Гласности и прозрачности для всего общества расходования его же средств.
3. Обеспечение свободы мысли и слова законом и социальными институтами.
Наличие хотя бы трех этих условий позволило бы повысить компетентность управленческих структур и изменить нормативную а также законодательную базу. Это означает закладывание основ ГОСУДАРСТВА, основанного не на лозунге, а на традиции.
Появление традиционалистского государства рождает традиционалистское сознание народа. Впрочем и в хаотичной социальной системе тоже могут формироваться традиции. Например, убийцу ласково именовать киллером, проституцию - древней профессией, воровство, обман-бизнесом и т.д.
Поэтому мы еще раз подчеркиваем, что нравственная традиция определяется не материальной базой, а ее разумным использованием.
9-е возражение. Рыночная система и вытекающее из нее индивидуалистическое сознание не могут рождать коллективных обрядов, праздников.
Возражение весьма веское, с которым трудно не согласиться. Индивидуалистическое, рыночное сознание и все, что с ним связано, все же рождают, но иные нравственные традиции. Механизмы рождения этих традиций кроются в экономической системе и национальном историческом опыте. Однако, и здесь можно видеть как действует коллективное сознание, основанное на действии законодательных актов гражданского общества, действии различных политических партий, общественных организаций и т.д.
В этих условиях экологическая традиция рождается также коллективным опытом, волей, разумными интересами, но не хаотичным состоянием. Мы знаем, что в Западной Европе, так же как и в США, посредством законодательных актов регулируются те или иные информационные потоки, видеопродукция и т.д. в процентном соотношении с отечественной продукцией. Государство пытается регулировать рыночную стихию.
Данное утверждение, если его кратко выразить, сводится к известной мысли, что культура, если она не регулируется, оставляет после себя пустыню. Традиция возникает как результат самонастраивающейся системы, гибко и адекватно реагирующей на все изменения в природе, в обществе.
Можно ли отрицать убедительность этого аргумента? Однако стоит поближе посмотреть насколько индивидуалистично наше, да и не только наше общество. Оценим сначала по возрастному принципу.
Детская, подростковая, да и молодежная среда коллективны. Их объединяет школа, внешкольное общение, общие досуговые интересы, присущие данной среде. Во многом они остаются неизменными во все века. Игра, учеба, встречи, веселье, любовь, женитьба и т.д. - традиционны. Важно то, как наполняется все это. Еще до середины XX столетия в селах девочки знали все свадебные песни к 15-16 годам. Сейчас- ни одной. Что же мешает этому? В первую очередь образование и информация, которые не мыслят традиционно. Мешает "наука", которая не подсказывает как это сделать применительно к нашей действительности. Любимое выражение многих "ученых": "Я рецептов не даю!" Мешает управленческий аппарат, не способный, не приученный мыслить системно, традиционалистски.
Здесь мы имеем в виду всю досуговую сферу детей и молодежи. Выше мы у же говорили о том, что нигде не учат петь под собственный гитарный аккомпанемент. А разве в школе интересуются тем, как дети поют, танцуют, в какие игры играют, владеют ли умением общаться, что делают на досуге? Требование предъявляется только к знанию определенного свыше цикла предметов, которые не решают проблему нравственного воспитания и даже уводят от нее.
Возьмем пенсионный возраст. Здесь также заметны коллективистские формы жизни. Пенсионеры объединяются в партии, клубы по интересам, народные хоры, оркестры, совместно отдыхают в парках и домах культуры, ходят на митинги, образуют дачные кооперативы и т.д.
Здесь индивидуальные интересы наравне с общественными. И если все это еще не на должном уровне, чтобы говорить об устоявшейся традиции, то причина в тех же факторах, перечисленных выше. Это благо, что какая-то часть народа за прожитые годы овладела самостоятельно, без помощи государства языком и формами самовыражения, социального творчества.
Средняя возрастная группа, естественно, самая загруженная повседневными заботами о хлебе насущном. Традиции, которые она может создавать или поддерживать, связаны с культурным багажом, получаемым в семье, школе, на работе, из каналов массовой информации.
Но и во все века эта возрастная группа была занята трудом. И все же, овладев родным языком культуры в детстве, ее основами, она в любой ситуации использовала эти знания и навыки. На работу в поле и с работы шли с песней, ибо действовал главный жизнеутверждающий принцип культуры - творчество.
Коллективные формы творчества в средней возрастной группе населения возможны даже в рыночной, частной форме собственности. Мы имеем в виду тот опыт, который наработан был нами на государственных предприятиях в 80-е годы и о котором мы говорили выше.
