Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем Просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
Основные черты эпохи Просвещения (Презент. 5, слайд 8):
1. Рационализм;
2. Влияние механизма;
3. Интерес к проблеме воспитания;
4. Освобождение от некоторой элитарности, присущей философии Возрождения;
5. Критика церковных догм;
6. Отрицание социальных, правовых устоев феодального общества;
7. Расхождение между нравственными, социальными идеалами и планами их осуществления;
8. Двойственное отношение к революции: страх и надежда;
9. Осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы;
10. Признание косвенной основой простого народа его невежество и суеверие;
11. Внимание к концентрированности и компактности знания (словари, энциклопедии);
12. Элементы литературно-художественного выражения идей
Представители эпохи Просвещения (Презент.5, слайд 9)
Следует подчеркнуть, что в философии XVIII в. присутствуют различные мировоззренческие направления, поскольку философия Просвещения подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).
К этому же периоду развития философии относятся английские философы-материалисты – Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704).
Гоббс систематизировал учение Бэкона с позиций формальной логики, а Локк выдвинул главную формулу эмпиризма: «В разуме нет ничего, что прежде не было бы в чувствах».
Лидером школы французских материалистов является Дени Дидро (1713-1784). Он был одним из наиболее образованных французских мыслителей в эпоху перед Великой французской революцией. Дидро выступил инициатором и вдохновителем создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Он сплотил вокруг себя таких выдающихся мыслителей и просветителей, как Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер, Руссо.
В работах и романах «Племянник Рамо», «Мысли об объяснении природы», «Философские принципы материи и движения» и других Дидро изложил свои взгляды на природу, человека и общество. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Бесконечность материального мира состоит в его единстве и многообразии. Много внимания он уделял объяснению развития.
Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Дидро считал, что мышление, отрывающееся от фактов и чувственности, может легко превратиться в пустые спекуляции. В свою очередь, совокупность фактов и примеров опыта без их рационального осмысления может не дать положительных результатов и привести к ошибкам. В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро осуществил классификацию наук. Он использовал идеи Ф. Бэкона, много внимания уделял обоснованию практической значимости наук.
Ж. Ламетри (1709-1751) в работе «Человек-машина» отстаивает позиции сенсуализма и принимает материальный мир как основу человеческих ощущений. Он излагает принципы материализма и познания, которые были поддержаны и развиты в последующем другими философами. Объективность существования материального мира он дополняет обоснованием внутреннего источника его развития, неотделимостью движения от материальных объектов. Вместе с тем, Ламетри считал непознаваемой сущность движения и самой материи.
Основной проблемой для себя и философии он считал взаимосвязь материи и сознания человека. Признавая первенство материального мира, Ламетри механистически упрощенно объясняет познание. Сознание и мышление выступают свойством (способностью) определенного вида материального мира, основания которых находятся в ощущениях. Человек отличается от животного в основном количественными признаками: размером и структурой мозга.
Его современник П.Голъ6ах (1723-1789), немец по происхождению, живший во Франции, свои философские позиции изложил в труде «Система природы» и других. Он подверг критике религиозные и иные спекулятивные, по его мнению, идеи и концепции по объяснению природы. Обосновал принцип редуцируемости - сводимости многообразия природы к различным формам движения материальных частиц. Гольбах отвергает идею Декарта о том, что движение материального мира имеет божественное происхождение. Движение присуще самой материи и неотделимо от нее. Движение, по Гольбаху рождает все многообразие свойств материального мира. Он отстаивал также принципы универсальности, причинности и детерминизма в понимании движения. Человек, по его мнению, органично включен в природный мир, его существование подчиняется законам природы, действующей цепи причин и следствий.
Еще один яркий представитель французского материализма века Просвещения - К. Гельвеций (1715-1771) в работах «Об уме», «О человеке» изучал не только признаки, существенные свойства и другие характеристики материального мира. Он более последовательно и многообразно, чем его современники, соотносил знания о природе с человеком. Сторонник последовательного детерминизма, Гeльвеций распространяет системность движущегося материального мира человека, но выдвигает также «закон интересов», характерный только для людей. Человек детерминирован не только своими естественными потребностями, но и страстями. При этом на первые позиции он ставит голод, физическую боль и самолюбие.
В своей этике Гельвеций отвергает религиозную мораль и обосновывает критерий пользы, трактуемый им как согласованность индивидуальных и общественных интересов. Но поскольку общество в его понимании представляет совокупность индивидов, то общественный интерес отражает позицию большинства, в которой и отражены интересы индивида.
Гельвеций, как и Гольбах, верил во всемогущество воспитания. Век Просвещения во Франции - период множества концепций воспитания. Гельвеций считал воспитание основополагающим для общества началом и условием его успешного развития. Предпосылкой «хорошего и правильного» воспитания являются, по его мнению, светская нравственность и справедливые законы.
Достаточно много внимания Гельвеций уделяет социально-политическим проблемам. Идеальной формой государства он считает республику, но не отвергает и «разумного правителя». Государство, по его мнению, должно объявлять и гарантировать основные человеческие права, заботиться о «хозяйских семьях» как основе и источнике воспроизведения общества. Он признавал естественность частной собственности, но предлагал справедливое и равномерное ее распределение е между гражданами.
Философия Нового времени характеризуется плюрализмом, проявившимся в качественных различиях между философскими учениями данного периода, примерами чего служат такие философские направления как эмпиризм Бэкона, рационализм Декарта, пантеизм Спинозы, материалистический сенсуализм Локка и идеалистический сенсуализм Беркли. Философия Нового времени отличается созданием всеобъемлющих систем и значительным развитием теории познания. Для философии Нового времени характерна острая критичность по отношению к философии Средневековья.
Вопросы для самопроверки (Презент. 5, слайд 10):
1. На каком основании ХVII в. называют «веком гениев»?
2. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
3. Что такое «эмпиризм» и «рационализм»?
4. Как называется учение о субстанции Декарта и в чем его суть?
5. В чем сходство и различие концепций научного метода Бэкона и Декарта?
6. Что такое «картезианское сомнение»?
7. Какова сущность монадологии Лейбница?
ДЕ 1. Что есть философия?
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1070;