Алгоритм диагностики и начальной интенсивной терапии при огнестрельном проникающем ранении груди
Дренаж устанавливается в VI межреберье по средней подмышечной линии.
Своевременное адекватное дренирование плевральной полости позволяет устранить сдавление и патологическое смещение органов средостения вследствие скопления крови и воздуха в плевральной полости и тем самым предотвратить связанные с ним острые дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства.
Строгое следование методике дренирования плевральном полости с учетом характера ранения и четко установленных при этом показаний позволяет избегать осложнений, связанных с ятрогенными повреждениями внутренних органов в процессе выполнения процедуры.
На этой же схеме представлено и хирургическое вмешательство - торакотомия, которая в данной ситуации (тампонада перикарда, остановка сердца) рассматривается как реанимационное пособие и относится к числу неотложных торакотомии.
Мы выделяем торакотомиинеотложные, ранние (срочные), отсроченные и поздние.
Каждый вид торакотомии имеет четкие показания.
Для неотложных и срочных (ранних) торакотомии мы выделяем следующие показания:
• тампонада сердца, ранение сердца;
• острое ухудшение вплоть до остановки сердца (реанимационная торакотомия) при траектории прохождения ранящего снаряда через средостение;
• продолжающееся или возобновившееся внутриплевральное кровотечение при потере крови по дренажам 250 мл/час;
• повреждение магистральных сосудов средостения;
• ранение трахеи или крупных бронхов;
• ранение пищевода;
• эмболия пули в сердце или в легочной артерии;
• большой дефект в грудной клетке.
Эти показания должны подтверждаться с помощью рентгенологического, ультразвукового и эндоскопического исследований.
Отсроченные торакотомии (на 3-7 сутки) выполняются при следующих показаниях:
• свернувшийся гемоторакс с признаками нагноения;
• усиленный сброс воздуха по дренажам и длительное нерасправление легкого (не диагностированное ранее трахеобронхиальное повреждение).
После эвакуации раненого в госпитали тыла страны возможно выполнение поздних (реконструктивно-восстановительных) торакотомии, показаниями к которым служат:
• не удаленный свернувшийся гемоторакс;
• крупные (более 1 см) инородные тела в легком, средостении;
• травматическая аневризма грудного отдела аорты;
• стеноз бронха;
• констриктивный постравматический перикардит;
• повреждение клапанов сердца;
• незаживающий бронхоплевральный свищ;
• трахеоэзофагеальный свищ;
• диафрагмальная грыжа;
• гангренозный абсцесс легкого;
• хроническая посттравматическая эмпиема плевры.
Из других оперативных вмешательствах при ОПРГ до 30 % приходится на хирургическую обработку ран, также завершаемую дренированием плевральной полости полихлорвиниловыми трубками.
При этом, в случае обнаружения в ране размозженных нежизнеспособных тканей, инородных тел и межмышечных гематом по ходу раневого канала экономно иссекаются некротизированные ткани, рассекаются фасции, удаляются инородные тела, останавливается кровотечение.
Раневой канал обрабатывается раствором антисептиков.
Окружающую подкожную клетчатку и мышцы инфильтрируют 0,5 % раствором новокаина с антибиотиками, а также выполняют новокаиновую блокаду межреберных нервов.
При открытом пневмотораксе после хирургической обработки раны дренируют плевральную полость, и герметично закрывают дефект грудной стенки (это является одним из обязательных условий полного расправления легкого на стороне операции).
Большие дефекты грудной стенки закрывают сшиванием отмобилизованных краев жизнеспособных мышц и грудной фасции, а также, при невозможности их сближения или чрезмерном натяжении тканей, перемещают в рану хорошо кровоснабжаемые лоскуты большой грудной или широчайшей мышцы спины.
Глубокие раневые каналы дренируются резиновыми выпускниками или расщепленными силиконовыми трубками и рыхло заполняются марлевыми турундами с водорастворимой мазью (левосин, левомеколь, диоксидин), что обеспечивает хороший отток раневого отделяемого и уменьшает опасность нагноения раны.
При обширном разрушении мягких тканей через дополнительные разрезы кожи дренируют также межмышечные пространства.
