Post scriptum 7 страница
Вл. Молодкин. Великое Переселение
Разве не дико возводить начало истории народов России, населявших Великую степь десятки тысяч лет, чуть ли не к IX–X вв. новой эры?! Древность ее столь очевидна, что может вызвать удивление разве что у полнейших невежд и лютых недругов России… Это не раз доказано: датчанином В. Л. Томсеном, немцем Ф. В. Радловым, русским В. М. Жирмунским, исследовавшим проблемы германского и тюркского языкознания. Последний, изучая эпосы разных народов – от Алтая до Европы, обратил внимание на общие моменты в сюжетах и образах. По его словам, сюжеты русских сказок о Коте в сапогах, Аленьком цветочке, Колобке, Золотой рыбке, Братьях‑лебедях, богатыре Руслане были известны на Алтае задолго до Великого переселения народов. Пушкин позаимствовал образ царя Салтана из сакской сказки «Хан с двенадцатью женами». Сюжет Кота‑в‑сапогах пришел в Европу из алтайской сказки о Лисе‑свахе. Золушка имела прототип на Востоке, в Кушанском царстве (но там вместо феи ей помогала Биби‑Сеншанби, покровительница семейного счастья). Похоже, что и «наша царевна‑лягушка» некогда «говорила только по‑тюркски». И даже знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», вероятно, вначале прозвучали на тюркском языке. Ведь арабы в X в. перевели их на арабский язык (ныне тюркский оригинал хранится в библиотеке Багдада). Р. Фрай считает: возможно, что сакам, выходцам с Алтая, принадлежит и большая часть преданий о Рустаме, вошедших в «Шахнаме» Фирдоуси. Кто знает, может пора уж более пристально вглядеться в глубь веков и тысячелетий. Наши древние земли, обитающие тут народы, имели свой язык и историю, богов и героев, свой пантеон.
Китайское влияние в русском искусстве XVIII века
Если угодно, то многими своими чертами Россия более напоминает Азию, чем Западную Европу. Мы ближе к Китаю и Индии, чем к Европе. Интерес к Китаю в России стал особенно заметен в XVIII в., когда и Европа (благодаря усилиям Лейбница и Вольтера, видевших в конфуцианских принципах управления государством и общества образец просвещенной монархии и царства Разума) пережила новую волну увлечения Востоком. В Европу и в Россию буквально хлынул поток произведений искусства и предметов быта из Китая и Японии. В итоге модных веяний внутри стилистического направления рококо появилась и интерпретация «китайщины» (chinoiserie). В загородных резиденциях царей и цариц, крупнейших вельмож и богачей стали устраиваться «китайские» дворцы и павильоны, архитектура которых хотя была выдержана в классицистических принципах, содержащих детали восточных мотивов. Петр Великий в павильоне Монплезир в Петергофе «экспонировал» коллекцию китайского и японского фарфора в специальной зале, где детали стилизованы «под Китай». Но расцвет chinoiserie в России пришелся на время правления Екатерины II. За внешней стороной интереса к Китаю были и глубинные причины: идеи конфуцианского учения о мудром государе и жесткий принцип подчинения императору были понятны и близки идеологам просвещенного абсолютизма в России. Поэтому если французская китайщина была «китайщиной вдохновения», то вот русская явилась «китайщиной бытия». То есть по мировосприятию (формам поведения, мышления, восприятия, ценности духа), мы, как это ни покажется странным, гораздо ближе к Китаю и Востоку, чем к Европе. Весьма схожи и иные повороты нашей истории.
