ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Известно, что натуральный мех лучше другого материала обеспечивает теплоизоляцию организма человека благодаря малой воздухопроницаемости кожевой ткани и неподвижной воздушной прослойке, содержащейся в волосяном покрове. Однако сырьевая база натурального меха ограничена. Производство искусственного меха более экономично, оснащено высокопроизводительным оборудованием и имеет неограниченную сырьевую базу.

Искусственный мех по своему строению напоминает натуральный и состоит из грунта и ворса. Грунт – основа меха, в нём закреплены волокна ворса. Ворс – волокнистый покров (в зависимости от способа изготовления, вида применяемых волокон и нитей, назначения меха может быть однородным и неоднородным по длине и толщине волокон, по густоте их расположения). Высота ворса искусственного меха может быть от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.

Расширение ассортимента искусственного меха, улучшение его качества имеют большое значение, так как в климатических условиях нашей республики зимняя обувь является предметом первой необходимости.

В настоящее время главной задачей в производстве искусственного меха является получение меха, наиболее полно имитирующего натуральный мех как по внешнему виду, так и по свойствам.

Искусственный мех может вырабатываться заданной густоты и высоты ворса и иметь одинаковые механические свойства по всей площади, тогда как свойства натурального меха определяются видом и топографией шкурки.

Кроме того, искусственный мех дешевле натурального и процент его использования больше

По способу получения искусственный мех различают: тканый, трикотажный, накладной (с приклеенным ворсом) и тафтинговый (тканепрошивной).

Тканый искусственный мех получают на ткацких станках, применяя два способа: двухполотенный саморезный и прутковый.

При выработке искусственного меха двухполотенным способом используют две системы основных и уточных нитей и специальную ворсовую (основную) нить. При работе ткацкого станка образуются два полотка ткани (грунта) полотняного или репсового переплетения, в которые поочерёдно вплетается ворсовая нить. Нож, установленный на равном расстоянии от верхнего и нижнего полотна, по мере выработки меха разрезает ворсовые нити, соединяющие оба полотна. В результате получается два полотна искусственного меха.

При выработке меха прутковым способом используется одна система нитей основы и утка и специальная ворсовая нить. При работе станка в зев входят металлические прутки с лезвием на конце. Ворсовая (основная) нить, огибая прутки, образует петли. По мере наработки меха прутки вытаскивают, при этом лезвие прутка разрезает ворсовые нити. После расчёсывания этих нитей образуется ворс.

Для получения грунта тканого меха применяют хлопчатобумажную крученую пряжу. В качестве ворсовой нити используют шерстяную пряжу или комплексные вискозные, капроновые, лавсановые, ацетатные нити, пряжу, содержащую волокна лавсана, нитрона, профилированные нити из разноусадочных волокон, волокна орлон, куртель, дайнель.

Тканый мех вырабатывается с высотой ворса 4-22 мм, поверхностной плотности от 350 до 750 г/м2. Выпускают его гладкокрашеным, напечатанным, с аэрографным крашением кончиков ворса, с устойчивой укладкой ворса, с водоотталкивающей отделкой.

Для лучшего закрепления ворса грунт с изнаночной стороны покрывают тонким слоем латекса. Некоторые виды тканого меха дублированы поролоном.

Для уменьшения поверхностной плотности искусственного меха и повышения его теплозащитных свойств, сопротивления истиранию и смятию при его выработке применяются полые синтетические волокна.

Трикотажный мех получают на кругловязальных машинах двумя способами, различающимися принципом получения ворсового покрова: ввязыванием в петли грунта пучка волокон из чёсаной ленты и вязанием на изнанке грунта удлинённых плюшевых петель, которые затем разрезают и расчёсывают. Наиболее распространённым методом получения трикотажного искусственного меха является первый, так как он более эффективен и позволяет получить искусственный мех, удачно имитирующий натуральный.

Грунт трикотажного меха вырабатывают переплетением кулирная гладь из хлопчатобумажной трощеной или крученой пряжи. Иногда применяют смешанную пряжу из хлопковых, полиакрилонитрильных и поливинилхлоридных волокон.

Для ворса применяют полиакрилонитрильные, лавсановые и другие волокна или их смеси. Для лучшей имитации натурального меха в смесях для ворса применяют разноусадочные волокна (промытые и непромытые капроновые, нитроновые и вискозные волокна, волокна дайнель с орлоном и верелом и др.).

При термической обработке одни волокна усаживаются в большей степени и образуют подпушек, другие почти не усаживаются, образуя ость. Для пуховой части ворса обычно используют тонкие волокна, для остевой – более толстые. Чтобы получить искусственный мех с однородной структурой ворса (типа котика), используют разноусадочные волокна одинаковой длины, а с неоднородной структурой ворса (типа норки, лисицы) – волокна, резко различающиеся по длине, толщине и цвету. Рисунчатый мех получают на кругловязальных однофоктурных машинах с жаккардовым устройством. Жаккардовый механизм позволяет получать двух- и трёхцветные рисунки различной формы и вертикальные полосы с равномерной или различной густотой ворса (мех под ягуара, под леопарда и др.).

Для лучшего закрепления ворса грунт покрывают с изнаночной стороны тонким слоем латекса из натурального или синтетического каучука.

Ворс несколько раз стригут на стригальной машине. Электрополировку ворса проводят для распрямления и полировки кончиков волокон и придания им устойчивости в вертикальном положении.

Накладной (клеевой) мех получают путём приклеивания ворсовых нитей (синели) к поверхности ткани.

В качестве грунта меха используют хлопчатобумажную ткань (миткань). Синель представляет собой пряжу, состоящую из двух скрученных стержневых хлопчатобумажных нитей, между которыми закреплена фасонная нить (капроновая, вискозная или лавсановая) в виде отрезков длиной 10-22 мм. Предварительно синель завивают на завивочной машине, где в специальных трубках при высокой температуре (210-212°С для капроновых нитей и 280-300°С для вискозных) синель получает извитую форму, которая при этих условиях стабилизируется.

На специальной каракулеукладочной машине завитая синель в виде вальков размещается на укладочном столе, а затем перемещается и накладывается на ткань, покрытую полиизобутиленовым клеем.

Способом приклеивания ворсовых нитей к грунту вырабатывают искусственный каракуль и искусственную смушку.

Каракуль – искусственный мех, у которого завитая синель в виде плотно уложенных вальков различной длины приклеена одной стороной к грунту. Искусственный каракуль отличается плотными, упругими и нераскрывающимися вальками, уложенными по определенному рисунку, напоминающему рисунок натурального каракуля.

Смушка в отличие от каракуля вырабатывается из синели, не содержащей стержневых нитей. Перед укладыванием синели на проклеенную поверхность ткани её разрезают на небольшие отрезки и из отрезков удаляют стержневые нити. Извитые волокна, оставшиеся от нагонной нити синели, непосредственно приклеивают к грунту. В результате смушка имеет рыхлый, мягкий волокнистый покров, состоящий из извитых волокон, без чёткого рисунка.

Искусственный каракуль и смушку вырабатывают серыми или окрашенными в чёрный или коричневый цвет. Поверхностная плотность их 850-1100 г/м2.

