Монадология Лейбница.
Другой философ, математик, физик, юрист, историк Готфрид Вильгельм Лейбниц выдвинул учение о множественности субстанций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница - учение о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности. Лейбниц различал три вида монад (Презент. 5, слайд 7).
В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения степени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознательности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога. Такое представление вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами.
В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно…» (Лей6ниц Г. Монадология // Соч. в 4 т. - М., 1982-1983. Т.1 С. 418-419).
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1102;