Подобно Китаю, мы не раз подвергалась завоеваниям, нашествиям, испытывая на себе разрушительные последствия войн, революций или реформаторских эпидемий, и всегда сохраняя дух, внутреннюю силу, преемственность культуры, государственности, языка. Это позволяло нам преодолевать тяжкие невзгоды и беды. Среди признаков «российской китайщины» можно назвать и длительную настойчивую изоляцию российского очага цивилизации от Европы (пусть даже относительную). И в религиозном отношении мы чем‑то близки Китаю. Ведь мы также исповедуем «три великие религии» (православие, ислам, иудейство). Заметны общие черты и в социально‑управленческой модели государственного устройства России и Китая. И там, и тут господствует примат деления общества на управляемых и управителей. Так, Конфуций считал, что всегда были и будут две основные категории людей – верхи и низы, народ и управители. На первое место в китайском обществе, как позже в России, уже в середине I тысячелетия до н. э. выдвинулось служилое чиновничество. Это же произойдет на Руси при Петре I.
Конфуций обучает учеников
Государство воспринималось нами как мощное централизованное устройство, в котором государь выполняет функции «отца родного». В Китае, как и в России (на прогрессивных этапах истории) бюрократический аппарат формировался с учетом образовательного ценза. Хотя Китай в этом смысле оказался, пожалуй, более мудрым и последовательным, хотя, случалось, закапывал ученых живыми в землю и сжигал книги мудрецов. «Место наверху заслуживал тот, кто был человеком моральным, совершенным, мудрым, гуманным, кто стремился познать истину и знал чувство долга. Высокие моральные качества, которые прививались человеку в результате соответствующего обучения и воспитания, служили своеобразным «пропуском» наверх. Этот путь наверх не был закрыт ни перед кем. Человек любого происхождения (за «связку вяленого мяса») мог стать учеником философа, получить сумму необходимых знаний и тем самым оказаться подготовленным поступить на службу, занять официальный пост» (Л. С. Васильев). Образованные, грамотные люди (цзюнь‑цзы) всегда составляли в Китае костяк грамотной бюрократии. Любопытно, что у русских и китайцев довольно‑таки схожие отношения к законам. Те и другие живут скорее согласно правилам и традициям, доставшимся им от прошлого, нежели по законам («по понятиям»). Тут в силе примат традиции, обычного права над писаным законом. Конфуций относился отрицательно к кодифицированному законодательству. Когда же некто Фань Сюань‑цзы в 513 г. до н. э. (едва ли не впервые в Китае) выплавил для государя сосуд с выгравированными на нем статьями закона, философ осудил это новшество, заметив, что оно противоречит традициям и не приведет народ к добру. Конфуций призвал лучше следовать законам предков.
Чайная церемония в Китае
Следует в этой связи особо подчеркнуть, что «великое переселение народов», столь коренным образом изменившее судьбы Европы и мира, как известно, началось с миграции на запад части азиатских народов (сюнну). Во II в. н. э. они покинули места их первоначального обитания и, двинувшись на запад, стали, подобно мощному прессу, выдавливать обитавшие на евразийском континенте народы. Процесс этот занял не одно столетие, и через два с половиной века они появились на европейской арене под именем гунны. Однако самое любопытное то, что процессы, аналогичные «великому переселению народов», имели место и в Китае. Как отмечают синологи, в Восточной Азии начиная с III в. н. э. наблюдается процесс, аналогичный тому, что происходил на границах Римской империи: часть сюнну (сяньбийцы, ди, цяны, другие ближайшие соседи древних китайцев) начали перемещаться на Среднекитайскую равнину. В результате уже в 308 г., за сто лет до взятия Рима Аларихом и возникновения на территории Римской империи «варварского» государства – Тулузского королевства, предводитель сюнну Лю Юань объявил себя императором, а его преемник Лю Цун взял через три года столицу империи Цзинь и захватил в плен Сына Неба… События повлекли за собой начало массового переселения древних китайцев на юг, в бассейн Янцзы. В движение пришли и племена «южных варваров». Иначе говоря, азиатские племена и послужили неким детонатором «большого взрыва». Это заметно изменило не только облик населения на огромных пространствах Азии и Европы, но и перекроило карту мира, внеся существенные изменения в исторические судьбы могущественнейших Римской и Китайской империй.
Великая китайская стена
«Именно потому, что «великое переселение народов» заставило древних китайцев пережить этот период перерождения и изменения, между ними и современными китайцами, говоря словами К. А. Харнского, мы обнаруживаем сегодня примерно такие же качественные различия, как между древними римлянами и современными итальянцами». История в Китае двигается словно бы по кругу.
