Quot;МОНАДОЛОГИЯ" — очерк философской систе­мы Лейбница, написанный в

"МОНАДОЛОГИЯ"— очерк философской систе­мы Лейбница, написанный в 1714 в последнее пребыва­ние автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому. "М." замыкает философскую трилогию, на-

чатую "Новыми опытами о человеческом разумении" и продолженную "Теодицеей". "М." впервые опубликова­на в 1721 после смерти Лейбница в латинском переводе под названием "Начала философии, или Тезисы, напи­санные в честь принца Евгения". Французский ориги­нал был впервые опубликован И. Эрдманом, который и назвал этот трактат "М.". На процесс создания Лейбни­цем учения о монадах оказали влияние философские идеи пифагорейцев, средневековой мистики, Бруно, а также естественно-научные идеи, в особенности откры­тия Сваммердамма, Мальпиги, Левенгука. Свое учение Лейбниц обосновывает в контексте принципов рациона­лизма и формальной логики и основывает на двух поло­жениях: во-первых, субстанция как исходный конститу­тивный элемент бытия должна отличаться простотой и неделимостью; во-вторых, она должна обладать способ­ностью действия и самостоятельностью. Монады как исходные начала всего сущего просты и неделимы, это "истинные атомы природы", "элементы вещей", кото­рые, однако, не обладают протяженностью и фигурой, и в силу этого есть "метафизические точки", "духовные единицы бытия". Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным пу­тем. Они рождаются "из беспрерывных, от момента до момента, излучений (fulgurations) Божества" и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем. Простота монад не исключает их логически бесконеч­ной сложности. Монады, будучи бесконечно малой ве­личиной, неисчерпаемы и бесконечно содержательны. Каждая монада индивидуальна, так как необходимо от­лична одна от другой. Мир в такой интерпретации пред­стает как максимальное разнообразие множества суще­ствований, с одной стороны, и как неисчерпаемое богат­ство явлений, с другой. Дуализму Декарта, монизму Спинозы Лейбниц противопоставляет субстанциональ­ный плюрализм. Лейбниц полагает, что вся природа полна жизни (витализм), а монады — центры жизнен­ной силы, они исполнены колоссальной активности, ли­бо потенциальной, либо актуальной. Смысл активности — в способности к изменению своих свойств и качеств, причем все изменения в монадах "исходят из внутрен­него начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады". Спонтанные и инициирован­ные изнутри изменения при этом не разрушают сущно­стное единство монады, а максимум возможных ампли­туд этих изменений свидетельствует о максиме интег­ральной активности монад. Концепция субстанции Лейбница в отличие от соответствующих концепций Де­карта и Спинозы позволила воссоздать действитель­ность в терминах качественности, деятельности и из­менчивости; противопоставить количественному подхо­ду к миру, прочно утвердившему в новоевропейской фи-

лософии, — качественный; механицизму — динамизм. Монады динамичны в силу своего внутреннего импуль­са к совершенствованию и абсолютизации своего бытия и поэтому "в них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий и, так сказать, бес­телесными автоматами". Деятельность монад заключа­ется в восприятиях (перцепциях), стремлении (appetitio), которое есть переход от одного восприятия к дру­гому, и апперцепциях. Реализация этой деятельности ве­дет, согласно Лейбницу, к вселенской иерархии монад во главе с верховной монадой — Богом, где каждая мо­нада отличается от другой степенью отчетливости в вос­приятиях и одержима стремлением к повышению свое­го места в этой иерархии. Лейбниц отождествляет само­развитие монад с ростом их самопознания и выделяет следующие виды монад: 1) простые, "голые" монады (nues), обладающие смутными восприятиями, бесконеч­но малыми перцепциями, в которых нет ничего раздель­ного и отчетливого. Они "спят без сновидений" и со­ставляют неорганическую природу; 2) развитые, мона­ды-души (ames), их восприятия более отчетливы и со­провождаются памятью, но они лишены самосознания и представляют собой страдательные души животных; 3) монады-духи (esprits) — способны не только к ясным перцепциям, но и апперцепциям, составляют души лю­дей. Мировая последовательность после монад-душ че­ловеческих предполагает бесконечное число степеней совершенства как воплощения разных этапов всеобщего процесса постижения абсолютной истины. Завершени­ем этой безграничности выступает Бог как бесконечный "предел", в котором нет границ, и "совершенство абсо­лютно бесконечно", Бог — высшая монада, которая еди­на, всеобща, необходима и которая "содержит в себе столько реальности, сколько возможно". В "М." пред­ставлены четыре доказательства и бытия Бога. Лейбниц вносит логическое уточнение доказательств и бытия Бо­га. "Бог существует" — это аналитическое суждение и не содержит никакого противоречия, и "этого достаточ­но уже, чтобы познать существование Бога априори". Апостериори позволяет убедиться в существовании Бо­га, по Лейбницу, космологическое доказательство. В ми­ре "существуют случайные существа, которые могут иметь свое последнее, или достаточное, основание толь­ко в необходимом существе, имеющем в себе самом ос­новании своего существования". Третье доказательство от вечных истин, без "которых не было бы не только ни­чего существующего, но даже и ничего возможного". Четвертое доказательство связано с наличием "предус­тановленной гармонии" в мире, автором которой являет­ся Бог. Бог выступает способом гармонизации монад. Монады "замкнуты и не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Акциден-

