Эволюция формы легкового автомобиля

Транспортные средства имеют меньшую историю развития, чем мебель, часы, станки, но освоение их формы было более быстрым. Это в значительной мере связано с тем, что они всегда вызывали большой общественный интерес.

Развитие формы различных транспортных средств шло неодинаково. Например, форма паровоза и поезда в целом, являющегося более дешевым и демократичным средством передвижения, длительное время не испытывала влияния престижного фактора. Для формы же легкового автомобиля этот фактор стал сразу главным. Быстроту изменения форм автомобилей можно сравнить с эволюцией форм самолетов, для которых главным и объективным фактором развития формы является скорость.

Эволюции форм автомобилей присущи те же закономерности, что и для всего предметного мира.

Форма автомобиля постепенно становилась более лаконичной и стала своего рода скульптурной. В моделях 30-х годов она была сложной, но в эру обтекаемых форм быстро меняется. На стыке 30—40-х годов форма обобщается и влечет за собой новые методы конструирования и критерии эстетической оценки (эволюция форм автомобилей показана на рис. 2.6).

Рис. 2.6. Эволюция форм легкового автомобиля

На изменение формы большое влияние оказывают новая технология производства и материалы. Однако потребность в новых формах оказывает и обратное воздействие. Так, тенденция к ее утончению потребовала изменений в технологии, в частности усложнения штампового хозяйства.

В своем развитии легковой автомобиль прошел сложный путь и сейчас переживает новый период. Современные формы его скульптурны, они как бы приобретают характер собственной ценности. Многие специалисты и социологи высказывают мысль о конце эры легкового автомобиля с бензиновым двигателем. Одной из причин является высокий уровень решения функциональных задач. Бензиновый двигатель исчерпывает возможности дальнейших кардинальных усовершенствований (вспомните, как исчерпались к XV в. резервы совершенствования функции и формы казалось бы вечных солнечных часов). Другая причина — перенасыщение городского воздуха отработанными газами.

На смену автомобилю с бензиновым двигателем в будущем, несомненно, придет более удобный, гигиеничный и безопасный вид индивидуального транспорта, лучше приспособленный к условиям жизни больших городов (ведь уже сегодня в крупных городах автомобиль движется со средней скоростью, во много раз меньшей его возможной).

Рис. 2.7. Двухместный электромобиль (США)

Одним из таких новых видов транспорта может стать электромобиль, работы по созданию которого вызваны социальным заказом и усиленно ведутся во многих странах мира (рис. 2.7).

Моральное старение формы. Каждое промышленное изделие рано или поздно стареет морально.

В условиях капиталистической конкуренции форма многих изделий, особенно бытовых, проектируется с расчетом на быстрое моральное старение.

В условиях социалистического хозяйства нельзя допускать, чтобы форма являлась причиной искусственного старения самого изделия. Любой предмет не должен морально стареть раньше, чем будут использованы его технические возможности. Иными словами, жизнь формы предмета должна быть не меньше срока его эксплуатации.

Как известно, сроки службы промышленных изделий далеко не одинаковы, поэтому к форме изделий различного назначения необходимо подходить по-разному. Форма изделий, срок службы которых непродолжителен, может быть острохарактерной и сильнее отражать черты моды и стиля. Форма же изделий, предназначенных для длительной службы, должна быть сдержанной, нейтральной. Это позволит ей не стареть морально длительное время.

Особое значение имеет фактор морального старения формы тех изделий, которые формируют единую предметно-пространственную среду. Такой средой, например, является интерьер жилой квартиры, в котором мебель, бытовое оборудование и различные комплектующие его элементы морально и физически стареют крайне несинхронно.

С другой стороны, организующее интерьер предметное окружение должно согласовываться между собой и в определенной мере создавать индивидуализированное жилище, так как благосостояние и запросы людей, их культурный уровень и потребности непрерывно повышаются. Эти условия налагают известные ограничения на процесс формообразования изделий и при проектировании художник-конструктор должен с ними считаться. Тем не менее, выход из положения есть.

Правильное понимание целей и задач проектирования, ориентирование на современную технико-технологическую базу, социальные, стилевые, эстетические, экономические и другие факторы открывают широкие возможности для формообразования. Художник-конструктор должен помнить, что конечной целью проектирования является создание новых изделий, которые будут служить столько, на сколько рассчитаны их технические возможности.

Поэтому проблему морального старения, а следовательно, и проектирование формы нужно решать комплексно, с учетом всех факторов и их взаимообусловленности.

 








Дата добавления: 2023-01-03; просмотров: 6950;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.