Традиционная личная печать в Китае
В этой связи времен и былых событий ключевую роль играют Россия и Китай. Во многих отношениях империи российская и китайская являются близнецами, хотя и народившимися от «разных отцов»… Обе глубокими корнями связаны с наследием своей древней культуры. Концепции власти и там и тут сохранялись практически почти до XX века в рамках старых, если не сказать первобытных представлений родоплеменного строя. Император (партийный вождь) в России и в Китае привык рассматривать страну как свою вотчину, распоряжаясь государством и народом, словно те были его данниками. Не мудрено, что и Россия и Китай долгое время не знали ни представительных институтов власти, ни гражданского права, ни демократических свобод. Всем и вся долгое время тут заправляли чиновники и армейские порядки. Всё делалось сверху – при помощи указов и распоряжений. Царь или император в Росии и Китае всесильны. Основатель минской династии Чжу Юаньчжан, говорят, один из самых жестоких тиранов в китайской истории, составил для своих подданных шесть заповедей: «чти родителей», «слушайся старших», «наставляй добру потомков», «занимайся своим делом», «не твори зла» и «живи в мире с соседями». Тем не менее и он хотел создать идеальное китайское общество, намереваясь выстроить по типу улея или же муравейника: «Живущие как одна большая армия, обладающие чувством товарищества, способные к порядку и дисциплине более людей – таковы пчелы и муравьи».
У имперской правящей элиты были свои порядки, язык, календарь, культура, свои печати. Хотя и там между народом и чиновничьей элитой была пропасть. «И в старом Китае апологеты официальной традиции были убеждены в том, что «глупый народ», как называли они серую, безмолвствующую массу внизу, не имеет собственной культуры и способен лишь неумело и бездумно подражать просвещенным верхам общества», – пишет В. В. Малявин. Однако и у нас черты народного быта противостояли дворянской культуре. Жизнь дворян текла совершенно в ином русле, нежели жизнь простого народа. Это сближает две наши страны. В российском и китайском обществе всегда присутствовала идея служения своему народу, верности собственной культуре (в противовес Западу). Будда, умирая, нарекал ученикам быть самим себе светильниками и полагаться только на самих себе. Успех в жизни может прийти только через учение: «Да будет вам светильником учение, к учению прибегайте, ни к чему другому не прибегайте». Что же касается награды, то память народа – это лучшая и самая высокая из наград.
Памятник китайским деньгам
Обе великие империи, России и Китай, прошли через периоды катастроф и потрясений. Но подумать только: всего сто с небольшим лет тому назад Николай II писал королеве Виктории (1899), высказывая глубокую тревогу в отношении будущей судьбы Китая и его народов. «Пугает сама идея крушения этой страны и возможности раздела ее между разными державами, и я считал бы это величайшим из возможных бедствий». Хотя основоположник отечественного китаеведения и буддологии академик В. П. Васильев (1818–1900) еще раньше, в известной речи «Современное положение Азии – китайский прогресс» (1883), произнес вещие слова… Можно положительно утверждать, что Китай имеет все данные, чтоб достигнуть самой высшей точки умственного, промышленного и вместе (с тем) политического прогресса. Его принцип глубокого уважения к науке, стремление всего народа учиться с необыкновенным напряжением, не стесняясь количеством лет, показывает, что там может вырасти нация самая образованная в свете, что она может создать ученых, которые могут не только разрабатывать науку сообща с остальным миром, но даже не остановятся на общем уровне. Китайская ученость старого времени хотя и неудовлетворительна, но она приучила их к критике, к глубокой тщательной разработке предмета. Тысячелетнее существование нации, устроившей всю жизненную обстановку собственными средствами, собственным соображением, придумыванием, обещает, что и новейшие открытия других народов по физическим предметам найдут в них усердных продолжателей и изобретателей. Китайцы могут отличиться и в артистическом, и в художественном отношении. Далее, нет ремесла, нет промысла, нет ни одной торговой ветви, в которой за китайца можно бы бояться, что он отстанет от других. И так как все это будет сделано тщательно и дешево, то мир может быть завален китайскими товарами.
