Литературная жизнь и критика в 1920-е годы. Основные события, позиции, проблемы.
В послеоктябрьский период оказались особенно актуальны те методологические установки марксистской критики 1890-1910 гг., которые могли привести к быстрому воспитательному воздействию. А) Перешло понятие «масса» - понятие, ставшее ключевым в литературном общении 1920-1930 гг. Большевистская диктатура требовала работы с массами. Литература – также. Права отдельно взятого читателя (в литературе), как и реальные права человека (в государственном жизнеустройстве) игнорировались. Б) Диалектика искусства и действительности. Литература являлась отражением действительности, а, следовательно, - ее продолжением. Во многих работах Плеханова, Воровского, Луначарского, Ленина часты были нотки назидательности – ведь литература в их представлении являлась, прежде всего, учебником жизни. Методологическая основа советской литературной критики была взята у Плеханова – социологический метод. Его мысль о классовом характере искусства – господствующий в обществе класс неизбежно господствует и в литературе. Многие формы и способы интерпретации художественного текста были взяты из виртуозно написанных и всегда полемически заостренных работ Воровского. Он умел подчинять пафос того или иного литературного произведения насущным задачам большевизма. «Применение марксизма к литературе» (Воровской). Его последователи создадут терминологический гибрид, соединив политологическое понятие с понятием искусствоведческим – «социалистический реализм». К идеям марксизма были близки – Плеханов, Воровской, Луначарский, Ольминский, В.М. Фриче, В.М. Шулятиков, П.С.Коган, Н.А.Бердяев (начинал свою деятельность как легальный марксист), С.Н.Булгаков. Философские построения немецкого филолога и писателя Фридриха Ницше (1844-1900). Идеи ницшеанства вошли в литературную жизнь послереволюционного времени вместе с писателями и критиками, чья гимназическая или студенческая юность пришлась на начало 20 в Идеи австрийского врача и психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856-1939). Например, Луначарский обращается в своих размышлениях о Чернышевском, когда говорит о любовном треугольнике в романе «Что делать?», о престарелом муже из пьесы Георга Кайзера, о творческой индивидуальности Байрона.
Основные позиции. В период между Февральской и Октябрьской революциями создается одна из самых массовых литературно-художественных организаций – Пролеткульт, сыгравшая определяющую роль в развитии литературы и литературной критики 1920х. С пролеткультовцами враждовали футуристы. Наиболее серьезная полемика на рубеже 1918-19. Речь шла о том, кто в большей степени выражает пафос пролетарского искусства. Критики-футуристы – Пунин, О.Брик, Альтман, Кушнер. Футуристы доказывали, что классическое искусство искажало действительность, поскольку стремилось воспроизводить ее во всех подробностях Имажинизм. Теоретик – В.Г.Шершеневич. В эстетических построениях ориентировались на футуристов, подчеркивая необходимость биться за новый образ и новый синтакис. Конструктивисты. Теоретик – К.Л. Зелинский. Смысл искусства в рационалистической целесообразности, построенной на математических расчетах. Итог: два основных похода к литературному произведению. Один – анализ идейного содержания, другой – анализ формы худож.пр-ия.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1297;