После очищения таких ран через 2-3 суток накладывают первичные отсроченные швы. Остальные раны груди после обработки раствором антисептика ушивают до кожи с наложением повязки с водорастворимой мазью.
Диагностическая ценность основного метода исследования - рентгенологического - значительно снижается при тяжелых ранениях, когда невозможно выполнение полипозиционной рентгенографии.
Стремление избежать ошибок, боязнь упустить оптимальные сроки для вмешательства побуждают хирурга расширять показания к торакотомии, хотя операция наносит дополнительную травму пострадавшему.
Поэтому число необоснованных торакотомии при травмах груди мирного времени колеблется от 10 до 56 % (Вагнер Е.А., 1981).
Известно, что более чем в 45 % случаев при торакотомии не выявляется серьезных повреждений, еще в 35 - 40 % выполняется лишь ушивание ран легкого и атипичная резекция легкого, в 8 - 10 % - лобэктомии и пневмонэктомии и только в 5 % всех торакотомии - вмешательства по поводу жизнеугрожающих ранений сердца, перикарда, крупных сосудов средостения, а также трахеи, крупных бронхов и пищевода.
Закрытое дренирование плевральной полости позволяет избежать осложнений, связанных с торакотомией, однако не дает возможности произвести остановку внутриплеврального кровотечения, тщательную санацию плевральной полости, полноценную хирургическую обработку ран грудной стенки и легкого.
Поэтому промедление и упование на ожидаемый эффект от закрытого дренирования плевральной полости в ряде случаев может стать фатальным для раненого, привести к осложнениям вследствие нарушения оттока из плевральной полости и неадекватного расправления легкого.
Чаще всего в таких ситуациях диагностируется свернувшийся гемоторакс, отграниченный пневмоторакс и бронхиолярные свищи, которые приводят к развитию гнойных плевральных осложнений.
Перспектива в дальнейшем совершенствовании диагностики и лечения ОПРГ заключается в применении новой технологии -оперативной видеоторакоскопии.
Оперативная видеоторакоскопия(ОВТС) включает комплекс диагностических и оперативных манипуляций, выполняемых в грудной полости с использованием современной видеотелевизионной техники и эндоскопических хирургических инструментов.
Наибольшее распространение имеют аппараты и инструменты фирмы «Auto Suture (Tyco) », «Karl Storz», «Эндомедиум».
ОВТС стала часто применяться с начала 90-х годов прошлого столетия, а в передовых госпиталях при лечении раненых - с 1996 г. (Брюсов П.Г. и соавт., 1998).
За короткий промежуток времени этот метод стал достоянием крупных больниц и выступает сегодня методом выбора при многих травмах и ранениях груди мирного времени.
Все видеоторакоскопические операции выполняются под эндотрахеальным наркозом с раздельной интубацией бронхов двухпросветной трубкой, что позволяет выключать из вентиляции легкое на стороне операции.
При этом происходит коллапс легкого, не требующий, как правило, дополнительного нагнетания воздуха в плевральную полость под давлением, и создаются благоприятные условия для визуализации и работы в грудной полости.
Достоинство метода заключается в возможности выполнить детальный осмотр грудной полости.
Он осуществляется в строгой последовательности: вначале осматривают перикард и область переднего средостения, затем сосуды корня легкого, верхнюю полую вену с притоками и подключичные сосуды; далее легкое отводят кпереди и осматривают область заднего средостения и позвоночно-реберного перехода, задние отделы гемиторакса, затем, отводя нижнюю долю легкого кверху, все отделы купола диафрагмы, особенно внимательно - задний и передний реберно-диафрагмальные синусы.
Последним обследуют легкое, а при отсутствии явных признаков его повреждения делают тщательную ревизию вначале передних, затем задних его сегментов.
При этом, с помощью атравматического зажима и диссектора осторожно разводят края легкого на границе долей, чтобы осмотреть область междолевой щели и исключить повреждение междолевой вены.
Ревизия раневого канала в легком, а также в области ран грудной стенки и в свободной плевральной полости, позволяет отчетливо локализовать первичные ранящие снаряды (металлические осколки, фрагменты пуль), а также другие инородные тела (мелкие костные обломки, крупные частицы почвы, обрывки одежды и т.д.), вызвавшие повреждения легкого вторично под действием большой ударной силы ранящих снарядов.