«Может дойти дело даже до того, что китаец захватит все рынки и промыслы всего света. Рука об руку или даже идя впереди этого движения может возрасти до неимоверной степени и политическое могущество Китая. Довольно сначала заселить все находящиеся и теперь уже под властью Китая земли, как явится обширная империя с миллиардом народа развитого и деятельного. Захватив богатейшие в мире острова Восточного океана, Китай в одно и то же время может угрожать России и Индии, Америке и Западной Европе. При силе у него достигнет бессердечия вырезать всех непокорных, хоть весь мир. Весь мир будет населен одними только китайцами – вот до чего может разыграться фантазия будущего возможного, которое теперь называется невозможным». Иные из этих пророчеств великого синолога России уже стали реальностью, а иные, мы очень надеемся, вряд ли осуществятся, ибо китайцы – не самоубийцы.
В старой столице Китая Нанкине – ворота крепости
Время старых империй безвозвратно ушло в прошлое. Но означает ли это, что исчезает сама идея и форма империи?! Уверен, что нет… Некогда граф Гобино в книге «История персов» утверждал: царство Сассанидов как раз и было создано разноплеменной демократией, которая пришла на смену феодализму парфян. Но ведь и объединенная Европа (включая ее основные организации) создавалась по сути дела не только на землях, но и по модели великой Римской империи. Если так, почему бы и новой объединенной Евразии не быть созданной по примеру великих империй прошлого, некогда существовавших на необъятных просторах от берегов Тихого и Ледовитого океанов, включавших сотни народов, включая европейцев. Когда‑то Наполеон мечтал о том, чтобы столкнуть Россию в Азию. Три–четыре века наши недруги пугали Европу русским «призраком», русскими «варварами», «казаками», «несущими угрозу» европейской цивилизации. И хотя отзвуки той большой лжи время от времени можно услышать и сегодня, и они, словно могильные призраки, оживают в коридорах большой политики, хотя и ныне, как писал Герцен (1868), под завесой «прав человека», скелеты Европы и Америки появляются из могил, чтобы во имя «благ цивилизации» отбросить «подрастающих Аттил и будущих Аларихов за Волгу и Урал», дальновидная, прагматичная, мудрая Европа – voilа comme on eўcrit l`histoire – чаще игнорирует эти печальные рудименты не столь уж и давнего исторического прошлого.
Более того, США с Европою сами стремятся протолкнуться в Азию. Они хотят присоединиться к евразийской империи (пока войдя в стальные сети и артерии нефтепроводов, газопроводов). Самые дальновидные и умные политики, бизнес все менее боятся России. Ведь Франции, Германии, Англии, Голландии, Дании угрожают не «татары и русские», а африканизация и «исламизация» их городов. Известный европейский политик Ф. Фонтен, вспоминая о трагических судьбах Рима, пишет в книге «Марк Аврелий»: «Так что нельзя уйти от вопроса: какие происшествия могут завтра разрушить, затормозить, сбить с пути нынешнее европейское общество? Гарантированы ли мы, что новые завоеватели, новые неудержимые орды переселенцев не уничтожат наши открытые, слишком хитроумные общественные структуры?» К тревожным раздумьям его побудила судьба Российской империи, рухнувшей на глазах, империи, более пространной и организованной, чем Римская империя, которую «строили люди, выдававшие себя за наследников Цезаря: белые и красные цари». Однако они (то есть мы с вами) «лгали: римский плуг никогда не пахал их земли». И тут же Фонтен зло продолжает: «Не всякий желающий может стать наследником Ромула. Пускай теперь этот плод византийского перевоплощения Империи ищет свои корни, где хочет: мериться с отсутствием меры – есть их наследственная проблема, не наша. Суть в том, что и самая крепко сцементированная империя может взорваться». Однако похоже, что и сама Европа может «взорваться» – под натиском «новых гуннов», обитателей стран Малой Азии, Африки и т. д. Подобно древнему Риму, она пустила в страны обитателей бывших колоний и полуколоний. И сегодня не знает уже, что с иными из них делать. Расширение европейского альянса имело как позитивные, так и негативные стороны. И вот Франция, Голландия и Англия отвергают единую европейскую конституцию, а немцы требуют референдума.