Тканепрошивной искусственный мех вырабатывают на тафтинг-машинах. Грунт меха (ткань) прошивают ворсовой нитью. При этом на изнаночной стороне грунта с помощью крючков формируются петли определенного размера. Нож, закрепленный на крючке, по мере наработки петель разрезает их. После расчесывания концов ворсовых нитей образуется ворс. В качестве ворсовых нитей обычно используют пряжу из полиакрилонитрильных волокон.

Тафтинговый мех используют главным образом в качестве подкладочного материала.

Искусственный мех легче натурального, достаточно износостоек, но обладает повышенной воздухопроницаемостью и меньшими теплозащитными свойствами. Воздухопроницаемость и теплозащитные свойства искусственного меха зависят от способа получения. Мех на трикотажной основе благодаря объёмности имеет более низкую теплопроводность по сравнению с тканым. Накладной искусственный мех имеет более низкие теплозащитные свойства. Искусственный мех устойчив к действию света и влаги. Ворсовый покров из полиэфирных волокон при эксплуатации пиллингуется.

 

КОВРЫ И КОВРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

 

Ковровые изделия — это художественные текстильные из­делия бытового или хозяйственного назначения.

Ковры — это текстильные многоцветные художественные изделия прямоугольной, овальной, круглой формы, с орнамен­тальным рисунком замкнутой композиции в центральном поле, обрамленном каймой. Ковры используются для украшения и утепления жилищ, для покрытия полов, стен, мебели, лоша­дей, мотоциклов, сидений автомобилей и др.

По способу производства различают ковровые изделия руч­ного и машинного производства.

Выработка ручных художественных ковров известна с дав­них времен, о чем свидетельствуют памятники культуры. Воз­никло ручное ковроткачество в Китае, затем в Средней Азии. Большой популярностью пользуются иранские ручные ковры, которые занимают большую часть современного экспорта. Выра­батываются ручные ковры в Индии, Турции, Болгарии, Венг­рии, из ручных ковров бывшего СССР высоким качеством отли­чаются туркменские ковры. Кроме того, ковры вырабатываются в Таджикистане, Азербайджане, Армении, Грузии, Украине, Молдавии, а также в Российской Федерации — дагестанские, курские, воронежские, тульские, тамбовские, тюменские и др.

Ручные ковры ткутся на простых ручных ковроткацких станках горизонтального и вертикального типов, могут быть ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры образуются одной системой нитей основы и утка, ворсовые имеют дополнительно ворсовые нити — они формируют рисунок ковра. На каркас ковра используют: для основы — шерстяную, хлопчатобумаж­ную, льняную и другую пряжу; для утка — шерстяную, хлоп­чатобумажную, шелковую пряжу. Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи является шерсть ове­чья (грубая и полугрубая весенней стрижки), козья, верблю­жья. Шерстяное волокно должно быть грубым, упругим, устой­чивым к сминанию, способным противостоять интенсивным нагрузкам, а также хорошо окрашиваться.

Машинные ковры бывают ворсовые, безворсовые и комби­нированные. Для их производства используются различные ви­ды сырья: хлопок, лен, пенька, шерсть, вискоза, мтилон-В, медно-аммиачное волокно, капрон, нитрон, лавсан, хлорин, по­липропилен и др.

Машинные ковры классифицируются по различным при­знакам.

По способу производства — на тканые (жаккардовые двух- полотные, прутковые, аксминстерские (жаккардовые и трубча­тые), ленточные, лирофлор) и нетканые (прошивные-тафтинго- вые, трикотажные, иглопробивные, клеевые, флокированные, вязально-прошивные, малимо и др.).

По назначению — на настенные, напольные декоративные, напольные застилочные.

По виду применяемого сырья для ворсовой основы — на чис­тошерстяные (из грубой и полугрубой шерсти); полушерстяные (из полугрубой, грубой шерсти и химических волокон); хими­ческие — из элементарных химических волокон и нитей.

По высоте ворсового покрова — на низковорсовые ниже 4 мм; средневорсовые от 4 до 6 мм; высоковорсовые от 6 до 10 мм.

По плотности — количеству ворсовых пучков на 1 дм2 ковра от 1000 до 3600 ворсовых пучков.

По характеру ворсового покрова — на с разрезным ворсом; с неразрезным ворсом; с комбинированным ворсом (ворс разрез­ной и неразрезной); с рельефным ворсом (разная высота ворса).

По характеру формирования рисунка ворсовой поверхности — на с узорчатым тканым рисунком, формируемым жаккардовой машиной; с узорчатым тканым рисунком, формируемым ворсо­вой пряжей, установленной по рисунку на бесконечной цепи (аксминстерский способ); с набивным рисунком, формируемым на ворсовой поверхности методом печати; с рельефным рисун­ком, формируемым различной высотой ворса; с рисунком, формируемым аффектирующими нитями; с меланжевым эф­фектом.

По характеру закрепления ворсовых пучков (для тканых из­делий) — на с одно-, двух-, трехниточным закреплением ворсо­вых пучков; с вкладным ворсом.

По видам дополнительной обработки — на малоусадочные, несминаемые, молеустойчивые, противогнилостные.

По композиционному построению орнамента различают сле­дующие группы ковровых изделий:

♦ с геометризованным рисунком орнамента: узоры и моти­вы этих изделий представляют собой многоугольники, ромбы, 8-угольники, квадраты, прямоугольники, якоря, звезды и др.;

♦ с цветным, растительным и животным орнаментом — с бо­гатым колористическим оформлением;

♦ с одним — тремя медальонами. Медальоны имеют форму многогранника, овальную или почти круглую и заполняют все среднее поле ковра;

♦ вазонные — главным мотивом ковра этой группы являют­ся небольшие вазоны с цветами (один или несколько с различ­ными дополнениями растительного или животного происхож­дения);

♦ садовые ковры, в которых воспроизводятся характерные садовые насаждения в сочетании с архитектурными строения­ми — водные бассейны, каналы, аллеи, водоплавающая птица, рыба, животные и др.

По качеству ковровые изделия должны соответствовать тре­бованиям нормативно-технической документации. Качество ков­ровых изделий оценивают в соответствии с их показателями, которые должны определять эксплуатационные свойства, ха­рактеризующие устойчивость ковровых изделий к климатичес­ким и механическим воздействиям, износоустойчивость, худо­жественно-эстетические и другие потребительские свойства. Показатели качества подразделяют на общие — обязательные для всех видов ковровых изделий ( состав сырья в ворсовой пря­же, плотность изделия, ширина дорожки или размеры изделия в сантиметрах, масса 1 м2 изделия в граммах, устойчивость ок­раски ворсовой поверхности, стойкость к истиранию, кондици­онная влажность изделия в процентах, художественно-эстети­ческие показатели) и дополнительные (прочность закрепления ворса, разрывная нагрузка, высота ворса, коэффициент запол­нения в процентах, стойкость ворсового покрытия к смятию, стойкость к образованию пиллинга, жесткость, усадка, тепло­защитные свойства, коэффициент звукопоглощения, электризуемость, молеустойчивость, противогнилостность, стойкость к заг­рязнению и др.).

