Тема: Марксистская философия

Приступая к рассмотрению вопроса «Позитивизм: эволюция и основные идеи»,студенту необходимо уяснить, что позитивизм – это философское направление, которое утверждает, что источником подлинного (положительного) знания могут быть только отдельные конкретные науки и их синтетические объеди­нения, а философия как особая наука, не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.

Позитивизм,сформировался в 30-40-е гг. XIX века. Основа­телями этого направления были француз Огюст Конт(1798-1857) и англичанин Герберт Спенсер(1820-1903).

Позитивизм пытался построить систему знания, которое явля­ется бесспорным, точным и найти научный метод, который позво­лил бы создавать такую систему положительного знания. Классиче­ской немецкой философии позитивизм противопоставил «полезное» и «удобное» для применения в жизни знание, истина в котором ос­мысливается на основе точного экспериментального знания.

Представитель второй исторической формы позитивизма Э.Мах (1838-1916), полагал, что вещи есть «комплексы ощуще­ний». К сумме ощущений он сводил и человека. Последователи Маха заявляли, что любое положительное (научное) знание есть знание философское, поэтому философия не может иметь своего отдельного от других наук предмета.

Третья форма позитивизма возникает в 20-е годы XX в. под общим названием неопозитивизм(греч. neos – новый + лат. positivus – положительный, основанный на опыте). В нем объединя­ются различные теории: логический позитивизм, логический эм­пиризм, логический атомизм, философия лингвистического ана­лиза, аналитическая философия, критический рационализм.

Наиболее известные представители: М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Б.Рассел, Ф.Франк, Л.Витгенштейн.

Основные идеи неопозитивизма:

а) философия должна за­ниматься аналитической деятельностью, т.е. выяснением логиче­ского смысла языка конкретных наук;

б) главное в философии не метод познания, а истолкование знаний, полученных конкретны­ми науками.

Постпозитивизм –это понятие для обозначения ряда со­временных западных философских течений, возникших в 50-70-е гг. XX в. и критикующих неопозитивизм. В основном они близки к логическому эмпиризму. Сюда относят критический рациона­лизм К.Поппера, прагматический анализ У.Куайна, методология науки Т.Куна и др.

Основные идеи:

а) ослабление внимания к формальной ло­гике;

б) обращение к истории науки;

в) отсутствие жестких гра­ниц между эмпирией и теорией, наукой и философией.

Приступая к изучению вопроса «Марксизм и его место в истории философии»,необходимо помнить, что основ­ные положения этого теоретического направления были сформу­лированы К.Марксом (1818-1883)и Ф.Энгель­сом(1820-1895).

В марксизме творчески переработаны три классических источ­ника: гегелевская диалектика; теория социалистов Сен-Симона (1760-1825), Ж.Фурье(1772-1837) и Р.Оуэна(1771-1858) и теория экономистов А.Смита(1723-1790)Д.Рикардо(1772-1823).

В результате К.Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм.

Сегодня существует целый ряд моделей марксистской фило­софии:

1) аутентичный (подлинный) марксизм, взятый на воору­жение социал-демократическими партиями;

2) неомарксизм – преобразование взглядов Маркса под влиянием идей экзистен­циализма, позитивизма, фрейдизма, неотомизма и т.п.;

3) разви­тие марксизма, связанное с критикой философии Маркса слева и справа;

4) сталинизм, ориентирующийся на марксистские догмы.

В целом марксизм – учение, оказавшее колоссальное влия­ние на развитие философской мысли.

При рассмотрении вопроса «Антропологические школы в философии»студент должен иметь в виду, что совре­менная философия особое внимание уделяет проблемам антропо­логии, проблемам человека.

Одна из таких концепций получила название «философии жизни».Ее основоположниками были Ф.Ницше(1844-1900), А.Бергсон (1859-1941), О.Шпенглер(1880-1936). В этой фило­софии главное внимание уделяется вопросам истории общест­венной жизни, культуре, мировоззрению человека, «вечным во­просам» о смысле жизни, о природе всего сущего.

Актуализация идей Ф.Ницше и др. в начале XX в. привела в Германии к формированию антропологического на­правления в философии или философской антропологии.

Основными ее представителями являются М.Шелер(1874-1928), Г.Плеснер(1892-1985), А.Гелен(1904-1971). Это фило­софское направление претендует на создание «синтетической» концепции человека, согласно которой, человек выступает как свободная, независимая личность, с поведением определяемым, в первую очередь, своей внутренней сущностью.

В 20-х годы XX в. там же – в Германии – возникает экзи­стенциализм(лат. exsistentia – существование).

Основные представители экзистенциализма в Германии: К.Ясперс, М.Хайдеггер. Во Франции: Г.Марсель, Ж.-П. Сартр. В Рос­сии: Н.Бердяев, Л.Шестов. Представителями экзистенциализма бы­ли талантливые писатели А.Камю, С.Бовуар, Кафка и др.

Эта доктрина делит мир на:

«неподлинный», отчужден­ный, в который человек уходит, чтобы убежать от самого себя и мир








Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1183;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.