ции не могут отделяться и двигаться вне субстанции... ни субстанция, ни акциденция не смогут извне проник­нуть в монаду". Но монады находятся в зависимости од­на от другой, и эта взаимозависимость в подобном "спи­ритуалистическом" континууме допустима лишь как взаимная согласованность в перцепциях и апперцепци­ях монад. Лейбниц допускает идеальное влияние одной монады на другую, происходящее посредством Бога, ко­торый установил порядок между монадами, приняв во внимание каждую из них, и в каждой "он находит осно­вание, побуждающее его приспособлять одну к другой". Мир в учении Лейбница, таким образом, качественно многообразен, все в нем уникально и неповторимо, но в то же время един, через плюрализм монад Лейбницем проводится идея всеобщего монизма. Монады подобны синхронизированным часам, тогда как Бог — "верхов­ный часовщик", заложивший в монады абсолютные программы и тем самым создавший эту синхронность, в силу которой все в универсуме дышит "взаимным согла­сием". Теория "предустановленной гармонии" есть одна из форм артикуляции позиции деизма Лейбница. "Пре­дустановленная гармония" действует и в духовном, и в физическом мирах, но с той разницей, что души дейст­вуют согласно законам конечных причин, а тела — со­гласно законам действующих причин, но оба царства гармонизируют между собой. Лейбниц фиксирует также гармонию между физическим царством благодати, "между Богом как устроителем машины универсума и Богом, рассматриваемым как Монарх божественного Го­сударства Духов", т.е. "Бог как зодчий полностью удов­летворяет Бога как законодателя". Теория "предустанов­ленной гармонии" позволяет Лейбницу достичь ком­промисса между понятиями действующей и целевой причин. Механицизм (мир — "божественная машина", "естественный автомат") является способом, которым достигается высший финализм, в силу чего происходит не только спиритуализация причин, но и натурализация целей. Теория "предустановленной гармонии" имеет це­лый ряд транскрипций: онтологическую (единство раз­нообразия), гносеологическую (познавательная дея­тельность всех монад и ее результаты составляют еди­ную гармоническую систему), этическую ("под этим со­вершенным правлением не могут оставаться ни добрые дела без награды, ни злые без возмездия"), эстетичес­кую (реализация принципа совершенства). Идея преду­становленной гармонии задает также единство микро- и макрокосмоса. Вся бесконечная Вселенная "представле­на" в каждой из монад, и каждая монада со своей всегда уникальной "точкой зрения" репрезентирует мир и упо­добляется "живому зеркалу Вселенной". Эти бесчислен­ные "образы мира" как бы умножают Вселенную в бес­численное количество раз, раскрывая ее бесконечное со-

держательное богатство, и "как один и тот же город, ес­ли смотреть на него с разных сторон, кажется совершен­но иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества про­стых субстанций существует как бы столько различных универсумов, которые, однако, суть перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады". Таким образом, идея предустановлен­ной гармонии позволяет реализовать совершенство ка­кое только возможно, где предусматривается и наиболь­шее разнообразие, и наибольший порядок. Мир Лейбни­ца — это мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время — единый и гармоничный. Воистину — наилучший из миров, который из великого множества миров мудростью Бога познается, благостью избирается, могуществом производится. В этом аспекте монада Лейбница выступает предельным выражением идеи системности, так как не только она сама как эле­мент постигается через ее место в бесконечной системе отношений, но и система определяется через монаду (элемент), которая будучи бесконечно уникальной, про­дуцирует свою систему, свой особый мир.

И.И. Лещинская

МОНИЗМ (греч. monos — один)

МОНИЗМ(греч. monos — один) — 1) тип органи­зации философского знания, определяющийся наличи­ем в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполне­ние философской системы; семантически противосто­ит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках это­го принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней по­следовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действитель­ность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило, трансфор­мировался в дуализм или плюрализм. Однако в исто­рии философии имело место и обратное движение, что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движе­ние от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Посколь­ку понятие М. используется преимущественно во вто­ром значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии про­блемных философских полей, постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-фило­софском смысле.

В.И. Ретунский








Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1578;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.