Европе важнее понять другое, то, что, как полагаю, недопонимает Фонтен. Ныне Европе во сто крат нужнее Россия, чем ей Европа (при глубочайшем уважении русских к ее культуре, знаниям и возможностям). Думается, суть этой дилеммы, выбора судьбы очень точно выразил Ж. Первулеско в новой книге «Путин и Евразийская империя», сказав: «…или Европа будет великоконтинентальной, евразийской, или ее не будет вообще». Вспомним, что и наиболее авантюрные геополитики Европы пытались насильственно решить эту проблему выхода в Азию (путем сокрушения России). Известно, чем закончились эти попытки. Войти и соединиться с Азией Европе можно лишь посредством России, только при ее дружеском лидирующем влиянии. Европейцам предстоит еще в полной мере осознать ту истину, которую в свое время высказал известный немецкий геополитик К. Хаусхофер (1869–1946). Он отмечал, что давление границ и тесность пространства «тяготеют над задыхающейся в тисках Внутренней Европой (Innereuropa)» и Европе во что бы то ни стало надо преодолеть эту свою тесноту и разорванность с пространством Евразии. Если этого не сделать, то, вероятнее всего, такую «изувеченную» и «слепую» Европу в таком «удушающе тесном жизненном пространстве» ожидает далеко не лучшее будущее, или же, как писал Шпенглер, «закат Европы».
Это утверждает Россию в верности евразийско‑русского курса на ближайшие века. Почему бы России и Евразии не быть созданными по примеру «империй» прошлого, некогда существовавших на необъятных просторах. Три с половиной миллиарда, объединенные гением человеческого разума?! Как тут не вспомнить и слова П. Чаадаева, сказанные в «Философских письмах»: «И вот я спрашиваю вас, где наши мудрецы, наши мыслители? Кто когда‑либо мыслил за нас, кто теперь за нас мыслит? А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: воображение и рассудов, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара». И хотя далее он опровергает свой же прогноз, говоря: мол, «не такова роль, определенная нам провидением», мы решительно утверждаем: нет же, напротив, именно такова и есть роль России, определенная ей провидением!
Портрет Конфуция
«Сможет ли Россия на новом этапе развития выполнить великую историческую миссию – объединителя континентов и цивилизаций?» – вот в чем вопрос. Наши «евразийцы» справедливо рассматривали Россию как собор народов, считая, что политическое объединение такой огромной территории является результатом усилий не одного русского народа, но и многих народов Евразии. Это должно найти сегодня новое выражение: не только в культурной области, но и в формах государственного устройства (науки, техники, экономики, военного дела. – В. М. ). «В пределах общеевразийского политического единства каждому народу Евразии должна быть обеспечена область самостоятельной государственной жизни». Вопрос в том, кто в ближайшие века станет главным архитектором и демиургом евразийского мира. За бесконечными, часто очень нереалистичными, непродуктивными разговорами о европеизации народов бывшего СССР нельзя забывать, что их история за редкими моментами лежала в плоскости интересов прежде всего азиатских. Завтра именно в Азии будет формироваться будущее, а не только в Европе и США.
Почему китайцы оказались не скажу умнее, но бесспорно мудрее нас, русских? Всё закономерно. Они следуют мудрости своего великого Конфуция. Когда того спросили, что такое хорошее правление, он ответил: «Это когда рады те, что близко, и приходят те, что далеко»; или еще: «Одними речами не приведешь страну к расцвету». Обладая древнейшей культурой, Китай следует путем Дао, т. е. путем гармонии. В одном из ранних документов цинской династии (1644–1911) было сказано: «Высшее Небо относится к находящемуся внизу народу с любовью и гуманностью… Хлебные злаки год из года поднимаются. Простой народ наслаждается своим делом. Все это достигается благодаря тому, что наш император принял небесный мандат и следует Дао‑путем. Он распространяет искусную политику и достигает гармонии…» Этого не скажешь о нашей власти, о большей ее части.
