой сил.
Проблем в организации процесса перевоспитания осужденных женщин достаточно много, однако открытость процесса исполнения наказания, ставшая характерной в последние десятилетия, поможет обществу влиять на уголовную и уголовно-исполнительную политику государства с тем, чтобы процесс гуманизации не был остановлен, но, напротив, приносил все более реальные плоды.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 2872;