Нормы на общие и дополнительные показатели качества ковров и ковровых изделий должны устанавливаться в соответ­ствии с их назначением, учетом сырья, структуры, способа про­изводства и т.д.

Ковры и ковровые изделия в зависимости от степени качест­ва делятся на 1-й и 2-й сорт. Сортность ковровых изделий опре­деляется суммой баллов при оценке дефектов, которые состоят из суммы баллов за дефекты внешнего вида и суммы баллов за отклонения от физико-механических показателей. В первом сорте допускается 6 баллов, во втором — 16.

 

 

ШТУЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

Ассортимент штучных текстильных изделий достаточно широк и разнообразен по волокнистому составу, строению, наз­начению, размерам, колористическому оформлению и т.д.

Хлопчатобумажные штучные изделия представляют раз­нообразную группу товаров.

Покрывала различны по внешнему оформлению: гладкокра­шеные, отбеленные, пестротканые, набивные (жаккардового и сложных переплетений). Вырабатываются из крученой пряжи средней толщины по основе, по утку используют однониточную, крученую, трощеную, фасонную пряжу разной толщины, а также комплексные химические нити.

Платки по назначению делятся на головные и носовые. Платки головные выпускаются с бахромой, осыпкой, интерлоком, с простой подрубкой. В зависимости от особенностей от­делки и украшения головные платки бывают набивными, глад­кокрашеными, меланжевыми, пестроткаными и вышитыми. Носовые платки изготовляют из бязи, миткаля, батиста, шифо­на, белыми, гладкокрашеными, набивными, с цветной каймой, пестроткаными, женские платки — иногда с узким кружевом.

Полотенца вырабатывают полотняным, креповым, жак­кардовым, вафельным, махровым переплетением. Они должны обладать повышенной влаговпитывающей способностью. Кон­цы полотенец обрабатывают швом, оверлочной строчкой, с бах­ромой, осыпкой и т.д. По назначению полотенца делятся на ку­пальные, кухонные, личные.

Одеяла подразделяют на байковые (зимние) и летние. Бай­ковые одеяла отличаются повышенной толщиной с двусторон­ним начесным ворсом. Вырабатывают саржевым, жаккардо­вым, полутораслойным переплетениями, гладкокрашеными, меланжевыми, пестроткаными и набивными. В зависимости от размера различают одинарные, полуторные и детские одеяла.

Летние одеяла имеют меньшую толщину, вырабатывают жаккардовым, полутораслойным переплетениями, отбеленны­ми и пестроткаными. В зависимости от методов выполнения узора летние одеяла подразделяют на пикейные, сатиновые, во­локоламские и тканевые.

Простыни махровые вырабатывают из крученой пряжи по основе и одиночной по утку, жаккардовым переплетением, пес­тротканые, отбеленные.

Скатерти по назначению подразделяют на столовые, чай­ные и декоративные, вырабатывают полотняным, жаккардо­вым, ворсовым переплетением, часто с применением химичес­ких нитей.

Льняные штучные изделия занимают значительный удель­ный вес в общем объеме производства льняной промышленнос­ти. Основные виды штучных изделий: скатерти, салфетки, пок­рывала, полотенца, простыни и др.

Скатерти выпускаются в широком ассортименте, с подруб­ленными краями, с ажуром, бахромой, чаще всего жаккардово­го переплетения. По назначению их подразделяют на столовые белого цвета и чайные — белые с цветной каймой, полубелые, суровые, цветные, декоративные.

Салфеткивырабатывают из пряжи тех же видов, что и ска­терти, той же отделки. Большинство видов салфеток изготовля­ют жаккардовым переплетением.

Настольные комплекты состоят из скатертей и салфеток, предназначены для сервировки обеденного и чайного стола на 6 и 12 персон. Каждый набор состоит из скатерти и салфеток, одинаковых по структуре, оформлению.

Покрывала вырабатывают полульняными жаккардовыми или сложными переплетениями, отбеленными, пестроткаными, с цветными прослойками и др. По размерам делятся на покры­вала для взрослых, подростковые и детские.

Полотенца льняные и полульняные характеризуются высо­кой прочностью, хорошей влаговпитывающей способностью, отстирываемостью. Вырабатывают жаккардовым, креповым, канелевым, атласным, полотняным, петельным (махровым) пе­реплетениями и белые, полубелые суровые, с цветной каймой или просновками.

Шерстяные штучные изделия вырабатываются чистошер­стяными и полушерстяными с использованием химических во­локон как камвольные, так и суконные. Основными видами этих изделий являются одеяла, платки, покрывала, пледы, ска­терти, шарфы и др.

Одеяла делятся на тонкосуконные и грубосуконные и пред­ставляют собой двустороннюю хорошо уваленную ткань с вор­совой поверхностью. Большинство одеял вырабатывают полу­тораслойным, жаккардовым переплетениями, гладкокрашены­ми, меланжевыми, пестроткаными и др.

Платки различают камвольные и суконные, чистошерстя­ные и полушерстяные, гладкокрашеные, меланжевые, пестро­тканые, с набивным рисунком и др. Края камвольных платков оформляются шелковой бахромой, с осыпкой и др.

Покрывалавырабатывают камвольные и тонкосуконные, полушерстяные, с применением химических волокон (капрона, лавсана, нитрона и др.), пестротканые, набивные, с металли­ческой нитью.

Шелковые штучные изделия характеризуются значитель­ным разнообразием. Это определяется видом применяемых во­локон (натурального шелка, химических волокон), пряжи и нитей, структурными показателями, видом отделки и др. К штучным шелковым изделиям относятся: платки, скатерти, покрывала, накидки для кресел и др.

Платки головные вырабатывают из натурального шелка (креп-жоржета, крепдешина, креп-шифона), химических воло­кон (вискозных, ацетатных, капроновых и др.), а также метал­лических и металлизированных украшений. Платки выраба­тывают отбеленными, гладкокрашеными, набивными, мелан­жевыми, пестроткаными, различными переплетениями.

Скатерти— декоративные изделия жаккардовых, ворсовых переплетений из вискозных, нитроновых нитей. По оформле­нию они чаще пестротканые и гладкокрашеные, прямоуголь­ные и квадратные с различными краями — подрубленными, с ажуром, бахромой.

Покрывала изготовляют из вискозной, ацетатной, нитроно­вой, лавсановой, хлопчатобумажной пряжи и в их сочетании. Чаще всего они вырабатываются жаккардовым переплетением пестроткаными.

При определении качества большинства штучных изделий их сравнивают по художественно-эстетическим показателям с образцами, утвержденными в соответствии со стандартами. Штучные изделия, не соответствующие по художественно-эсте­тическим показателям образцу, считают несоответствующими требованиям стандарта.

Для определения сортности штучные изделия делятся на группы: шерстяные — две группы, льняные и шелковые — три, хлопчатобумажные — шесть групп.

На штучные изделия устанавливают два сорта: 1-й и 2-й. Сорт шерстяных штучных изделий устанавливается в зависи­мости от наличия пороков внешнего вида и отклонений от ли­нейных размеров: льняных и шелковых тканей — по порокам внешнего вида и физико-механическим показателям; хлопча­тобумажных штучных изделий — по порокам внешнего вида.

