Каноны пропорциональности Древнего Египта
Здесь, где начинается история мира, в Египте, по берегам Нила велось строительство на протяжении многих веков по канонам, которые не менялись столетиями, по установленным мерам и законам — по пропорциям, как говорят сегодняшние теоретики искусства. На пирамидах-великанах древние строители осмысливали взаимную связь каменных блоков и нашли пропорциональное сочетание частей и целого.
Они в совершенстве владели искусством строительства и конструирования. Были среди них разносторонние личности, например Имхотеп и Хасира, об одном из которых иероглифы говорят следующее: «Визирь фараона Нижнего Египта, первый после фараона Верхнего Египта, управитель великой палаты, почетный гражданин, великий жрец Гелиополиса, Имхотеп, строитель и скульптор».
Египтяне были блестящими математиками. Наивысшие их достижения в этой области, как плод большого опыта и долгого развития, относятся к эпохе Древнего царства. Нет сомнения в том, что каждодневная работа способствовала прогрессу в арифметике: они измеряли приливы и отливы Нила, влиявшие на урожай, который давал им жизнь; они научились считать до миллиона, открыли простые дроби, которые служили им вместо сложных.
Они умели измерять периметр и диаметр круга, площадь круга, треугольника, квадрата и многих других геометрических фигур. Делали планы городов, строили храмы и пирамиды. Некоторые из них наглядно показывают, что гармоничные строения не были результатом случайности. Они выбирали размеры для своих строений по какой-то утвержденной ими системе мер и чисел, соответствовавшей их математическим знаниям. По нашему представлению только на подобной основе могут рассматриваться пропорции египетского искусства.
В области исканий пропорциональности Древний Египет дает нам три канона постоянных отношений человеческой фигуры, установленных в разное время.
Первый из этих канонов, найденный в одной из гробниц около Мемфиса, относится по времени к правившей Египтом 4-й или 5-й династии, т. е. 5000 лет до н. э. В нем человеческая фигура до лба разделена на 6 равных частей, каждая длиной в одну ступню ноги, или в один фут.
Второй дошедший до нас канон, времен 18-й династии, — периода расцвета египетской культуры — делит человеческую фигуру до лба на 3x6 = 18 частей, путем деления каждого фута на 3 дополнительные части.
В третьем — птолемеевском каноне, найденном ученой комиссией Наполеона I, человеческая фигура до лба составляет уже 7 футов, с делением каждого из них на 3 части (рис. 1.1). Таким образом, вся высота человеческой фигуры по этому канону делится на 21 часть. Точные цифры объективных размеров и соотношений частей тела реализовывались в изображениях, совмещавших вертикальные, горизонтальные и боковые проекции.
Рис. 1.1. Египетский канон по Лепсиусу, описанный Диодором Сицилийским, который предусматривает разделение мужской фигуры с головным убором на 21 1/4 части. Одно деление равно длине среднего пальца
Рис. 1.2. Более ранний канон древнеегипетского искусства
Выявление реальных размеров — это только одна сторона египетского учения о пропорциях; другая заключается в способах их перенесения в изображение. Вспомогательным средством египтянам служили сетки из довольно мелких квадратов, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся эскизы.
Горизонтали и вертикали таких сеток раз и навсегда определяли расположение и размеры членов тела. Так, в случае более раннего канона, подразумевавшего деление тела на 18 частей, щиколотка всегда находилась на уровне первой горизонтали, колено — на десятой, грудь — на тринадцатой, плечо — на четырнадцатой, ключица — на пятнадцатой, подбородок — на шестнадцатой (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Схема построения фигуры человека по древнеегипетскому канону
Сетку, применявшуюся в Древнем Египте, не стоит сравнивать с той, которую художники использовали в последующие эпохи для перенесения композиции на большую поверхность: сначала в маленьком формате создавался предварительный рисунок, затем на него наносилась сетка, и с ее помощью изображение переводилось в больший формат.
В египетском искусстве сетка изначально определяла фигуру, которая возникла благодаря сетке, имевшей конструктивное значение. На ее основе, используя единую мерку, тело выстраивали из отдельных частей. Изображавшиеся движения не соответствовали естественным движениям, а передавались простым изменением положения частей тела. Особенности движений также определяли по сетке.
Например, длина шага бегущего мужчины была равна десяти с половиной мерам, а спокойно идущего — четырем с половиной или пяти с половиной мерам. Так как положения движений и пропорциональные соотношения устанавливались каноном, характерные черты возникавшего образа были определены заранее.
Канон пропорций постигался художником в процессе обучения и работы на специальных образцах — скульптурных моделях, широко вошедших в практику во второй половине I тысячелетии до н. э., когда мастера не только стали уделять внимание канону в его практическом значении, но и начали видеть в нем теоретическое выражение системы пропорций и технических правил построения фигур.
На этой ступени развития искусства скульптурные модели явились своего рода «записью» правил канона, выраженной в пластической форме. Они создавались с целью наглядного показа приемов и методов пропорционирования фигур либо демонстрировали последовательные стадии моделировки поверхности. Скульптурные модели играли огромную роль в развитии профессиональных навыков древнеегипетских мастеров и закреплении канонизированных типов.
Диодор (вторая половина I в. до н. э.) в своей «Исторической библиотеке» сообщал, что египтяне устанавливали пропорциональные соотношения не так, как греки, опиравшиеся на внешнее впечатление от изображаемого объекта. Они исходили из размеров специально заготовленных каменных блоков. Тем не менее художники-египтяне стремились к объективности пропорций своих образов.
Эрвин Панофский в своем исследовании «Развитие учения о пропорциях как отражение развития стилей» пишет: «Творения скульптора в законченном виде не обнаруживают геометрически архитектурную, чертежную свою сущность так ясно, как живопись и рельеф. Но на многих примерах незаконченных произведений явно видно, что они все-таки начинались с чертежей или планов, нанесенных на поверхности каменного блока.
Вполне отчетливо видно, как художник на вертикальных плоскостях блока вычерчивал четыре проекции, как он из этих нарисованных проекций или чертежей получал форму, скалывал лишние массы каменного блока, так что форма, ограниченная системой плоскостей, образовывалась под прямым углом и косыми поверхностями. Затем он стесывал острую кромку, образовавшуюся в процессе работы (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Эскиз незавершенной скульптуры из музея в Каире
Словно речь шла о каком-то архитектурном строении, скульптор сделал эскизные изображения своего сфинкса во фронтальной проекции, начертил его план и профиль, так что по этим проекциям фигуру сфинкса можно было бы сделать и сегодня.
Дата добавления: 2023-01-03; просмотров: 7164;