Понятие субстанции
Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuпtia - сущность) - это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей.
Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной). Главными атрибутами являлись: духовной субстанции - мышление, материальной - протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция.
Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени - размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.
Декарт был сыном своего времени, и его философская система не была лишена внутренних противоречий. Рационалистические мотивы в его учении переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом. Заблуждения по Декарту - это продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли.
Декартовский дуализм подверг критике нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух), который разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. (През. 5, слайд 6). Центральная идея философии Спинозы - тождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы - видоизменения субстанции.
По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой - «natura naturans». Субстанция едина, модусов - бесчисленное множество. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник.
Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-политический трактат», «Этика». В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Учение о природе стало опорой для логического доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Согласно Спинозе, человек - существо, в котором модусу протяженности телу - соответствует модус мышления - душа. И по тому и по другому модусу человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость».
Вместе с передовыми умами ХVII в. - Ф. Бэконом и Р. Декартом - Б. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию. Спиноза считается основоположником научной критики Библии.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 983;