Суммарное количество разных по наименованию пороков внешнего вида в изделии устанавливается в зависимости от площади изделия (в квадратных метрах).

Различают пороки местные и распространенные по всему изделию. В первом сорте распространенные пороки не допуска­ются, во втором сорте шерстяных штучных изделий допускает­ся не больше двух распространенных пороков, льняных и хлоп­чатобумажных — один.

В стандартах на сортность штучных изделий указаны также недопустимые пороки.

 

ТЕКСТИЛЬНАЯ ГАЛАНТЕРЕЯ

 

К текстильной галантерее относится большая группа изде­лий из волокнистых материалов, используемых в основном для отделки и украшения предметов женского и мужского туалета и личного обихода, а также украшения жилищ и помещений. Производится текстильная галантерея из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, химических, резиновых и металлических нитей, а также из различных тканей. Изделия текстильной галантереи получают ткачеством, кручением, пле­тением, вязанием и пошивом.

Весь ассортимент текстильной галантереи по производст­венному признаку делится на следующие группы: нитки, лен­тоткацкие, плетеные, гардинно-тюлевые, кружевные изделия, швейная галантерея и зонты.

Нитки по назначению подразделяются на швейные, выши­вальные, вязальные и штопальные.

Швейные нитки выпускаются хлопчатобумажные (в 3, 6, 9 и 12 сложений, прима, экстра, специальные, особо прочные); шелковые (из шелка-сырца кручением); льняные (льняные и оческовые); химические (вискоза, лавсан, капрон).

Вышивальные нитки вырабатывают очень мягкими с не­большой круткой. К ним относятся мулине и вышивальная бу­мага.

Вязальные нитки предназначены для ручного вязания. К ним относятся хлопчатобумажные нити (кроше, ирис, гарус, бумаго-чулочная и др.), шерстяная пряжа, объемные нити из синте­тических волокон.

Штопальные нитки вырабатываются из хлопчатобумаж­ной и шерстяной пряжи невысокой крутки.

Лентоткацкие изделия представляют собой узкие полоски ткани с заработанными краями в виде небольших кромок. Лен­тоткацкие изделия отличаются большим разнообразием по во­локнистому составу, видом применяемых нитей, переплетения­ми, шириной, отделкой, назначением. В зависимости от назна­чения различают ленты: орденские; прикладные (киперная, бельевая, брючная, для штор, корсажная, корсетная, бандаж­ная и др.); декоративные и отделочные («украинка», бейка, шляпная, лаке, бархотка, атласная и др.); одежно-вспомогательные. Ленты изготовляют из хлопчатобумажных, шелко­вых, искусственных, синтетических нитей, шерстяной пряжи, для украшения — из алюнита, метанита, профилированных ни­тей. Для производства эластичных нитей используют резиновые нити или спандекс. Ширина лент зависит от назначения и колеб­лется от 5 до 130 мм. По отделке ленты вырабатываются отбелен­ные, крашеные, лощеные, аппретированные, с муаровым эффек­том, с ворсом, нанесенным в электростатическом поле.

Плетеные изделия вырабатывают на специальных пле­тельных машинах из хлопчатобумажной пряжи, натурального шелка, химических, резиновых нитей, нити спандекс (для эластичной тесьмы). В плетеных изделиях нити идут под углом 45°, перекрывая поочередно одна другую или через две, три. К плетеным изделиям относятся тесьма и шнуры.

Тесьма представляет собой узкую ленту, растягивающуюся по ширине. В отличие от ленты все нити в ней идут по диагона­ли, переплетаясь друг с другом, а не под прямым углом.

По способу производства тесьму делят на плетеную и вязаную, по назначению — на прикладную, декоративно-отделочную.

Шнуры выпускаются плоской формы (шириной 2—2,5 мм), в виде трубок, полые и с сердцевиной. Нити в шнурах распола­гаются спиралеобразно. По способу производства шнуры под­разделяются на плетеные и витые, по назначению — на при­кладные, декоративно-отделочные.

Гардинно-тюлевые изделия представляют собой прозрач­ную ткань в виде гладкого сетчатого полотна или в виде узорча­того сетчатого гардинного полотна, которое вырабатывается на тюлевых, гардинно-чулочных, гардинно-вязальных, уточно- вязальных и основовязальных машинах. Различают следую­щие виды гардинно-тюлевых изделий.

Тюль гладкий — ажурная ткань с ячейками мелких шести­гранных отверстий. Образуется он двумя сплетениями нитей — основы и утка. Разновидностью тюля гладкого является тюль с набивным рисунком и с мушками.

Тюль узорчатый — ажурная узорчатая ткань, выработан­ная на специальных машинах. Различают тюль узорчатый сле­дующих видов: гардинный, гардинный вязаный, гардинное сетчатое полотно, ткань для занавесей.

Кружевные изделия представляют собой узорчатое сетчатое текстильное изделие. По способу производства кружева подраз­деляются на машинные и ручные, по назначению — на мерные и штучные изделия.

Кружева ручного производства отличаются художественным исполнением, оригинальностью, чистотой и ясностью рисунка. Ручные кружева подразделяются по ряду признаков. Так, по способу изготовления их делят на вязаные, филейные, иголь­ные и плетеные (численные, сколочные).

Кружева машинного производства вырабатываются на спе­циальных станках с применением машин Жаккарда. Отлича­ются они от кружев ручного производства более простым рисун­ком и меньшей прочностью. Подразделяются кружева машин­ного производства: по ширине — узкие от 1 до 4,5 см и широкие от 4,5 до 11 см; по назначению — край и прошивка; по характе­ру образования — тканые, вязаные, плетеные и вышивные.

Кружевное полотно напоминает ажурную узорчатую ткань. Применяется для пошива и отделки женских блузок и детских платьев, декорирования окон и дверей.

К штучным тюлевым и кружевным изделиям относятся гар­дины для окон, шторы, верхние и нижние занавески, накидки на подушки, покрывала на кровать, салфетки, подстаканники, дорожки, женские воротнички и др.

Швейная галантерея включает изделия с художественной росписью, предметы женского и мужского туалета и др.

К изделиям с художественной росписью относятся платки, косынки, шарфы, кашне, воротнички, шторы, дорожки, ков­рики и др. Применяются различные способы росписи (батиком, свободная роспись, рельефом, трафаретом, фотофильмпечатью, вытравкой).

К предметам женского туалета относятся корсеты, подвяз­ки, бюстгальтеры, грации, полуграции, пояса, пояса-трусы и др.

К предметам мужского туалета относятся галстуки (само­вязы, регаты, бантики, бантики-регаты), помочи, рукаводер­жатели, подвязки и др.

Зонты подразделяют по нескольким признакам: по поло­возрастному признаку (мужские, женские, детские, подростко­вые); по назначению (дождевые, солнечные, пляжные, зон­ты-тенты и др.); по конструкции (обычные, полуавтоматичес­кие, автоматические, с прямым и складным стержнями и др.).

