СЦЕНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ
Общепризнанно, что фольклор и сценическое искусство это две разные художественные системы. Ещё в середине 19-го века Н.Г.Чернышевский в своей диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" подметил эту разницу: "Естественное пение, как излияние чувств, будучи произведением природы, а не искусства, заботящегося о красоте, имеет высокую красоту. Оно прекрасно как прекрасна красавица ,не знающая о своей красоте. Потому является в человеке подражать естественному пению..Каково же отношение искусственного пения к естественному? Оно гораздо обдуманнее, оно рассчитано украшено всем, чем только может украсить его гений человека: какое сравнение между арией или романсом ,которые написаны великим композитором и простым монотонным мотивом народной песни ! Но всё изящество развития, богатство украшений не заменят недостатка искреннего чувства и неблестящий голос человека, который поёт не по заказу (публики), не из желания блеснуть, а из потребности излить своё чувство»
Народное художественное творчество возникло изначально развивалось не как концертное исполнительство. Имея много общего в своей социальной природе с фольклором, то есть, являясь непрофессиональной деятельностью, клубная самодеятельность в то же время ориентируется на достижения профессионального искусства. Учебные заведения нацеленно готовят кадры руководителей коллективов именно в сценическом направлении.
Методические центры оценивают деятельность коллективов по степени приближения к профессиональному искусству. Лучшей похвалой любителю принято считать, когда о нем говорят, что он поет, играет или танцует на профессиональном уровне.
Мне могут возразить, что так должно и быть, ибо любители, стремясь к постижению законов красоты, развивают мастерство когда следуют за профессиональным искусством. Казалось бы это так и надо. Но! Почему же мы забываем о том, что, в фольклоре тоже есть мастерство и профессионализм, связанные с условиями бытования. Речь идет о творческих навыках, характеризующих уровень бытовой культуры.
Возьмем, например, такие признаки, как вариационность и импровизация. Хорошо известно, что по сей день весомо проявить эти качества не под силу ни самодеятельному, ни профессиональному коллективу в сценических условиях. Правда существует момент импровизации, касающийся трактовки произведения, но это не может сравниться с импровизацией лучших фольклорных ансамблей, которые могут менять и музыкальный язык.
Разумеется, сценические условия требуют шлифовки сполнительских средств с целью эффективного воздействия на слушателя. Значит необходимо уяснить ту истину,что в творчестве мы подвержены влиянию двух художественных методов. Естественно, пропасти между ними нет. Бытовая традиция всегда питала профессиональное искусство новыми формами и средствами. Переходя в другую,сценическую систему, произведения фольклора приобретают новые художественные свойства, также как и сценические произведения при переходе в бытовые формы.
Но почему же художественная самодеятельность, как часть досуга и быта народа пошла за профессионально-сценическим творчеством? Думаю, что одна из причин - взгляд на народное художественное творчество только как на искусство. Видный советский ученый, фольклорист В.Е.Гусев пишет так: "Фольклор является одновременно искусством и не искусством. Познавательная, эстетическая и бытовая функция в нем - одно неразрывное целое, но это единство в нем заключено в образно-художественную форму".
Возникают вопросы: Может ли современное народное художественное творчество развиваться по фольклорному, а не концертно-сценическому пути, или ему суждено лишь следовать в фарватере сценического искусства? Какие формы оно может иметь в этом случае? В какой мере художественная самодеятельность, как часть народного творчества, может стимулировать развитие фольклора?
Разные ответы имеются на эти вопросы.
Одни утверждают, что для любителей благо - опора на профессионалов, другие говорят, нет, у самодеятельности свой путь, а третьи полагают, что развитие самодеятельности - это лишь пустая трата сил и средств, поскольку не стимулирует массового творчества, что нужно развивать бытовые фольклорные традиции, то есть поддерживать процесс, проверенный веками.
Вряд ли кто будет отрицать, что сохранение лучших традиционных праздников, обрядов и появление новых имеют огромное воспитательное значение. А, как известно, праздники, обряды как бытовые формы развивались всегда не по законам сценического искусства. В них не было четкого разделения на исполнителей и зрителей. Между тем "современные" праздники и обряды, как правило, подменяются обычными театрализованными представлениями, где массы потребляют готовую продукцию, подготовленную организаторами и коллективами.
Очевидно, что в таком деле неоценимую помощь им могла бы оказать художественная самодеятельность. Но для этого нужно подготовить руководителей и накопить самобытный материал. Так работает уже немало любительских коллективов. Разучиваются обрядовые песни, ставятся обрядовые действа. Хотя такая работа приобретает порой и сценическую форму, но отдельные участники самодеятельности стремятся применить эти умения в непосредственной бытовой сфере.
Во время праздников перед участниками ставится задача активизации масс. Хороводы, частушки, пляски проводятся не на эстраде, а среди пришедших на праздник,. вовлекая в круг всех желающих петь и плясать. Ведь у народа всегда были лидеры, заводилы.
Надо сказать, что и концерты такие коллективы стремятся проводить без помпезности, парадности, не создавая барьера между сценой и зрителем; хотя таковой уже создан самими условиями концертного зала.
Давайте зададим себе такой вопрос: где же учится танцевать молодежь? Вероятно, на той жедискотеке., но не у специалистов в студиях.
Попытка помочь молодежи в освоении бытовой хореографии предпринимается опять же с позиций концертной системы. Можно нередко видеть, как ансамбли бального танца стремятся научить на вечерах молодых людей красиво, изящно, грациозно танцевать современные бальные танцы. Но это не приводит к желаемому результату, поскольку демонстрируемые танцы имеют концертно-эстрадную форму. Сценическая грациозность выглядят в бытовой атмосфере как чопорность, манерничанье, неестественность и воспринимается как концертное выступление. .
А ведь можно бы учить на вечерах бального танца манерам и языку народных массовых танцев. Попробуем представить себе как на свадьбе или празднике будет выглядеть бальный танец в соответствующем костюме. Думаю, что как концертный номер. На свадьбе, очевидно нужна бытовая импровизационная форма хореографии, доступная всем.
Путь сценического искусства, как показывает практика, невозможен для всех по целому ряду причин бытового и производственного характера.. Причин увядания самодеятельности год от года увеличивается.Остаются коллективы нужные лишь для районных торжеств. Растет число уже платных коллективов для этих целей.
Подобно тому как при царе Иване Грозном имелся потешный двор сейчас имеется несколько платных концертных организаций.
Политики видимо уже и забыли о творчестве ,самовыражении самого народа.
Неоценимую помощь самодеятельности могли бы оказать профессионалы, создавая доступный репертуарный материал. Сейчас композиторы таких песен не создают..
Здесь может возникнуть возражение, что автору де не следует ориентироваться на низкий уровень мастерства. Да, это так. Автор должен идти впереди, но не настолько, чтобы отрываясь от потребностей общества становиться ненужным ему.
Признание ценности автора - это фольклоризация песен, А они, как правило ,основываются на бытовой национальной традиции. Кстати, эти песни живут не только в бытовой, но и в концертной практике.
Представляется целесообразным разделить песни, живущие в народной среде на три стиля:
Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 1597;