Но главная задача видеоторакоскопии на этапе диагностики заключается прежде всего в достоверном подтверждении или исключении ранения жизненно важных органов - сердца, трахеи, крупных бронхов, пищевода, а также крупных сосудов средостения, корня легкого и подключичной области.
Повреждение указанных структур считаем абсолютным показанием к конверсии видеоторакоскопии в торакотомию, которая должна быть выполнена незамедлительно.
Используемая строгая последовательность осмотра грудной полости и средостения позволяет, в первую очередь, определить или отвергнуть эти показания, затратив всего лишь 1-2 минуты времени, необходимого также для эвакуации жидкой крови из плевральной полости с целью ее реинфузии.
И в том и в другом случае видеоторакоскопия позволяла избежать ошибок, связанных как с переоценкой тяжести ранения, когда выполнялась напрасная торакотомия, так и с объективными трудностями диагностики, когда повреждения жизненно важных органов выявлялись несвоевременно, а необходимая операция задерживалась.
С помощью оперативной видеоторакоскопии при огнестрельных проникающих ранениях груди выполняются следующие вмешательства:
• остановка кровотечения из сосудов грудной стенки в ране и на протяжении с использованием электрокоагуляции и клипирования;
• ушивание ран легкого с наложением герметичного ручного узлового шва;
• краевая и клиновидная резекция легкого с помощью сшивающего аппарата;
• удаление свернувшегося гемоторакса в ранние сроки (3-5 суток) с использованием механической и гидравлической его фрагментации;
• торакоскопическая хирургическая обработка ран легкого и грудной стенки с удалением нежизнеспособных тканей, свободно лежащих костных отломков, вскрытием и дренированием субплевральных гематом;
• удаление ранящих снарядов (пули, металлические осколки) при тщательной и осторожной ревизии раневого канала;
• превентивная санация плевральной полости и ее направленное дренирование с контролем расправления легкого в конце операции.
То есть, ОВТС позволяет оказать раненным в грудь специализированную хирургическую помощь в полном объеме, а само вмешательство, несмотря на экстренность, предстает одномоментным и окончательным.
У раненых, оперируемых с помощью видеоторакоскопии, не отмечается гнойных осложнений.
Невыраженный болевой синдром в послеоперационном периоде, ранние сроки удаления дренажей, определяемые быстрым и полным расправлением легкого и восстановлением стойкого аэростаза после ОВТС, способствуют ранней активизации и сокращению сроков лечения и реабилитации пострадавших.
Применение новой технологии при лечении раненых позволило прийти к выводу, что оперативная видеоторакоскопия является малотравматичным и эффективным методом диагностики и лечения ОПРГ, по своим задачам и возможностям не уступающая торакотомии.
Выполнение ее в большинстве случаев позволяет отказаться от торакотомии, что особенно важно у раненых с тяжелыми торакоабдоминальными и другими сочетанными ранениями груди.
Изменение хирургической тактики, быстрая доставка раненых в многопрофильный госпиталь или больницу, своевременное выполнение специализированных хирургических вмешательств привело к улучшению результатов лечения со снижением количества гнойных осложнений до 14,7 %, а летальности -до 8 % (П.Г. Брюсов, НЛО. Уразовский, 2001).
Заключение
В настоящее время стандартным неотложным хирургическим пособием на самых ранних этапах лечения раненых является торакоцентез и дренирование плевральной полости.
С накоплением опыта лечения раненных в грудь частота широких торакотомии уменьшается и составляет не более 10-15%.
Перспективным направлением в совершенствовании диагностики и лечения ОПРГ является оперативная видеоторакоскопия с использованием современной аппаратуры и инструментария.
При некардиальной травме груди она является альтернативой широкой торакотомии и при ее повсеместном внедрении отмечается изменение концепции хирургического лечения раненых с ОПРГ, что сопровождается снижением частоты торакотомии до 3 - 6 % и улучшением исходов лечения.
Дата добавления: 2014-12-14; просмотров: 1495;