Общественное воздействие как средство исправления осужденных
Общественное воздействие в ИУ осуществляется общественными, попечительскими, религиозными, благотворительными и иными организациями. В 60—80-е годы в этой работе участвовали трудовые коллективы предприятий, шефствующих над колониями, комсомольские, партийные и профсоюзные организации; творческие коллективы, коллективы театров, художественных мастерских и др.
В условиях перестройки и реорганизации нашего общества на первый план выступили другие общественные формирования.
Попечительские советы. В 1999 г. была создана общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы», а в 68 субъектах Российской Федерации — ее региональные отделения. Попечительские советы осуществляют свою деятельность по различным направлениям, где главным является оказание гуманитарной помощи учреждениям, организация благотворительных актов, привлечение художественной и спортивной общественности к работе с осужденными. Гуманитарная помощь поступает в виде продуктов питания, строительных материалов, ткани, одежды, учебников, видеотехники, средств гигиены, медикаментов, спортивного инвентаря и др. Исполнительная дирекция «Попечительского совета» активно сотрудничает с руководством ГУИН Минюста России, правоохранительными органами России, государственными организациями и международной общественностью, принимающими участие в работе с заключенными, в том числе и такой организацией, как «Тюремное братство».
Сотрудничество с религиозными организациями[344]. Учреждения УИС, не отвергая сотрудничества со всеми традиционными конфессиями, действующими в России, ориентируются, прежде всего, на укрепление взаимосвязи с Русской православной церковью, что не только не противоречит, но и прямо вытекает из законодательства Российской Федерации (Конституции, Закона о свободе слова и о религиозных объединениях, ст. 14 УИК РФ).
В декабре 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка подписали соглашение о сотрудничестве. Договоры о сотрудничестве с епархиальными управлениями Русской православной церкви подписаны и территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Возрождение духовно-нравственного окормления мест лишения свободы в масштабах всей России по праву связывается с именем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1990 г., будучи еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, он осуществлял пасторское окормление колонии строгого режима в г. Металлстрое. По его инициативе решением Священного Синода Русской православной церкви был создан Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который в тесном контакте с УИС претворяет в жизнь основные положения Соглашения. Обращение сотрудников исправительных учреждений при организации воспитательной работы с осужденными к богатейшему наследию Русской православной церкви не случайно. Это не просто дань моде, новым веяниям. Это скорее восстановление генетической памяти, возвращение к своим воспитательным истокам. Сотрудничество Русской православной церкви и защитников закона в укреплении духовных и нравственных основ личности осужденных продолжается уже более 10 лет и приносит вполне ощутимые результаты, поскольку направлено на преодоление культа насилия, жестокости, распущенности нравов, вражды между людьми различных национальностей. В местах лишения свободы свет православного просвещения нужен, и это очень хорошо понимал подвижник РПЦ протоиерей Глеб Кал еда, который в своей книге писал, что современные тюрьмы и ИТК — это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы[345].
Вся деятельность духовных пастырей и катехизаторов направлена к той же основной цели, что и деятельность органов, исполняющих наказание, — исправление личности осужденного, которое пенитенциарными педагогами понимается как духовное возрождение личности. Священнослужители при посещении ИУ проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по духовно-нравственному воспитанию, удовлетворяют потребности в совершении обрядов крещения, венчания, соборования, покаяния, причастия. В храмах проводятся
литургии и другие религиозные службы. Создаются воскресные школы по изучению Закона Божия, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки. По местному радио звучат проповеди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о христианской жизни. В этих же целях используются и многотиражные газеты, на страницах которых регулярно публикуются выступления священников, верующих осужденных, освещается жизнь православных общин. В библиотеках учреждений имеется духовная литература, у многих осужденных и подследственных в личном пользовании имеются Евангелие, Псалтырь и другие духовные книги[346].
В «Совместном соглашении» подчеркивается необходимость просвещения в области религиоведения представителей администрации и сотрудников ИУ. Поскольку последние слабо разбираются в вопросах вероисповедания, то двери в учреждения открываются порой перед сектантами — последователями Муна, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы, кришнаитов, баптистов и других религиозных тоталитарных сект. Их деятельность в местах лишения свободы представляет большую, чем на свободе, опасность. Их структура, методы и способы вовлечения в свои ряды весьма схожи с механизмами, существующими в группах осужденных, приверженцев так называемых «уголовных традиций». Особую опасность представляет проникновение в среду осужденных представителей различных сатанистских сект, проповедующих откровенное зло, насилие, разврат и ритуальные жертвоприношения. Осужденные, попавшие под влияние сектантов, и после выхода на свободу не могут от них освободиться, чем ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих родных и близких.
Негативное отношение к деятельности сектантов не распространяется на представителей традиционных для России религиозных конфессий, к которым согласно Закону отнесены христиане, мусульмане, буддисты и иудеи. В исправительных учреждениях имеются буддийские храмы (дуганы в Республике Бурятия), мечети в автономных республиках Татарстан, Башкортостан и в республиках Поволжья и даже католический храм в Саратовской области.
В царской России существовал специальный институт тюремных священников. В настоящее время ни УИС, ни РПЦ не имеют такой возможности, прежде всего из-за отсутствия специально подготовленных для служения в тюрьмах кадров, из-за катастрофической нехватки священнослужителей в целом по России (18 тыс. в настоящее время против 300 тыс. в дореволюционной России), из-за отсутствия возможности специального финансирования их деятельности. Следует подчеркнуть, что в данный исторический период священнослужители и катехизаторы служат в местах лишения свободы безвозмездно, да еще оказывают гуманитарную помощь.
Оздоровление общества зависит от многих факторов, и возможно, в первую очередь — от возрождения духовности общества, личности, в том числе и в местах лишения свободы.
17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
Особенности процесса перевоспитания осужденных несовершеннолетних[347]
Общность осужденных в целом весьма разнородна по характеру совершенного преступления, по возрасту, полу, образованию, семейному положению, по различным индивидуально-психологическим свойствам и качествам, вероисповеданию, степени социально-педагогической запущенности и т.д. Разделение осужденных на группы, их классификация возможны по любому из вышеназванных признаков. В данном параграфе рассматриваются три основные группы: осужденные несовершеннолетние, осужденные женщины и лица, приговоренные к пожизненному заключению, воспитательная работа с которыми заметно отличается от других категорий осужденных в силу их особенного правового положения.
Личность осужденного несовершеннолетнего своеобразна. Пенитенциарная статистика свидетельствует: чем в более раннем возрасте человек попадает в места лишения свободы, тем больше вероятность его дальнейшей криминализации. Среди осужденных, содержащихся в тюрьмах, колониях особого режима, до 90% лиц имели первую судимость в подростковом возрасте. В настоящее время доля несовершеннолетних среди осужденных, особенно в возрасте 14—16 лет, имеет постоянную тенденцию к увеличению. Политический, экономический, духовно-нравственный и другие кризисы в России, которые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подростковом (12—15 лет) и юношеском (16—18 лет) возрасте в силу особенностей их биологического, психического и педагогического развития. Для осужденных несовершеннолетних характерны такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угон автотранспорта. Подавляющая часть преступлений совершается ими в группах, совместно со взрослыми, в нетрезвом виде, часто под влиянием наркотиков.
Число несовершеннолетних, которые до осуждения учились в школе и других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению. Одновременно наблюдается постоянный рост числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали (табл. 17.3).
Таблица 17.3
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 1471;