В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
История исследований развития способности к рисованию у детей насчитывает уже более ста лет. Пионером в этой области принято считать итальянского поэта Коррадо Риччи, впервые опубликовавшего свои наблюдения за изобразительной деятельностью детей. Его отчеты послужили отправной точкой для многочисленных исследований, в которых способы самовыражения детей в искусстве рассматривались как средство более глубокого понимания процесса развития интеллекта и личности ребенка.
Значительное число ранних исследований представляло собой попытку провести параллель между развитием изобразительных навыков у детей и эволюционными теориями, столь модными на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Многие годы антропологи и психологи пытались изучать этот вопрос, исходя из предположения, что ребенок в своем развитии проходит те же стадии, что и человечество в эволюции. Хотя этот тезис и не получил достаточного обоснования, накопленные в то время эмпирические данные и подмеченные закономерности представляют значительную ценность и служат отправной точкой для исследований в данной области. В частности, были выявлены параллели между развитием изобразительных способностей и вербальных навыков. Особое значение имеют периодизации развития детского графического творчества, на которые опираются многие современные теории и диагностические методики.
Одна из наиболее дифференцированных и полных периодизаций принадлежит американскому ученому Виктору Лоуэнфелду (Lowenfeld. Creative and Mental Growth, 1947) и включает в себя шесть основных стадий:
I. Стадия «каракулей» (от 2 до 4 лет)— первичное приобретение специфического для изобразительной деятельности двигательного опыта. Разбивается в свою очередь на четыре периода.
а) Период «беспорядочных движений» — выраженный недостаток моторного контроля (до 18 месяцев). Ребенок практически не обращает внимания на результаты своих действий, проявляет мало интереса к процессу рисования, быстро устает и переключается на другие виды деятельности.
б) Период «длительного рисования» — формируется основа
зрительно-моторного контроля изобразительных движений (с 18
месяцев до 2 лет). Появляется спонтанное стремление к рисова
нию, хотя ребенка завораживает лишь сам процесс движения
карандаша по бумаге при отсутствии попытки систематизиро
вать свои движения, «нарисовать что-либо» или воспроизвести
предложенный образец.
в) Период «круговых движений» — активное формирование
зрительно-моторной координации (от 2 до 3 лет). Ребенка при
влекают следы, оставляемые им на бумаге, встречаются попыт
ки многократного воспроизведения округлых форм.
г) Период «наименований»— переориентация от чисто кине
стетической активности при рисовании к интеллектуальной, по
пытки создания предметных или сюжетных изображений (от 3
до 4 лет). Ребенок начинает использовать в своих рисунках об
разцы, предлагаемые взрослыми, однако способность к копиро
ванию еще очень слабо развита.
II. Стадия «первичныхсхем» (от 4до 7 лет)— поиск симво
лов, репрезентирующих изображаемые объекты. Активное ис
пользование образцов, развитие способности к копированию.
III.Стадия схематизации (с 7 до 9 лет) — создание сюжетных
изображений с использованием повторяющихся форм, про
странственных и цветовых схем; влияние на рисунок ребенка
опыта взаимодействия с изображаемыми объектами выражается
в преувеличении отдельных элементов изображения, пропусках
незначимых частей, явном изображении скрытых поверхностей
предметов, последовательном изображении временной динами
ки событий и пр.
IV. Стадия первичного реализма(с 9 до 11 лет)— изображе
ние пространственного расположения предметов, освоение перс
пективы — введение в рисунок третьего измерения.
V. Стадия псевдореализма(с 11 до 13 лет)— стремление как
можно точнее изображать объекты, критическое осознание сво
их способностей, что часто подавляет стремление и интерес к ри
сованию.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1291;