В определении стратегического направления развития России мы не отдаем предпочтения ни Западу, ни Востоку, но не можем не признать правомочности глубокой оценки князя Э. Ухтомского, писавшего в работе «К событиям в Китае: об отношении Запада и России к Востоку» (1900), осудившего участие России в подавлении боксерского восстания в Китае: «Россия уже начинает догадываться, что она является обновленным Востоком, с которым не только ближайшие азиатские соседи, но и индусы, и китайцы имеют непременно больше общих интересов и симпатий, нежели с колонизаторами Запада. Так что не приходится удивляться, когда наши восточно‑русские первопроходцы делают неожиданное открытие, что новый мир, в который они проникают на Востоке, не кажется им ни враждебным, ни чуждым, а по‑детски доверчивым… Запад оформил наш дух, но как тускло и слабо отражается он на поверхности нашей жизни. Под этой поверхностью, в недрах национального бытия, все пронизано глубоким мировосприятием Востока и преисполнено желаний, по отношению к которым средний европеец, до мозга костей отравленный материализмом, проявляет совершенную чуждость. Азия инстинктивно чувствует, что Россия является частью того огромного духовного мира, который мистики и ученые именуют смутным словом Восток… Поэтому Россия будет третейским судьей в вечном споре между Азией и Европой и разрешит его в пользу Азии, потому что не может быть иного решения для судьи, который чувствует себя братом обиженного». Вся история XX в. только подтверждает нашу близость Востоку.
«Ворота к высшей гармонии». «Запретный город» императора
Вот они удивительные зигзаги истории. Всего через пару десятилетий в России была низвергнута монархия, а останки убиенных членов императорской семьи Николая II были вывезены в Китай, где и покоятся в Пекине (под полем игры в гольф, где некогда стояла православная часовня). Ну а еще через три четверти века в СССР люди без чести и совести, полнейшие бездарности, преступники и бессердечные авантюристы, не знающие ни своей истории, ни истории мира, не любящие людей, попав по воле случая во власть, привели к крушению нашу великую страну. Лагерь социализма и мира перестал существовать и на месте 27 государств социалистической ориентации возникли чужие страны, раздираемые острыми противоречиями, зачастую крайне враждебные друг к другу. Но если страны Восточной Европы, и ранее пребывавшие в рамках Европы, пережили этап модернизации (капиталистической реставрации) с меньшими потерями, то итоги перемен для населения СССР были катастрофичны. Китайские товарищи, взирая на катастрофу страны, с которой они брали пример, не могли не видеть всей порочности, гибельности избранного пути. Директор Института Восточной Европы, России и Центральной Азии АОН Китая Ли Цзинцзе писал, что ВВП России в 1998 г. по сравнению с ВВП СССР 1990 г. снизился на 50 %, уровень жизни населения упал на 40 %, снизилась рождаемость и на 10 лет сократилась продолжительность жизни. Пора подвести итог 20 лет реформ. Кому‑то на Руси «жить стало лучше, жить стало веселее». Ясно, что это меньшинство народа (10–15 %), тогда как для основной массы населения страны они печальны. Мы по многим показателям не достигли еще и уровня развития 1990 г. За это время четыре «маленьких азиатских дракона» осуществили экономический взлет. Вот что значит тупость и продажность политиков, игнорировавших «исторические традиции и культурные особенности своей страны и то, что зарубежная система и культура (которые хотели привить) зародились и развились на другой почве».