 

 

КАЧЕСТВО ТЕКСТИЛЬНЫХ ТОВАРОВ

 

Качество текстильных товаров формируется в процессе про­ектирования и производства и поддерживается на стадиях об­ращения и эксплуатации. Поэтому успешное решение пробле­мы повышения качества тканей возможно только при наличии системы управления качеством, охватывающей все стадии соз­дания текстильных изделий. Управление качеством требует систематического контроля качества изделий и периодической оценки его уровня.

Под контролем качества текстильных изделий понимают проверку соответствия показателей качества текстильных изде­лий требованиям нормативно-технической документации (стан­дарты, технические условия и др.).

Контроль качества текстильных изделий осуществляется на текстильных предприятиях работниками отдела технического контроля. В торговой сети уровень качества текстильных изде­лий оценивают товароведы-брокеры на основании действую­щих стандартов и технических условий, основных условий по­ставки, договоров с поставщиками. Качество текстильных из­делий контролируют на оптовых базах и в розничной торговле. В оптовой торговле проверяют 10 % поступивших тканей, в розничной торговле — 100 % шерстяных и шелковых тканей и выборочно не менее 15 % хлопчатобумажных и льняных. При приемке тканей по качеству проверяют соответствие норматив­но-технической документации внешней и внутренней упаковки и маркировки, соответствие проверяемой партии заказам (по группам, подгруппам, артикулам, цветам, соответствие сорта).

В отличие от контроля оценка уровня качества включает со­вокупность операций — выбор номенклатуры показателей ка­чества, определение их числовых значений, выбор базовых и расчетных относительных показателей и др. Оценка уровня ка­чества имеет более широкий смысл, чем контроль качества. Осо­бенно важна оценка качества новых тканей, которая должна быть всесторонней — учитывать назначение, условия эксплуата­ции, вид применяемого волокна, строение и свойства тканей.

Для оценки уровня качества текстильных изделий должны быть использованы показатели эксплуатационных, гигиениче­ских, эстетических свойств и технологические показатели. Зна­чимость отдельных свойств может быть неодинакова для различ­ных тканей и тканей одного назначения (женские пальтовые шерстяные, для молодежи и женщин старшего возраста по пока­зателям эстетических свойств будут иметь разное значение).

В стандартах показатели качества подразделены на об­щие — обязательные для всех видов тканей данной группы по волокнистому составу и дополнительные — обязательные для включения в стандарты и технические условия на отдельные виды тканей в зависимости от их назначения.

В стандартах технических требований дана полная техни­ческая характеристика группы тканей по определенным пока­зателям качества, которым должен соответствовать каждый ар­тикул. В разделе технических условий для всех тканей указы­ваются нормативы по следующим показателям качества: шири­не, поверхностной плотности 1 м2, плотности нитей по основе и утку, линейной плотности нитей (в тексах), прочности на раз­рыв и удлинение по основе и утку. Кроме этих показателей, в стандартах для шерстяных тканей указывается процентное со­держание шерсти, жира, а также усадка ткани.

В стандартах на отбор образцов для лабораторных испыта­ний указывается, в каком количестве, от какой партии, из ка­кого места отбираются образцы.

В стандартах на различные методы испытания тканей приво­дится порядок проведения испытания и определения отдельных показателей. К ним относятся стандарты на методы определения прочности тканей на разрыв при растяжении и удлинении, опре­деление линейных размеров, поверхностной плотности 1 м2, плотности нитей по основе и утку, усадки после стирки, несми- наемости, стойкости к истиранию, устойчивости окраски и др.

В стандартах на складывание, маркировку, транспортиро­вание и хранение текстильных изделий указываются способы оформления тканей в куски, виды материалов, применяемых для упаковки тканей, способы маркировки (содержание и раз­мер клейма, ярлыка, место клеймения, вид окраски для клей­мения, порядок прикрепления ярлыков и др.), порядок хране­ния текстильных изделий (относительная влажность, темпера­тура, внешние условия и др.).

Кроме стандартов, на продукцию текстильной промышлен­ности имеется и другая нормативно-техническая документация: технические условия (ТУ), технические описания (ТО) и др.

 

Принципы определения сортности тканей

 

Качество текстильных материалов оценивается по стандар­там и другой нормативно-технической документации и харак­теризуется сортом. Сорт — одна из основных характеристик ка­чества продукции. Сорт продукции — градация ее определенно­го вида по одному или нескольким показателям качества, уста­новленная нормативной документацией. Сорт тканей определя­ется на основании соответствующих стандартов (ГОСТ 161, ГОСТ 187, ГОСТ 357 и ГОСТ 358).

Признаками определения сортности тканей являются проч­ность окраски; физико-механические показатели, пороки внеш­него вида.

Прочность окраски. Под прочностью окраски тканей пони­мают способность окраски противостоять различным физи­ко-механическим и химическим воздействиям. Определяют стойкость окраски к действию воды, пота, стирки, света, сухого и мокрого трения, глажения и др. По устойчивости окраски хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани выпускают­ся обыкновенной, прочной и особо прочной устойчивости; льня­ные — прочной и особо прочной устойчивости.

Устойчивость окраски тканей к различным воздействиям проверяют при лабораторных испытаниях, которые проводятся согласно соответствующим стандартам, и оценивают в баллах путем сравнения испытываемых проб с эталонами. В качестве эталонов служат шкалы синих и серых эталонных окрасок.

Шкала синих эталонных окрасок предназначена для опреде­ления степени изменения первоначальной окраски тканей от воздействия света, светопогоды и позволяет оценивать устойчи­вость окраски от 1 до 8 баллов (балл 8 — высшая степень устой­чивости окраски).

Шкала серых эталонных окрасок служит для определения степени изменения первоначальной окраски тканей от других физико-механических воздействий и дает возможность оцени­вать устойчивость окраски от 1 до 5 баллов (балл 5 — высший).

Стандартные показатели устойчивости окраски тканей (кро­ме шерстяных) к различным воздействиям указываются в бал­лах и являются гарантийными. Устойчивость окраски хлопча­тобумажных, льняных, шелковых тканей ниже норм стандарта не допускается. Для шерстяных тканей допускается отклоне­ние в группе обыкновенной устойчивости окраски от нормы на 1 балл не более, чем по двум различным видам воздействий при условии, что показатели устойчивости окраски по этим видам воздействий составляют не менее 3 баллов.

Физико-механические показатели. К физико-механичес- ким показателям, используемым при определении сортности, общими для всех тканей являются: ширина ткани, поверхнос­тная плотность (масса 1 м2), плотность ткани по основе и утку, прочность ткани на разрыв при растяжении по основе и утку, а дополнительно для шерстяных тканей: превышение содержания шерстяных волокон, процент содержания жира, усадка ткани.

Для определения физико-механических показателей из пар­тии до 5000 м отбирают три куска и из каждых последующих 5000 м дополнительно по одному куску.

В стандартах указываются гарантийные нормы по всем по­казателям. Отклонения показателей от установленных норм по стандарту для хлопчатобумажных тканей оцениваются в 11 по­роков, для шелковых — в 8 или 18 пороков, для льняных и шерстяных допускаются отклонения от норм первого сорта в процентах. Если при проверке окажется, что отклонения пре­вышают допустимые нормы хотя бы по одному из показателей стандарта, то ткань переводится в брак.