Вполне понятно, что конкуренция товаропроизводителей заставляет владельцев предприятий забывать о человеке и о состоянии нравственной среды. Но это лишь на первый и неглубокий взгляд.
Государственно мыслящие собственники, смотрящие вперед, уже понимают важность духовности народа. Однако понимание это пока лишь сводится к религии и спорту. Традиционность, устойчивость, духовность - понятия и явления более широкого социального спектра.
Ведь постройка церкви и богослужения в ней еще не дает автоматически духовности. Нередко люди, объявляющие себя истинно верующими, в своих поступках оказываются вовсе не таковыми, а бывает и наоборот. Человек безразличный к религиозным обрядам в делах своих не совершает того, что противоречило бы религиозным заповедям и совести.
Или, например, что для общества важнее - спорт или физическая культура всего народа? Спорт ведь развивает физически (а может и убивает) небольшую часть населения, превращая большую часть в потребителей у телевизора или на стадионе.
Построение НРАВСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА должно учитывать все стороны бытия. Разумеется что осмысление этого еще впереди. Законы же природы непременно принудят использовать рынок, капитал не ради капитала, а для самосохранения самих же олигархов и их детей, а заодно и тех, кто им создает капитал.
10-е возражение. Неэффективность науки и профессионального образования. Их замкнутость на себя.
Такой упрек чаще высказывается практиками клубной самодеятельности. Наука и образование, говорят они, завязаны сами на себя. Практика же идет своей дорогой, которую указывают управленцы и обстоятельства.
Учебные планы и программы вузов, утверждают практики, содержат много ненужного материала и предметов. Возможно ли в этих условиях овладеть музыкальным инструментом? Возможно ли научиться аранжировать для сцены песню, танец, рожденные традиционным бытом?
Как реализоваться в клубной, любительской сфере, направляемой на филармонические рельсы, в наше трудное время? Для многих студентов и практиков это неразрешимые проблемы.
Нерешение их в учебном процессе, в учебных планах, программах, в педпрактике не способствует закреплению кадров на работе и, в конечном итоге, выбрасыванию огромных государственных средств на ветер.
Справедливы ли эти, да и многие другие упреки? Обоснованы ли они?
Мы не можем не заметить того, что не смогли ни ученые, ни практики за много десятилетий обеспечить развитие традиционного художественного творчества народа. Или хотя бы сохранить его на том уровне, который был до 50-60-х годов 20-го века. Когда бытовая сфера народа наполнялась художественными формами самовыражения.
Бал же правит ныне коммерческая "культура". Однако диссертации и публикации или полны радужных красок, или обходят молчанием этот факт. Да и откуда же быть массовому народному творчеству, если школа не поет, не танцует? Однако открываются новые вузы культуры и искусства.
Ученые заняты исследованием той культуры, которая была создана народом до XX столетия. Не отрицая важности этих исследований, все же не менее важно было бы видеть подлинную картину состояния народного художественного творчества в наши дни.
В журналах "Живая старина", "Народное творчество", "Клуб", "Встреча" мы не найдем дискуссий, споров или критики. Большая часть публикаций отводится для профессионального искусства и религии, хотя название и назначение журналов совсем другое.
Кто бы мог подсказать читателям, например, решение такой больной проблемы как народный бытовой танец. Единственная статья на эту тему за многие десятилетия появилась в журнале "Народное творчество". Это статья Г.Богданова, профессора Московского университета культуры и искусства. Но одна ласточка еще не говорит о наступлении весны в народной культуре. Ведь все учебные заведения, клубные учреждения, профессиональные коллективы занимаются сценическим танцем, в основе которого стилистика Французского балета XVIII-XIX веков.
Недооценка в наполнении родным национальным материалом в учебных заведениях осуществляется на всех специализациях. А такие специализации как хореография или эстрадно-джазовая на 99% наполнены чужеродным пластическим и музыкальным языком. Однако лозунги об опоре на народные традиции в учебных заведениях произносятся постоянно. Но на чьи традиции?
Или возьмем другой факт. Соответствует ли здравому смыслу то, что в вузе уравниваются в зарплате лауреат международного и всероссийских конкурсов, заслуженный деятель культуры, член Союза композиторов, имеющий массу публикаций, с преподавателем, не имеющим никаких достижений?
Зарплата повышается лишь тем, кто опишет достижения выдающихся или невыдающихся деятелей. За это описание он получает ученую степень. Заметим, что не за достижение в практической деятельности, а за исследование книг и в лучшем случае описание практики.
Мы не станем вдаваться в проблему глубины научных исследований, но заметим, что при такой нормативной политике практика поставлена ниже теории. Способствует ли это повышению профессионализма преподавателей и студентов, развитию народной культуры и искусства?