Президент России Владимир Путин и Председатель КНР Ху Цзиньтао открывают год России в Китае
Европейцы и американцы были на первых ролях, но относительно небольшой промежуток истории человечества. Важный и забытый урок истории состоит в том, что Европа и США, будучи культурными провинциалами, некогда желали обрести высокий уровень экономики и развития азиата (китайца, перса, араба). И не случайно такие великие ученые и мыслители как Лейбниц, Вольтер, А. Смит, Квесни называли Азию «центром мировой цивилизации и экономики». Ныне актуально звучат и слова А. Франка (Канада): «Однако переход лидерства от Востока к Западу в XIX и XX вв. оказался явлением временным, и сейчас все возвращается на круги своя». Новые индустриализирующиеся экономики (НИЭ) Восточной Азии «завоевывают свою обычную доминирующую роль в мировой экономике и мировой истории, а «Срединное царство» Китая опять занимает место «центра»». Полагаю, что новой России уже в ближайшие годы придется всё чаще и чаще обращать свой взор не на нынешнюю всемирную империю (США), а на Китай, переживающий стремительный взлет. В этом нет ничего удивительного! Китай – центр поднебесной!
Директор Института Дальнего Востока РАН – акад. М. Л. Титаренко
О причинах столь «неожиданного» исторического взлета Китая в судьбах мира говорит академик М. Л. Титаренко, директор Института Дальнего Востока РАН: «Китайская цивилизация… это единственная, уникальная цивилизация. По всем законам, открытым Данилевским и сформулированным четко Гумилевым и Моисеевым, средний срок существования цивилизации – две тысячи лет. Однако Китайская цивилизация существует свыше пяти тысяч лет. Она погибала и возрождалась. Население Китая с 400 миллионов сокращалось до 40 и даже до 30 миллионов и затем снова взлетало. У Китая есть опыт величия (курсив мой. – В. М. ). Китай в конце XVIII – начале XIX века был самой крупной мировой сверхдержавой. В то время существовало 10 городов с миллионным населением, семь из них было в Китае. В то время валовый национальный продукт Китая был в 5 раз больше, чем валовый продукт Англии и Франции, вместе взятых». В XXI в. совместный валовый внутренний продукт Китая и Индии впервые превысил ВВП развитых стран Европы и США вместе взятых. Высокие темпы роста стран (Китай – 9,9 %, Индия – 8 % в год) говорят: в будущем эти тенденции еще более укрепятся. Восток, включая Японию и Корею, станет еще сильнее и влиятельнее. Китай вышел на первое место в мире по запасам золотовалютных резервов (853 млрд долл.), опередив Японию и в 4 раза превысив объем таких резервов в России. Там принята стратегия, сформулированная правительством Китая и КПК: «Богатый народ – богатое государство». Это демократичнее и прогрессивнее, чем та политика, что утвердилась за последние годы в России: «Богатая верхушка – демократическое государство». Хотя по темпам развития Россия и входит в шестерку мировых лидеров, такая общественная философия, если она сохранится и не будет отброшена более дальновидным поколением, не оставляет России шансов на осуществление заявленных ею, ее президентом амбициозных целей!
Колокола Востока звучат все громче! Звуки их доносятся до нас не из США, а с просторов Китая и Азии! И совершенно не случайно президент США Дж. Буш в одной из своих речей прямо заявил, что конкурентами США в XXI веке будут Китай и Индия (2006). Так не будем и мы невеждами, недостойными великой судьбы и миссии… Не стоит слепо идти за англо‑американцами и европейцами в той части их философии культуры, которая до сих пор считает, что это «Европа изобрела историков», что те «создали мир вокруг себя», и что этот мир по сути дела им и принадлежит (Ф. Бродель). В действительности, мир давно состоит из той части, где явно преобладают китайцы, индусы, азиаты. Он не только не делится по четким разграничительным линиям из киплинговой максимы «Запад есть Запад, Восток есть Восток», но и все более приобретает иную, для многих явно пугающую характеристику: «Восток есть Восток, но и Запад тоже Восток».
И вновь вспомним слова провидца П. Савицкого, говорившего о нашем времени как об эпохе начала создания огромных и мощных экономических объединений, «государств‑материков», охватывающих большие пространства, обеспечивших в их пределах «беспрепятственность и устойчивость экономического оборота».
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 544;