Моделирование экстремальных ситуаций и факторов
Моделирование экстремальных ситуаций, их обстановки и условий играет важнейшее значение для эффективности экстремальной подготовки. Смоделировать — значит воспроизвести на занятиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизвести, как правило, невозможно (например, смертельную опасность), а угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Поэтому главное в моделировании угроз, опасностей, риска — не объективное, а субъективное, иллюзорное моделирование их. Например, перепрыгнуть через две линии, проведенные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каждый. Но если между ними выкопать глубокую траншею, то некоторым обучающимся прыжок через нее станет страшным.
Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экстремальных условий на занятиях. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным, т.е. воспроизводство внешней картины их. Уже это позволяет обучающимся ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается: выбором трудных условий места, времени, освещенности; имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям; созданием препятствий в передвижениях; выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники, средств нападения и защиты; усложнением задач, созданием помех, имитацией противоборствующих сил и др. Второй путь — приближение внутренних условий, т.е. воспроизводство у обучающихся мыслей, представлений, побуждений, ориентации на правовые и моральные нормы поведения, чувств, опасений, напряжений, переживаний трудностей, боли, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экстремальных ситуаций). Необходимо целенаправленное моделирование таких трудностей. Например, умственная активность и трудности могут создаваться: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям; постановкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей; созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств; созданием обстановки перегрузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений; побуждением к анализу психологических и педагогических особенностей ситуаций; созданием обстановки, требующей глубокого и разностороннего анализа, и др. Чувства и переживания, близкие к реальным, можно вызывать у обучающихся: повышением ответственности за решение поставленной учебной задачи; моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны; подготовкой мест занятий с признаками условий, объектов и явлений, обладающих силой эмоционального воздействия (высота, возможность возникновения боли, вид «трупов» — муляжей, «кровь» (краска) на земле, жар огня, удушливая атмосфера, неприятные запахи, раздражающие звуки и др.); лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом; длительными нагрузками и пр.
Все действия, навыки, умения, которые сотруднику надо будет выполнять в экстремальных ситуациях, должны доводиться до безупречного выполнения в условиях моделирования таких ситуаций на занятиях. Моделирование должно осуществляться избирательно, применительно к осуществляемой экстремальной подготовке, задачам конкретного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых у обучающихся, и их индивидуальных особенностей.
Моделируя и усложняя учебную обстановку, надо использовать во взаимосвязи «внешнее» и «внутреннее» моделирование, двигаться от простого к сложному, но обязательно доходить в конце до занятий с предельно сложными условиями. В исследованиях известного военного психолога М.П. Коробейникова поучительно показана опасность расхождения между условиями, в которых шло обучение, и теми экстремальными условиями, в которых реально придется действовать обучавшимся (рис. 11.4). Молодые солдаты обучались стрельбе из винтовки, выполняя при каждом упражнении по 10 выстрелов. Менялся, приближаясь к экстремальному, всего лишь один фактор (можно представить, что было бы, если бы менялся весь комплекс факторов, отличающих спокойную стрельбу в тире от стрельбы в боевой обстановке): сокращалось время на упражнение.
Рис. 11.4. Изменение успешности стрельбы из винтовки с усложнением условий (по М.П. Коробейникову)
Время в начале не ограничивалось, и обучающиеся не спеша, старательно делали каждый выстрел. Результаты постепенно росли. После 10 упражнений время ограничили 30 с. Первая же стрельба была сорвана, но, упражняясь в таких условиях, солдаты вновь стали улучшать результаты. После 10 стрельб время еще сократили, и вновь наблюдалась та же картина: первая стрельба в таких условиях — срыв, затем опять результаты стали расти. Этот эксперимент отражает общую закономерность: каждое действие, навык, умение проявятся успешно только в тех условиях, в которых они формировались, а при их расхождении будет срыв. Упрощенчество и условности в обучении «закладывают мину замедленного действия», которая «взорвется» в экстремальной ситуации.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 1047;