Ведь членство в таких профессиональных организациях, как Союз композиторов, Союз писателей или Союз художников уже говорит об уровне профессионализма. Также как и звание лауреата Всероссийского конкурса присуждается решением жюри не менее, а может быть и более компетентным, чем комиссия по присуждению ученых степеней.
Замыкание теории на саму себя, вымывание практиков из учебных заведений культуры и искусства не может способствовать и формированию национального самосознания и гражданской активности.
Студенты и преподаватели не горят особым желанием отстаивать идеи традиционной культуры в прессе, на телевидении, радио.
Несуразности образовательной политики можно было бы продолжать бесконечно. Но ведь известно, что высокий уровень науки должен рождать и соответствующий этому уровню жизнь. Но если бытовая культура народа не устроена, то имеем ли мы передовую науку и образование?
И здесь нельзя смешивать профессиональное искусство с народным творчеством. Для профессионального или коммерческого искусства созданы необходимые условия. Подготовка кадров, филармония, на профессиональное искусство работают теле-радио каналы. В содержание множества профессиональных хоров, оркестров вкладываются огромные средства, о которых и мечтать невозможно было до 90-х годов 20-го века.
Всё это делается под лозунгом развития культуры. Но же повысилась, улучшилась ли нравственная сфера за последние 25 лет? Отвечает ли наука на этот вопрос? Поднимает ли она его вообще ?
Можно ли устранить самооценку деятельности учебных заведений и науки замкнутость на самих себя, на самовоспроизводство? Не стоило ли бы связать их деятельность с состоянием культуры общества? Почему бы не включать в госкомиссии на госэкзаменах известных, независимых практиков?
Защиту диссертаций почему бы также не связать с точкой зрения выдающихся практиков? Учитывать мнение практиков при формировании учебных планов, программ. Устранить формализм в системе повышения квалификации.
Связать получение документов о повышении квалификации с реальной работой, а не только с присутствием на лекциях. С умением специалиста осмысливать действительность и излагать в теоретических работах. Создавать в учебном процессе ситуации близкие к практической сфере. Гибко реагировать в учебных планах и программах на реальную жизнь.
Конечным результатом работы учебных заведений должно считаться творчество народа, но не количество выданных дипломов.
11-е возражение. Традиционные обряды, праздники не современны, как и песни, пляски, одежды и т.д. Они не отвечают духу времен и поэтому бессмысленно насаждать, реанимировать ушедшее.
Такие суждения давно уже преобладают в массовом сознании, но и нередко встречаются в статьях ученых и в высказываниях управленцев.
Но здесь мы не можем не спросить возражающих. А сама ли по себе и естественной ли смертью отмерла традиционная русская или украинская культура? Но если бы и естественно отмерла, уснула, то оставила бы после себя другие формы, заменяющие традицию. Эти формы удовлетворяли бы изменившиеся потребности современных людей, выполняли бы все ту же очеловечивающую, объединяющую людей функцию. Но отнюдь. Очеловечивания, объединения людей, судя по уровню преступности, пьянства, наркомании и т.д., не происходит.
Почему-то мы забываем о тех запретах и гонениях на национальные традиции, которые были во все века, начиная с христианства? Забываем о вредности разрыва связи времён, поколений.
Запреты и гонения, порой безжалостно изуверские, на песни, пляски, музыкальные инструменты, обычаи, одежды т.е. на свою собственную цивилизацию, экологическую культуру.
Известны указы Петра I, запрещающие обычаи, обряды, и даже ношение национальной русскую одежды. Указы принуждающие танцевать, петь, проводить праздники и встречи-асамблеи по западному образу и подобию.
Вот, например, приводит один фактов Российской истории С. М. Соловьёв, ректор Московского университета в 19-м веке: «Два Белгородских купца Ворожейкин и Турчанинов обратились к Государыне с просьбой дозволить им брать штрафы за ношение русского платья и за это они обязуются приносить в казну большие деньги. Они получили ответ, в котором говорилось, что если это дозволить, то найдётся немало охочих людей для такого дела. Но для этого на местах уже имеются воевода и Раскольничьий приказ.»
За верхами всегда тянулись городское купечество, мещанство и интеллигенция.
Не отсюда ли идёт в настоящее время, как и в прошлые века, преклонение правящего класса перед западной цивилизационной моделью и формой культуры? За верхами всегда тянулись городское купечество, мещанство и интеллигенция.
Ф.М.Достоевский в Дневнике писателя заметил: "Если на Западе что-либо еще является гипотезой, то для нас уже аксиома".
