Тема : Философская мысль Украины в XI – XXI вв.
Древняя культура славян, сохранявшая мифологические воззрения, и античная философия, существенно переосмысленная византийской христианской философией и получившей распространение в связи с введением христианства – явились той основой, на которой складывалась традиция философской мысли Киевской Руси.
В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории.
Важным аспектом понимания сущности человека и его познавательных возможностей было учение о разуме, чувствах и воле, которые направлены на познание Божественной истины и воедино соединяются в сердце. Сердце является центром, благодаря которому осуществляется причастность к внеземному, Божественному. Такие мысли изложены в XI веке митрополитом Илларионом в «Слове о Законе и Благодати».
Основатели гуманистической культуры Украины такие как: Котермак (Дрогобыч), Русин, Ориховский, на основе утверждения достоинства личности, развивали свои взгляды на смысл человеческой жизни и человеческой истории.
Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 году в г. Остроге на Волыни.
Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С.Яворский, Т.Прокопович, Г.Щербацкий, М.Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.
В конце XVIII в. воспитанник Киево-Могилянской академии Г.Сковорода(1722-1794), создал философскую систему, которую по праву можно назвать новым этапом в развитии философской мысли в Украине.
Основными положениями философской системы Г.Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.
Большое место в работах Г.Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.
В XIX в. на развитие философской мысли в Украине важное влияние оказала деятельность Кирилло-Мефодиевского братства(1845-1847) – тайной политической организации, главной задачей которой была борьба за социальное и национальное освобождение славянских народов. Яркими представителями кирилло-мефодиевцев были Т.Шевченко, Н.Костомаров и П.Кулиш.
Т.Шевченкохарактерен антропоцентризмом, который обусловливает восприятие окружающего мира (природы, истории, культуры) сквозь призму переживаний и потребностей личности.
Н.Костомаров является автором основного идеологического документа братства «Книга бытия украинского народа». В этом сочинении содержится историкофилософская концепция, в центре которой проблема «Украина и мир».
П.Кулишвидел миссию своей жизни в развитии национального самосознания украинского народа.
Значительное место в истории украинской духовной жизни второй половины XIX века занимал М.Драгоманов (1841-1895). Он считал эволюционный путь просвещения единственно возможным для достижения социального идеала.
Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель И.Франко(1856-1916). В поэзии И.Франко разрабатывал идею героя, личности свободной в обществе, но не свободной от общества.
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1008;