Литературная жизнь 1930-х годов и I съезд советских писателей. Место съезда в истории литературы и критики.
С 1929 г литературная жизнь, как и жизнь в стране в целом, протекала в жестких тисках сталинской идеологии. Появляется и утверждается термин «социалистический реализм». Вернувшийся из эмиграции по настоянию Сталина Горький сумел выполнить социальную функцию, возложенную на него вождем, и вместе с целой группой разработчиков, среди которых преимущественное место занимали рапповцы, помог продумать до мелочей процесс «воссоединения» советских писателей, входивших в разные группы и объединения. В писательской среде отношение к постановлению было самым восторженным, будущие члены Союза еще не догадывались, что вместо РАПП приходит литературная организация небывалой мощности и неслыханных нивелирующих размеров. Первый съезд советских писателей открылся 17 августа 1934 г. И продолжался две недели. Съезд проходил как большой всесоюзный праздник, главный героем которого стал Максим Горький. Он сделал на нем доклад «О социалистическом реализме». Праздничная атмосфера была подкреплена многочисленными выступлениями писателей, имена которых еще сравнительно недавно вызывали однозначную негативную оценку. С яркими речами выступили Эренбург и Шкловский, Чуковский и Л. Леонов. Речь шла о полном и безнадежном отсутствии серьезной критики, о сохранившихся в критике рапповских замашках. Перелом в официально-торжественном течении съезда наступил после доклада Бухарина, который говорил о необходимости пересмотреть литературные репутации, в связи с чем в качестве лидера новой поэтической эпохи был назван Пастернак. После объединения писателей в единый союз, после сплочения их вокруг общей эстетической методологии, начинается литературная эпоха, при которой писатели хорошо осознавали, что должны подчиняться некой программе творческого и человеческого поведения. Не войти в Союз или выйти из него, быть исключенным из Союза писателей – означало лишиться права публиковать свои произведения. Литературно-писательская иерархия воздвигалась по образцу иерархии партийно-правительственной.
Состояние литературной критики в 1930-е годы. Причины кризиса. Место и функции литературной критики в условиях советского тоталитаризма. Критика в условиях социалистического реализма.
Советская литературная критика представлена преимущественно докладами и речами, партийными резолюциями и постановлениями. Критика имела возможность реализовывать свои творческие потенции в интервалах от одного партийного постановления до другого и потому справедливо может быть названа партийной литературной критикой. В центре внимания литературной критики зачастую сама литературная критика. В докладах о состоянии и задачах советской литературной критики отчетливо определяются следующие узловые проблемы: вопрос о критике актуален, как никогда; литературная критика – составная часть социалистической культуры; необходимо бороться против пережитков капитализма в сознании людей; необходимо сплотиться вокруг партии и избегать групповщины; литература пока еще отстает от жизни, а критика от литературы; литературная критика должна подчеркивать партийность и классовость литературы. Сохраняя общую концепцию речей и статей, посвященных задачам советской литературной критики, авторы делали поправку на время. Так, в 1930-е писали и о таком обязательном качестве литературной критики, как революционная бдительность. Критики 30-40х годов – Беспалова, Гронский, Усиевич, Лукач, Лесючевский, Тарасенков, Скорино, Ермилова и др. Литературная критика советской эпохи в своем суммарном виде являла невыразительный идеологический довесок к большой литературе, хотя на общем безрадостном фоне можно было различить и интересные находки, и точные суждения. Вмешательство и контроль партийных органов приводили, как правило, К ухудшению литературно-общественной ситуации. С 1933 стал выходить ежемесячный журнал «Литературный критик» под редакцией Юдина, а впоследствии – Розенталя. Был изданием своей эпохи. Но все же более-менее заполнял лакуны литературно-критической мысли.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1637;