В Советском Союзе борьба с западной культурой от лозунгов так и не перешла в механизмы укрепления собственной национальной культуры. В школах не изучались национальные песни, танцы, обычаи. Модельерами не разрабатывались костюмы и обувь на основе традиционных форм.
Если и были попытки в некоторых республиках, то они носили скорее протестный характер против политики стирания национальных традиций.
Но и в настоящее время национальные традиции взяты под контроль. Теперь же принуждение носит форму рыночных механизмов. Всем управляет шоу-бизнес. Главное условие для него – потребительство. А отсутствие национального самосознания, созданы были за многие века и закреплены в Советский период.
Но современно ли все это? Если только хронологически на всё это смотреть, то нет смысла отрицать. Да, это происходит в наше время, как и многое другое в отношении физического и нравственного здоровья нации. Это современно, потому, что есть на современном этапе. Происходит массовая торговля "духовным" товаром.
Но современность можно понимать и в другом, в экологическом плане.
Насколько полезно, спасительно для современного человека взаимодействие с проверенными веками способами жизнестроительства. Современно ли разрывать генетическую связь культуры? Современно ли быть гармонично развитым человеком? Развитым, не в потребительском понимании, а в творческом. Современно ли разрушать связь времен, поколений во всех сферах духовной и материальной жизни?
А может лучше совершенствовать, развивать, пропитываться прошлым и искать новые формы? Ведь вперёд может идти только память, а не забвение. Память обновляет прошлое в новых исторических условиях.
Обратимся, например, к, часто высмеиваемым, русским лаптям. Они, как и русские валенки изготавливаются из экологически чистого и даже лечебного материала. Но если к форме и технологии валенок приложена фантазия, то найдены новые виды форм. Это сделало их новым ходовым товаром. А почему же к изготовлению лаптей не приложить творческую фантазию?
Ведь легкая промышленность уже давно выпускает обувь подобную лаптям из искусственных материалов; но вот из лечебной липы почему-то боится.
Процесс изменения традиции, ее многовариантность закономерен, ибо развитие - есть способ самосохранения, способ приспособления к условиям действительности.
В духовной сфере у многих народов не считается зазорным петь и танцевать "несовременные" национальные песни и танцы. А, мужчины, шотландцы, например, с гордостью носят одежды в виде женской юбки.
Значит, там государство заложило в учебные программы школ, в информационные потоки, в подготовку кадров спасительные для народа и государства сведения и механизмы.
Таким образом, мы приходим к выводу, что современно то, что спасает современное общество, государство и каждого человека в отдельности.
Возникновение той или иной традиции, в прошлые века факт, не имеющий отрицательного значения. Мы же ведь не придаем отрицательного значения тому, что вода, воздух, деревья, фрукты, овощи возникли миллиарды лет назад. И с недоверием и подозрением смотрим на искусственно создаваемые, "современные" продукты питания.
Так почему бы нам также не отнестись и к духовной продукции? Однако, как мы уже отмечали, в сфере духа проблемы обстоят еще сложнее. Здесь огромную роль играют сложившиеся за столетия стереотипы, механизмы влияния и следования в фарватере западной цивилизации.
Однако, многое в русской цивилизации, ее песнях, плясках, обычаях, костюме не укладывается в прокрустово ложе западной культуры. И нередко деятели отечественной культуры в попытке осовременить на западный манер песни, танцы опускали руки, видя, как не укладываются они в каноны европейской музыки и балета. Другие же композиторы и хореографы видоизменяли мелодическую, гармоническую структуру русских песен, пластику танцев, подгоняя все под стандарты Европы.
Даже такой титан русской музыки, как Н.А.Римский-Корсаков, сталкиваясь с необычными, не укладывающимися в европейскую музыкальную систему терпкими диссонирующими созвучиями, называл их варварскими.
Следующие за ним титаны И.Стравинский, Д.Шостакович, Г.Свиридов по иному взглянули на "варваризмы".Они объяснили их с позиций русской народной музыкальной системы. .У Г.Свиридова это воплотилось в кантате "Курские песни", у И.Стравинского в балете "Весна священная", у Д.Шостаковича в симфонических произведениях.
Но если в музыке крупных форм мы имеем прорыв в национальном мышлении, то в массовой песне связи с национальной традицией не просматривается. Мы имеем в виду крестьянскую традицию, имеющую яркие самобытные черты. Попытки создания массовой песни, несущей в себе национальный музыкальный язык, предпринимались в Советском Союзе в 30-50-е годы, когда коммерциализация культуры не была самоцелью.
В последние десятилетия таких попыток нет. Назовем три главные причины:
Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 555;