Пороки тканей. Уровень качества тканей в значительной мере зависит от пороков внешнего вида, которые могут поя­виться на различных стадиях производства текстильных изде­лий: предварительной обработки сырья или прижизненные, в процессе прядения, ткачества и отделки. Основными причина­ми возникновения пороков внешнего вида в процессе производ­ства тканей обычно являются использование недоброкачествен­ного сырья, различные нарушения технологических процессов, разладка оборудования, небрежное обращение с сырьем, полу­фабрикатами, готовыми изделиями.

Пороки волокон: хлопка — незрелые, недозрелые, больные, рваные, перебитые волокна, галочки, жгутики, узелки, кожи­ца с волокнами и пухом и др.; льна — закостренность; шер­сти — сорная, репейная, переслежистая, ослабленная, мертвый волос, недомытая и перемытая шерсть.

Пороки пряжи и нитей возникают в результате использова­ния порочного сырья, неисправности фабричного оборудова­ния, нарушения технологических режимов, от небрежности ра­ботников. Наиболее часто встречающимися пороками являют­ся: сорная пряжа, узелки, утолщения, мушковатость, шишко- ватость, маховатость, склейка, зебристость, непропряды, вор­систость, разнооттеночность, неравномерная по толщине пряжа, штопорность и рябина, масляные и загрязненные нити и др.

Пороки ткачества возникают в результате плохой налад­ки ткацкого станка, разладки его отдельных механизмов и др. В процессе ткачества могут появиться следующие пороки: близны, недосека и забонна, подплетина, неподработка нитей, поднырки, сукрутины (уточные петли), двойники, пролеты ут­ка, слеты утка, разный уток, редочь, рубец, помеха, худоба, рассечка бердом, тканные затаски, слабины и натяжки, дыры, пробоины, просечки, пятна и загрязнения и др.

Пороки отделки тканей могут возникнуть на различных стадиях отделочного производства.

Пороки очистки и подготовки тканей к отделке: неровная опалка, общая непропалка, пережог тканей, прощипки, замет­ная штопка, плохой начес ворса, полосатость, проворсовка, ос­лабление ткани, заваленность, недовал и перевал ткани, мор­щинистость, заломы и др.

Пороки отбельного производства: непроварка, известковые пятна, ослабление ткани, забеленность, растаски, масляные и ржавые пятна, дыры, пробоины, просечки и др.

Пороки крашения: капель и подмочка, разнокромочность, неравномерная окраска, непрокрас, полосатость поперечная, крапины, засечки, пятна, помарки, красильный останов, мар­кость ткани, ослабление ткани и др.

Пороки узорчатой расцветки: щелчок, штриф, затаск, срыв краски, растечки, забитость, растраф, засечка, ореол, однобо­кая печать, належки, перекос рисунка, печатный останов, ос­лабление тканей и др.

Пороки заключительной отделки: недоспиртовка, пере­спиртовка, синие кранины, крахмальные пятна, однобокая от­делка, заниженная и завышенная ширина, неравномерная ши­рина, перекос утка, оторванная кромка, стригальные плеши­ны, порезы тканей, плохая стрижка концов и др.

Пороки внешнего вида определяются органолептически, они бывают местными и распространенными. Местными назы­вают пороки, расположенные на небольших участках полотна тканей: забоины, близны, дыры, поднырки и др. Распростра­ненные пороки расположены по всему куску ткани: разноотте­ночность, засоренность репьем, мушковатость и др. Местные пороки, встречающиеся по всему куску (пятна, утолщенные нити и др.), относятся к распространенным. Пороки внешнего вида, в значительной степени снижающие уровень качества тканей, не допускаются. Недопустимые местные пороки в тка­нях должны быть вырезаны. По согласованию с предприятия­ми допускается поставка тканей с невырезанными пороками и отметкой в начале и конце порока у кромки тканей белыми нит­ками клеймом «В», что означает условный вырез. При размере порока до 2 см вместо условного выреза на ткани отмечают ус­ловный разрез («Р»). По значимости, размеру порока, виду и назначению ткани местные пороки тканей оцениваются от 1 до 11.

В зависимости от назначения ткани для определения разме­ра местного порока хлопчатобумажные и шелковые ткани де­лятся на четыре группы, льняные — на семь, шерстяные на группы не делятся.

При определении сортности местные пороки пересчитываются на условную длину ткани, которая зависит от ее ширины: для шерстяных тканей она равна 30 м, для льняных — принята условная площадь в 30 м2. Сумму местных пороков пересчиты­вают на кусок условной длины (Пу) по формуле:

Пу= Пф× (Ly / Lф)

 

где Пф — сумма пороков на фактической длине куска ткани; Ly — условная длина куска, м; Lф — фактическая длина куска, м.

Распространенные пороки оценивают по большему количе­ству пороков без пересчета их на условную длину куска. Напри­мер, для шелковых гладких тканей — 8 и 18 пороков. В пер­вом сорте распространенные пороки не допускаются, во вто­ром — допускается один, а для шерстяных набивных тканей — два. Для льняных и шерстяных тканей ограничивается количе­ство местных пороков в тканях второго сорта.

Сорт тканей определяется по суммарному количеству рас­пространенных пороков, местных, с учетом пересчета на услов­ную длину, отклонений от норм стандарта по физико-механическим показателям, а для шерстяных — с учетом прочности окраски.

Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани делятся на два сорта, шелковые — на три. Для хлопчатобумажных тка­ней в первом сорте допускается 10 пороков; во втором — 30; для льняных — в первом — 8, во втором — 22; для шерстяных — в первом — 12, во втором — 36; для шелковых гладких в пер­вом — 7, во втором — 17, в третьем — 30; для шелковых ворсо­вых — в первом — 5, во втором — 9, в третьем — 25.

 

 

МАРКИРОВКА,УПАКОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

 

Одним из важнейших факторов, способствующих правиль­ному хранению и эксплуатации изделия, является его марки­ровка. Маркируют ткани клеймом, ярлыком, этикеткой. На из­наночную сторону ткани наносится клеймо контрастной по цве­ту смывающейся краской так, чтобы она не проходила на лице­вую сторону. Клеймо наносят на оба куска ткани параллельно кромке. На клейме указывают наименование предприятия-изго­товителя и номер контролера ОТК. К каждому куску ткани прикрепляют треугольный (для шерстяных) и прямоугольный (для других тканей) ярлык из картона или плотной бумаги. Яр­лыки крепят нитками, а концы ниток — пломбами, этикетки приклеивают. На ярлыках должны быть указаны следующие реквизиты: наименование предприятия-изготовителя, его то­варный знак, место нахождения, наименование ткани, арти­кул, ширина (в сантиметрах), наименование волокон и их про­центное содержание, вид специальной отделки, степень устой­чивости окраски, номер цвета, вид и номер рисунка, сорт, дли­на ткани в куске, количество отрезов, обозначение стандарта или технического условия, в соответствии с которым выработа­на данная продукция, номер контролера ОТК, дата выпуска.

Упаковка текстильных изделий бывает первичная и внеш­няя. Первичная упаковка тканей, штучных изделий произво­дится в бумагу, полиэтиленовую пленку, конверты из целлофа­на, синтетические пленки и др. Внешняя упаковка бывает мяг­кой (бумага поковочная хлопчатобумажная или синтетическая ткань), полужесткой (оберточная бумага, поковочная ткань, в деревянные планки, обвязанные железной проволокой или лен­той), жесткой (фанерные или деревянные ящики).

Транспортирование текстильных изделий осуществляется различными видами транспорта. По железной дороге ткани пе­ревозят в крытых вагонах и контейнерах. Важно, чтобы вагоны и контейнеры были чистыми, водонепроницаемыми, не имели выступающих частей, которые могли бы порвать упаковку и ткань. При транспортировании текстильных материалов вод­ным, смешанным железнодорожно-водным или авто-водным транспортом в кипах, рулонах, тюках и ящиках должен про­кладываться слой водонепроницаемой бумаги или полиэтиле­новой пленки.

При местных перевозках лучше всего использовать крытые машины, хорошо защищающие ткани от дождя, пыли и т.п. При перевозках тканей на открытых грузовых автомашинах их укрывают брезентом.

Хранение тканей осуществляется в сухих, крытых, чис­тых, хорошо вентилируемых помещениях. При этом следует оберегать ткань от попадания воды, прямых солнечных лучей и др. Оптимальные условия для хранения тканей — это темпе­ратура 15—18 °С и относительная влажность воздуха 60—70 % . Особенно неблагоприятны для тканей перепады температур, что вызывает их увлажнение и активизирует деятельность мик­роорганизмов.

При хранении ткани должны располагаться от отопитель­ных систем на расстоянии не менее 1 м, от стен и пола — не ме­нее 20 см, осветительных приборов — 50 см. Для предохране­ния шерстяных тканей от повреждения молью применяют раз­личные препараты антимольного характера.

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1. Этапы становления и развития экономической теории

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей. Впервые слово «экономикос» появилось 2500 лет назад в заглавии сочинения древнегреческого философа Ксенофонта («ойкос» – дом, «номос» – закон, правило). В буквальном, первоначальном смысле «экономика» означала науку о домоводстве, искусство ведения домашнего хозяйства.

Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля, который впервые устанавливает две стороны товара: потребительную и меновую, и анализирует процесс обмена. Потребительная стоимость – полезность какого-нибудь предмета. Меновая стоимость – возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом.

Аристотель выделил в экономической мысли два направления: экономию и хрематистику.

Экономия – изучает явления, связанные с естественной формой хозяйствования, то есть, с производством потребительских благ и мелкой торговлей, необходимой для удовлетворения потребностей людей.

Хрематистика – изучает явления, связанные с искусственной формой хозяйствования, то есть с накоплением денег и крупной торговлей.
Хрематистика – учение о том, как получить большее богатство, чем есть.

Развитие общественного разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства, в связи с чем возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны.

Специальное название экономической науки – политическая экономия – появилось в XVII веке. Этот термин ввел Антуан де Монкретьен, который опубликовал в 1615 году «Трактат о политической экономии». Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления общественным хозяйством. За четыре века существования экономическая наука прошла большой путь, ее развитие привело к возникновению многих школ (рис.1.1.).

Меркантилизм – первая школа экономической теории.

Суть меркантилизма:

– в экономической политике – всемерное накопление денег в стране, считавшихся основой национального благополучия;

– в теории – поиски экономических закономерностей в сфере обращения (в торговле, в денежном обороте).

 

 
 

 


Рис. 1.1. Основные направления (школы) экономической науки

Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен. В их сочинениях преобладали обоснования тех или иных хозяйственных операций, методы, экономическая политика. Представители меркантилизма считали, что государство должно вмешиваться в экономику для создания благоприятного торгового баланса. Экономика представлялась искусственным механизмом, слаженная работа которого зависит от государственных постановлений и указов. Концепции меркантилистов считаются донаучной фазой в развитии политической экономии.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика раннего и позднего меркантилизма.

Таблица 1

Развитие экономической мысли в меркантилизме

Категории Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
Основная идея Активный денежный ба-ланс Активный торговый баланс
Богатство Золото и серебро Избыток продуктов, остаю-щийся после удовлетворения потребностей страны, который на внешнем рынке превра-щается в деньги
Источник богатства Накопление и добыча драгоценных металлов Внешняя торговля
Политика Запрет вывоза за границу драгоценных металлов, зо-лотодобыча Политика протекционизма, посредническая торговля
Функции денег Средство накопления Средство накопления и обращения

В формировании и развитии политической экономии как науки сыграли роль представители классической политической экономии. Классиков объединяло то, что источник богатства страны они искали не в количестве ее природных ресурсов и не в активном торговом балансе, а в эффективной форме организации общественного хозяйства. Классическая экономия изучает все сферы экономики – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товара на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики.

Физиократы – школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. Физиократия означает «власть природы». Основателем и главой физиократии был Франсуа Кенэ (1694–1774). Основная его работа – «Экономические таблицы». Физиократы перенесли исследование о происхождении богатства нации из сферы обращения в сферу производства, а точнее, в сельское хозяйство. Избыток сельскохозяйственного продукта, который образуется за вычетом всех издержек его производства, Кенэ называл чистым продуктом. Промышленность и торговая деятельность считались физиократами бесплодными. Деньги рассматривались лишь как средство обращения, а накопление денег считалось вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.

Ф. Кенэ представил схему разделения общества на три основных класса:

Производительный класс – это земледельцы, которые не только возмещают затраты своего капитала и кормят себя, но и получают чистый продукт.

Класс собственников – это получатели чистого продукта: помещики, двор, церковь, а также вся их челядь. Собственники не работают. Но зато они собственники земли, единственного фактора производства, который Кенэ считал способным увеличивать богатство общества. В присвоении чистого продукта и состоит их социальная функция.

Бесплодный класс – это все прочие, то есть люди, говоря словами Кенэ, «выполняющие другие занятия и другие виды труда, не относящиеся к земледелию». Ремесленники, рабочие, торговцы, разумеется, работают. Но своим трудом, не связанным с землей, они создают ровно столько продукта, сколько потребляют, они только преобразуют натуральную форму продукта, создаваемого в земледелии.

Взаимодействие трех названных классов Ф. Кенэ показывает с помощью схемы (рис. 1.2.), демонстрирующей, откуда возникают доходы, где создаются совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки.

 


Рис. 1.2. Модель обращения годового продукта

Исходный момент «воспроизводственного анализа» – годовой продукт (урожай), полученный земледельцами (3 млн. ливров).

1) земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней урожай (3 млн. ливров);

2) собственники скупают у землевладельцев продукты (1 млн. ливров);

3) собственники скупают промышленные изделия у ремесленников (1 млн. ливров);

4) земледельцы закупают у ремесленников промышленные товары, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта (1 млн. ливров);

5) ремесленники закупают сельскохозяйственные товары у земледельцев
(1 млн. ливров);

6) ремесленники закупают сырье у земледельцев (1 млн. ливров).

Схема показывает, что класс ремесленников производит ровно столько, сколько потребляет, что доказывает его «бесплодность». Класс землевладельцев получает больше, чем тратит, то есть присваивает чистый продукт. А класс фермеров производит больше, чем получает от землевладельцев и ремесленников. Одна треть годового продукта создается плодородием земли.

Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократами как естественная гармония, не требующая вмешательства государства, не зависящая от воли и политики. Отказ от вмешательства правительства в экономику получил название экономического либерализма. В этом существенное отличие физиократов от меркантилистов.

Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII–XVIII вв. и относится к числу зрелых направлений экономической мысли, не потерявших свою актуальность до наших дней. Родоначальниками этой теоретической школы были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Джон Стюард Милль. Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. В отличие от физиократов английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства.

Наибольший вклад в английскую политическую экономию внес Адам Смит (1723–1790). В 1773–1776 гг. А. Смит написал свое главное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором изложил свою концепцию экономического либерализма, заключающуюся в следующих положениях:

- интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

- «экономический человек» – лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

- непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;

- погоня за прибылью и свободная торговля оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;

- на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.

Заслугой А. Смита является и углубление учения о разделении труда, теории денег, трудовой теории стоимости, капитале.

Видным представителем классической политической экономии Англии является Томас Роберт Мальтус. Его трактат «Опыт о законе народонаселения» вплоть до настоящего времени является объектом дискуссий. Диапазон оценок работы широк, от «гениального предвидения» до «антинаучного бреда».

Теория народонаселения Т. Мальтуса сводится к следующим положениям:

- способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов, в арифметической;

- рост населения жестко ограничивается средствами существования;

- в природе, по мнению Мальтуса, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей;

- проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Низкий уровень жизни определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан.

Завершил создание английской классической политической экономии Давид Рикардо (1771–1823 гг.). Рикардо жил в начальные годы промышленного переворота в Англии (конец XVIII – начало XIX в.). Основное свое произведение «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо написал в 1817 году. Рикардо предложил своё учение о заработной плате как плате за труд, учение о прибыли как избытке стоимости над заработной платой, продукте неоплаченного труда рабочего, а также учение о ренте.

К основным чертам классической школы можно отнести следующие:

1) для классической школы характерно стремление проникнуть в глубь экономических явлений и процессов;

2) основой учения классической школы стала теория трудовой стоимости. Капитализм представлялся как единственно возможный, вечный и естественный общественный строй;

3) классическая школа рассматривала проблемы производства и распределения в обществе с точки зрения положения основных классов: капиталистов, рабочих, землевладельцев;

4) воспроизводство капитала было основано на принципе естественного порядка в экономике, основанного на действии объективных стихийных экономических законов, не зависящих от воли человека;

5) буржуазная классическая политическая экономия выступала за либерализм – максимальное ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.

В XIX веке родилось новое направление к экономической науке – марксизм, наиболее видными представителями которого стали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Источниками методологии их учения явились (рис. 1.3.):

– классическая политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо – трудовая теория стоимости, производительность труда и т.д.;

– немецкая классическая философия – диалектика и материализм;

– утопический социализм – идеология, понятие классовой борьбы.

 

 
 

 

 


Рис. 1.3. Источники методологии К. Маркса

Наиболее полно экономическая теория К. Маркса была изложена в так и не законченной книге «Капитал». В ней Маркс создал систему, охватывающую все социальные науки, поэтому чисто экономические проблемы рассматриваются через призму философских, социологических и исторических идей. Американский экономист В. Леонтьев советовал: «Если кто-либо захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточников, чем та, что он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике».

Маркс теоретически объяснил эксплуататорскую природу капитала. Для него прибыль – проявление эксплуатации. И все это на основе труда как источника цены товаров. Он показал создание, распределение и использование прибыли.

Свое новое название «экономикс» экономическая наука получила в 1890 году в книге выдающегося английского экономиста Альфреда Маршала «Принципы экономической науки». Для неоклассического направления характерна идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука») и недооценка роли государства («ночной сторож»). Согласно закону рынков Ж.Б. Сэя, предложение продукта всегда создает спрос на него. Неоклассики ввели такие понятия, как эластичность спроса, полезность и предельная полезность, различие между краткосрочным и долгосрочным периодами, взаимосвязь рынков товаров и рынков ресурсов. Экономическая теория этого периода называлась как, теория цены, затем, теория фирмы и, наконец, получила широко используемое сегодня название «микроэкономика».

Согласно учениям неоклассиков, механизм свободной конкуренции способен сам поддерживать равновесие на рынке и обеспечивать тем самым динамичное бескризисное развитие. Но жизнь говорила о другом: усиление кризисных явлений западных странах в 20–х годах ХХ века вылилось в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис (Великая депрессия) 1929–1933 гг.

На авансцену экономической мысли поднимается новое направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы «макроэкономики». В 1936 г. вышла в свет книга английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Двигателем экономического развития, по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Для увеличения спроса предлагалось расширять государственные расходы или снижать налоги, для борьбы с инфляцией требовались прямо противоположные меры: снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов и повышения налогов. Данное направление получило название кейнсианства.

В классической школе также появляются новые направления. Одно из них монетаризм – течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики. Задача государства в области управления экономикой сводится к контролю над денежной массой, эмиссией денег, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого банковского процента по кредитам. Наиболее ярко концепция монетаризма выражена в работах профессора Чикагского университета, лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмена.

Основоположником другого направления – институционализма – является Торстейн Веблен. Представители этого течения широко используют в своем анализе понятие «институты», под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые и другие социальные явления. Институциональный анализ оценивает реальность, исходя из того, что люди, как правило, нерациональны, а экономика далека от состояния равновесия. Объектом исследования должен быть не «экономический человек», а всесторонне развития личность. Понять ее и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях анализа, который кроме экономики должен включать социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки.

Ярким современным институционалистом является Дж. Гэлбрейт. Он разработал концепцию индустриального общества, в которой акцент делается на:

– росте значения корпораций, отрицающих свободный рынок. Не потребительские предпочтения воздействуют на производство через механизм спроса, а крупные производители сами создают себе спрос путем использования рекламы. Экономические процессы утрачивают стихийность и приобретают плановый характер;

– существенном изменении взаимоотношения внутри корпораций. Уже не собственник определяет политику корпорации, а менеджер, научные работники. Это связано с ростом значения науки и падением значение денег, капитала;

– повышении роли государства, как гаранта благосостояния общества. Защищая граждан от нищеты, государство не ограничивает, а, напротив, создает новый уровень экономической свободы;

– институционализм – наиболее влиятельное течение современной западной экономической мысли.

В ходе развития экономической теории ее предмет определялся следующим образом:

– меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну;

– классики политической экономии рассматривали экономическую теорию, как науку о богатстве;

– марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие распределением, обменом и потреблением жизненных благ;

– неоклассики связали предмет экономической теории с использование редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного общества;

– кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства;

– институционалисты обратили внимание на социальные аспект








Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.157 сек.